Организация обучения детей-инвалидов в условиях Минусинской коррекционной школы-интерната VIII вида
Автор: Ступак Ольга Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2014
Статья просмотрена: 2056 раз
Библиографическое описание:
Ступак, О. В. Организация обучения детей-инвалидов в условиях Минусинской коррекционной школы-интерната VIII вида / О. В. Ступак. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6787/ (дата обращения: 19.12.2024).
Система специального образования в России представляет собой многовариативную модель, включающую в себя разные формы организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени. В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, как и все дети с ограниченными возможностями здоровья, могут обучаться как в специальных отдельных классах, группах или в отдельных организациях, так и совместно со здоровыми сверстниками (п.4 ст.79).
Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии, стала организация в специальной (коррекционной) школе специальных классов для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и классов для детей со сложной структурой дефекта, где требуются свои условия сопровождения и, следовательно, соответствующая им адаптивная образовательная среда.
Классы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и классы для детей со сложной структурой дефекта создаются с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной подготовки и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты или индивидуальной трудовой деятельности.
В специальные классы принимаются дети, имеющие умеренную и тяжелую умственную отсталость и сложную структуру дефекта, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
Особенности организации учебно-воспитательной работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, регламентированы Письмом Министерства образования РФ от 03.04.2003 № 27/2722–6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Включение в систему специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, закрепило за ними право на получение образования, которое «приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребёнка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребёнка» (статья 23, п.3 Конвенции о правах ребёнка, ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.)
Обучение детей, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость и сложную структуру дефекта, в специальном классе осуществляется на основе нормативно-правовых актов, локальных актов учреждения, регламентирующих деятельность с детьми данной категории.
Адаптированные образовательные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [8], Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [5], примерными программами для образовательных организаций, реализующих адаптированные программы [1, 2, 10, 13], базисным учебным планом, составленным на основе приложения к письму министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013 г., программой трудового обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида под ред. Щербаковой А. М., курса «Общая трудовая подготовка на базе швейной мастерской» и «Художественная обработка швейных изделий», рекомендациями краевой психолого-медико-педагогической комиссии и предназначены для работы с детьми с учетом специфических особенностей моторного, сенсорного, умственного, речевого, эмоционального и социально-личностного развития детей, их ведущих мотивов и потребностей.
Адаптированные образовательные программы являются составной частью индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, разрабатываемой бюро МСЭ в соответствии с ФЗ о социальной защите инвалида. Адаптированные образовательные программы утверждаются руководителем и педагогическим советом учреждения, согласовываются с родителями (законными представителями). Адаптированные образовательные программы обучения предусматривают диагностические параметры освоения их содержания. Отслеживание результатов уровня обученности учащихся, корректировка содержания адаптированной образовательной программы обучения осуществляется в рамках работы психолого-медико-педгогического консилиума учреждения. Сроки освоения адаптированных образовательных программ в специальном классе определяются индивидуальными возможностями конкретного ребёнка и составляют не более 10 лет.
Содержание образования в специальных классах предусматривает решение следующих задач:
- формирование представлений о себе;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
- формирование коммуникативных умений;
- обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
- обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям обучающихся, воспитанников;
- овладение доступными образовательными уровнями.
Ведущую роль в учебно-воспитательном процессе детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и детей со сложной структурой дефекта, занимает трудовое обучение как основной способ адаптации к жизни. Для комфортного существования ребенка-инвалида в социальной среде, успешной реализации в ней его потребностей и целей в нашем образовательном учреждении создана система трудовой подготовки, позволяющая обучающимся овладеть несложными видами работ. Трудовое обучение строится на базе подготовки учащихся, полученной в начальный период обучения, главным образом, на уроках предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда и затем продолжается в старшем возрасте. Противопоказанием для выполнения трудовых операций являются только активные психические заболевания, при которых проявляется грубая агрессия. Конечная цель трудового обучения — подготовить учащихся к выполнению несложных работ в особо созданных условиях: работ в бригаде под контролем, без регламентирующего темпа, не требующая специальных знаний, по трафарету, по шаблону, отдельные неквалифицированные операции (основание — рекомендации Министерства образования «Перечень показанных и противопоказанных видов труда для инвалидов с различной патологией», Москва, 1996 г.)
Организация трудового обучения в условиях образовательного учреждения включает в себя следующие направления работы: ручной труд (1–4 классы), ремесло (5–7 классы), хозяйственно-бытовой труд (5–9 классы), подготовка младшего обслуживающего персонала (8–10 классы), швейное дело (8–10 классы).
На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания обучающиеся овладевают общетрудовыми умениями и навыками, знаниями о различных материалах и способах их обработки, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость и сложную структуру дефекта.
Предусмотрены следующие виды труда:
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природным материалом (4 класс).
Работа с бумагой и картоном.
Работа с тканью.
Работа с металлоконструктором (4 класс).
На уроках ремесла учащиеся получают элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. На начальном этапе обучения дети научаются наиболее легким операциям, не требующим применения специальных инструментов (сгибание и разрывание бумаги, резание и т. д.). Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилками, ножом, ножницами, щетками для намазывания клея, шаблонами.) На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети учатся рассказывать о выполненной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать свое и чужое изделие.
Работа по хозяйственно-бытовому труду включает два раздела: самообслуживание (1–4 классы) и хозяйственно-бытовой труд (5–9 классы).
Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию и личной гигиене. Основная воспитательная задача направлена на привитие детям навыков самостоятельности, устранение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей видах деятельности в быту.
Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жилище, одежда, обувь, питание. На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся учатся планировать свою работу, начинают осознавать необходимость определенных действий, их логическую последовательность и качество выполнения; кроме этого на уроках хозяйственно-бытового труда формируются простейшие счетно-измерительные навыки, необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.
На уроках швейного дела, в специально оборудованном кабинете, дети осваивают доступные операции на бытовой швейной машине с электроприводом, выполняют работу с тканью, кожей, с использованием игл, ножниц, булавок, линейки, шаблонов; изготавливают простые пошивочные изделия: салфетки, сумки, мешки, чехлы и т. д.; знакомятся с основами специальной технологии.
Кабинет оборудован бытовыми швейными машинами с электроприводом, оверлоком, утюгом, гладильной доской; рассчитан на 4 рабочих места, оснащенных в соответствии с требованиями охраны труда: резиновыми ковриками, индивидуальными розетками европейского вида, тумблером быстрого выключения электроэнергии. Кроме того, имеется достаточное количество мебели для хранения различного рода мелкого швейного инвентаря и работ учащихся.
В целях учета индивидуальных особенностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и детей со сложной структурой дефекта, составляются адаптированные образовательные программы обучения. В содержание образовательных программ по трудовому обучению вносятся действия и операции, находящиеся в зоне ближайшего развития ребенка и планируются субъективные шаги обучаемого по освоению внесенных действий и операций.
Для некоторых учащихся в силу их индивидуальных и психофизических возможностей предусмотрено формирование навыка выполнения отдельных доступных операций. Важным условием для создания мотивации дальнейшей конструктивной деятельности ребенка является донесение до него информации о его вкладе в конечный продукт. Результатом трудового обучения учащихся является не только обученность выполнению доступных трудовых операций, но и предъявление определенных количественных, временных и качественных требований в процессе выполнения трудовых действий.
По достижению учащимися 18-летнего возраста вне зависимости от уровня допрофессиональной подготовки дети-инвалиды включаются в систему мероприятий социальной реабилитации: проведение занятий по развитию коммуникации, предметной деятельности, формирование социально-трудовых навыков, формирование отдельных трудовых операций и другое.
Литература:
1. Баряева Л. Б., Бойков Д. И., Липаков В. И. и др. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.СПб.:ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.480с.
2. Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007. 239 с.
3. Закон Красноярского края о социальной поддержке инвалидов от 10 декабря 2004 г. № 12–2707.
4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
5. Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013.42 с.
6. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 75 с.
7. Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае: приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края. URL://www.krao.ru/at-topic.php?t=19
8. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
9. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект: Письмо Минобразования РФ от3 апреля 2003 г. № 27/2722–6. URL://www.krao.ru/at-topic.php?t=19
10. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007. 181 с.
11. Постановление от 17 ноября 2003 года № 322-п по Красноярскому краю «Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями развития».
12. Постановление от 17 ноября 2003 года № 321-п по Красноярскому краю «Об утверждении перечня мероприятий по реализации концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
13. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1984. 97 с.
14. Программа трудового обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида под ред. Щербаковой А. М.