Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века)
Автор: Зеленкина Татьяна Дмитриевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 452 раза
Библиографическое описание:
Зеленкина, Т. Д. Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века) / Т. Д. Зеленкина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/592/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема подростков группы риска является вечной для человеческого общества. Она пришла в настоящее из прошлого и будет актуальной в будущем.
Необходимо отметить, что благотворительная деятельность в России уходит корнями во времена Киевской Руси. Именно в этот период под влиянием князя Владимира, а затем и его правнука Владимира Мономаха, показывающих пример личного благодеяния, поощрения призрения страждущих становилось предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства. Первым документом, придающим организованный характер благотворительной деятельности, является Устав, принятый в 996 году. В соответствии с этим Уставом общественное призрение за нуждающимися в помощи и поддержки со стороны общества и государства поручалось церквям, монастырям, организованным при них благотворительным учреждениям. Этим же документом определялся и источник финансирования помощи - так называемая «десятина». Данный период характеризуется религиозно-благотворительной направленностью решения проблемы.
Со временем стала возрастать роль государства в благотворительной деятельности. При Петре I забота о нуждающихся была возложена наряду с церковью и на государственную администрацию (Камер Контора, Главный магистр, воеводы), включая и учреждения, занимающиеся проблемами подростков «группы риска». Начало целенаправленной работы с подростками «группы риска» можно считать со времени открытия по проекту И.И. Бецкого московского воспитательного дома для детей-сирот. В своем труде «Генеральный план московского воспитательного дома» он не только определяет правила приема, но и обосновывает содержание деятельности, которую сейчас мы можем назвать «социально-трудовой адаптацией». Основным средством подготовки подростков, отданных на воспитание, к самостоятельной жизни и деятельности он определяет труд.
В своей работе И.И. Бецкой говорит, что «... мальчиков отдавать учиться мастерствам, какие они по склонности выберут» [5, с. 131-134].
Им же разработана одна из первых классификаций подростков в процессе их профессионального самоопределения по природным способностям. И.И. Бецкой предлагает всех воспитанников делить на три «разбора», исходя из их дарования и способностей. «Первому стоять из тех, которые очевидно, могут отличаться в науках и художествах: второму, и который, конечно, величайшее число в себе заключает, из определенных быть ремесленниками и рукодельниками; а третьему, коих понятия тупы, из простых работников [5. с. 132].
Екатериной II в 1775 году в законодательном порядке устанавливается государственная система общественного призрения для всех сословий. В каждой губернии под председательством губернатора были созданы особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для душевнобольных, работные дома [4].
Данный период в большей степени мы связываем с государственно-религиозно-благотворительной направленностью решения проблемы профессионального самоопределения подростков группы риска.
Создание системы специально организованной деятельности с подростками «группы риска», по-нашему мнению, стала возможной благодаря созданию системы общеобразовательных и профессиональных школ различного типа для всех сословий, включая и самое низшее. И если до первой половины XIX в. в школы брали только детей и подростков, способных к учению, имеется в виду нормальных умственно и физически, то в 1839 году около г. Риги было открыто первое в России «Спасательно-воспитательное учреждение». Оно предназначалось для так называемых «нравственно - заброшенных подростков». В данное заведение принимались мальчики и девочки, все они учились, кроме того, мальчики занимались земледелием и сапожным ремеслом, а девочки рукоделием и домоводством.
К середине XIX в. заведения подобного типа были открыты в Нарве и Ревеле (Таллинн), в также в Санкт-Петербурге (Мариинский приют).
В этот период открываются учреждения реабилитационной направленности для подростков, детей арестантов и ссыльных, как мы сейчас говорим для подростков из неблагополучных семей и социальных сирот. К концу XIX в. таких учреждений насчитывалось свыше 10. Реабилитационная работа и профессиональное самоопределение подростков осуществлялось через систему воспитательных мероприятий, носивших религиозный характер и в процессе ремесленной подготовки. Педагогическая, социальная помощь в социальном и профессиональном становлении продолжалась и после выпуска из этих учреждений, т.е. носила пролонгированный характер.
В конце 1890 года инженер-путеец Петр Иванович Христианович открыл при железнодорожной станции Екатеринослав двухклассную общеобразовательную школу для детей малоимущих родителей - стрелочников, смазчиков, кондукторов. Эта школа, в которой круглогодично обучалось до 150 учащихся 9-12 лет, просуществовала до революции.
Интересен опыт работы Ярославского приюта для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. Особенностью организации и содержания его является попытка перенести содержание и структуру семейного воспитания, подготовки подростков к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности в рамки формального образовательно - воспитательного учреждения. Союз детей (10-15 человек) жил вместе с семьей смотрителя (воспитателя). Подростки учились ремеслам, перенимали опыт жизни в семье, получали элементарное образование [2, с. 64].
В России получает бурное развитие деятельность по созданию благотворительных обществ и благотворительных заведений. К концу XIX века таковых насчитывается уже 14854, а их помощью ежегодно пользовались около 7 млн. человек. Кроме того, в благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тысяч человек [3, с. 6].
Таким образом, на основании анализа, мы можем сказать, что проблема профессионального самоопределения подростков группы риска решалась в общественно-государственной благотворительной деятельности, связанной с призрением детей, подростков, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны общества, государства.
Интересным представляется опрос, произведенный в 1912 году 199 воспитанников-подростков Рукавишниковского приюта в Москве. Автор, изучая типы детской беспризорности, отмечает, что 60% подростков попали в приют из мест «учения и услужения». Так в то время называли ремесленное ученичество.
Можно двояко оценивать данную форму социальной и производственной адаптации подростков, которых мы называем социальными сиротами, подростками группы риска.
С одной стороны, акцентируя внимание на их бесправное положение, отсутствие нормативно-правового механизма регулирования отношений мастера и ученика подмастерья, отсутствие контроля со стороны государства, прогрессивные педагоги, писатели, общественные деятели отмечали отрицательные стороны этой формы интеграции подростков в социально-производственную среду, их социальное и профессиональное самоопределение.
Крайне тяжелом и бесправном положении учеников «в людях» Д.И. Писарев в частности писал: «Правда, что обучение тех мальчиков, которые отдаются на выучку к хозяевам, продолжается очень долго, года четыре и больше, но ведь это происходит не от того, что ремесло действительно трудно и головоломно, а от того, что первые годы учения тратятся мальчиком обыкновенно на исполнение разных мелких комиссий, которые дают ему хозяин и подмастерья и которые, развивая быстроту ног, в то же время нисколько не знакомят его с техническими тайнами мастерской [1, с. 109].
С другой стороны, эта форма сыграла определенную положительную роль как форма массового профессионального образования и как форма социально-производственной адаптации подростков группы риска.
Действительно, в связи с отсутствием в России системы начального профессионального образования, основная масса подростков после окончания нескольких классов низшей общеобразовательной школы вынуждена решать проблему своего самоопределения самостоятельно. В том случае, если он совершил проступок против закона подросток попадал в приют и там получал ремесленную подготовку, а затем и трудоустраивался в соответствии с полученной профессиональной подготовкой. С этой точки зрения системе ремесленного ученичества была своеобразным буфером социальной дезадаптации подростков, особенно подростков-сирот или оставшихся без попечения родителей. Да, там было бесправно, там было тяжело, да, там работали за содержание, но все же это было лучше, чем в ученичестве на производстве и тем более, лучше, чем на улице, в притоне, воровской шайке и т.д.
Критика ремесленного ученичества того времени связана, не только в связи с тяжелым положением подростков, а, прежде всего с тем, что это была архаичная система профессиональной подготовки и на смену ей шла государственная система начального профессионального образования.
Для основной массы подростков группы риска (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения семьи, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, было два пути: либо с 11-12 лет тяжелый, физический фабричный или сельский труд, либо идти «в люди» учиться жизни и ремеслу.
Анализируя состояние ремесленнического ученичества и его влияние на процесс профессионального самоопределения подростков группы риска, К.Д. Ушинский предлагал для детей, круглых сирот, открыть ремесленнические школы, отмечая, что таких детей в России немного [1, с. 127].
Если объединить мысли общественных деятелей, педагогов о проблеме подготовки детей к труду и выбору профессии, то их можно свести к следующему:
1. Процесс профессионального самоопределения должен иметь длительный по времени (пролонгированный) характер.
2. Готовить к будущей трудовой деятельности должна школа, сочетая при этом трудовую деятельность с трудовым воспитанием.
3. Основным средством профессионального выбора является участие в труде. При этом, с одной стороны, выявляются и развиваются склонности, способности и интересы, с другой - осуществляется поиск профессионального жизненного пути.
4. Всеми подчеркивалась необходимость - профессиональное образование предварять общеобразовательной подготовкой, в процессе которой проявляются и развиваются склонности и способности подростка, как главная основа выбора профессии.
5. Неприятие для развития подростка и его профессионального самоопределения раннего «специализма», т.е. раннего профессионального обучения. По этому поводу Н.Г. Чернышевский писал: «Вы хромого сделали кровельщиком, глухонемого - музыкантом, бессильного труса - кучером; что же чудного, если и кровельщик ваш и музыкант, и кучер - все одинаково плохо исполняют свое дело? А если бы поступить разумно, подождав, пока можно будет различать качества этих людей и пока они поймут, к чему они годны, тогда и результаты были бы не те: тому глухота не помешала бы сделаться хорошим кровельщиком, другому трусость - хорошим скрипачем, третьему - хромота - хорошим кучером [1, с. 123].
Решение проблемы в рамках семейного трудового воспитания, ремесленнического ученичества, начальной профессиональной подготовки является еще одним важным направлением оказания помощи подросткам группы риска в их профессиональном самоопределении.
К концу XIX в. завершилось формирование Российской модели социальной защиты, реабилитации, профессионального самоопределения подростков группы риска, которая характеризуется следующими признаками [4]:
1. Благотворительная основа деятельности.
2. Осуществление работы по социальной, медицинской коррекции и профессиональному определению подростков в специально устраиваемых колониях, фермах, рабочих приютах, школах объединенных общим названием «приют».
3. Как правило, воспитание в данных заведениях носило семейный характер.
4. Высокое, для данного периода, медико - психолого - педагогическое обеспечение.
5. Осуществление всестороннего изучения характера, привычек, наклонностей, в том числе и способностей к какому-либо виду деятельности.
6. Наличие института попечительства и социальной опеки.
7. Пролонгированный характер специально организованной деятельности по оказанию помощи подросткам «группы риска» в их средовой адаптации и профессиональном самоопределении.
Литература:
Антология педагогической мысли: в 3 т. Т.2 Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании, сост. Н.Н. Кузьмин. – М.: Высш.шк., 1989. – 463 с.
Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция/Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 1991 г. – М.: Изд-во МАИ, 1992. -103 с.
Колледж по подготовке социальных работников. Концептуальные основы развития. – М.: 1996. – 68 с.
Савиных В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска: Монография. – Курган: Изд-во «Зауралье», 2000. – 332 с.
Хрестоматия по истории педагогики/Под ред. Н.А. Желвакова. – М.:1936.