Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Трапезникова, Е. С. Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы / Е. С. Трапезникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 379-382. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78391/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассмотрена проектная деятельность социокультурных учреждений. Представлены положительные эффекты создания и реализации проектов для различных групп населения. Обоснована значимость проектной деятельности учреждений как способа формирования социокультурного пространства в регионах России в условиях реализации единой государственной культурной политики.

Ключевые слова : проектная деятельность, учреждения социально-культурной сферы, социокультурный проект, социокультурное пространство, развитие регионов, культурные ценности.

The article deals with the project development of sociocultural institutions. The article discusses the positive effects of the creation and implementation of projects for various groups of the population. It shows the importance of the project development as a way of forming a sociocultural field in the regions of Russia as a part of a unified state cultural policy.

Keywords: project development, institutions of social and cultural sphere, sociocultural project, sociocultural environment, regional development, cultural values.

В настоящее время, в условиях перехода к постиндустриальному обществу, где определяющим фактором научно-технологического и социально-экономического развития страны является человеческий потенциал, повышается значимость культурной политики государства, социально-культурных институтов как центров общественных культурных инициатив, оказывающих влияние на развитие личности и общества в целом.

Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы, посредством реализации различных программ и проектов, направлена на решение важных социальных проблем (потеря ценностных ориентиров в обществе, низкий уровень культуры и социальной активности граждан в регионах России), личностное развитие человека, воздействует на формирование социокультурного пространства. В настоящее время проектная деятельность является одним из перспективных направлений деятельности учреждений социально-культурной сферы, что обусловливает актуальность изучения выбранной темы.

Вопросы проектного управления и проектной деятельности рассматриваются в исследованиях В. М. Аньшина, В. И. Воропаева, О. Н. Ильиной, И. И. Мазура, Н. Г. Ольдерогге, О. Г. Прикота, В. Д. Шапиро и др. Изучению социокультурного пространства посвящены труды Н. И. Лапина, Ю. М. Лотмана, П. А. Сорокина и др. Проектная деятельность организаций социокультурной направленности освещается в работах Т. В. Абанкиной, О. Н. Астафьевой, С. Н. Горушкиной, С. А. Тихониной, В. Л. Тульчинского, А. Я. Рубинштейна, Е. Л. Шековой и др. Исследованию социокультурного проектирования посвящены работы Л. И. Берестовой, Г. И. Грибковой, Т. В. Козловой, В. И. Курбатова, В. Н. Лексина, Э. А. Орловой и др.

Проектная деятельность в процессе становления человеческого общества развивалась в контексте развития науки и техники, в основном — для продвижения технических достижений. В последние десятилетия прошлого века в научно-технической политике наметилось смещение акцентов в сторону ее социализации, гуманитарного развития: решение важнейших социальных задач, безопасность личности и общества становятся приоритетными в сфере научного и технического проектирования.

В настоящее время создание и реализация проектов осуществляются в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере культуры. Проектная деятельность отличается многоуровневостью, осуществляется как органами власти — государственными и муниципальными, так и социокультурными институтами.

Осуществление проектной деятельности на уровне органов государственной власти Российской Федерации закреплено Постановлениями Правительства РФ, в которых утверждены регламент осуществления проектного управления на уровне Правительства [2], правила разработки стратегических документов (с применением проектного подхода) [1]. Разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти [3].

На уровне государственных (муниципальных) органов власти определяются направления и стратегии развития социально-культурной сферы с помощью управления проектами (программами) федерального, регионального и муниципального уровней соответственно; происходит распределение бюджетных средств соответствующего уровня для реализации проектов (программ).

На уровне социокультурных институтов, осуществляющих проектную деятельность, создаются проекты в форме «локальной идеи, направленной на реализацию творческого замысла» [4, с. 106] культурно-просветительской, образовательной, социальной направленности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 под «проектом» подразумевается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений» [2]. «Проектная деятельность» определяется как «деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов» [2].

Под социокультурным пространством будем понимать проектируемую человеком в соответствии с его жизненными ценностями пространственную среду; пространство, обладающее протяженностью, структурностью, неоднородностью, состоящее из индивидуумов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой [7, с. 170].

Таким образом, проектная деятельность социокультурных учреждений в окружающем пространстве — создание и реализация проектов, направленных на решение актуальных проблем в социально-культурной сфере.

Проект всегда уникален, ограничен во времени, нацелен на получение определенных результатов, на достижение конкретных целей. Социокультурный проект — «созданная инициаторами социокультурная новация, целью которой является создание, изменение, совершенствование материальных или духовных благ, имеющих важное социокультурное значение» [5, с. 58].

Объектами социокультурного проектирования являются как сама социокультурная сфера, так и ее составляющие — отношения, процессы, организации социокультурной направленности.

К институтам, осуществляющим социокультурную деятельность, можно отнести следующие: образовательные организации; научные учреждения; учреждения культуры и искусства; институты СМИ.

Социокультурные проекты классифицируют по различным признакам, например:

− по содержанию деятельности (включает конкретную область социально-культурной сферы или несколько областей);

− по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные краткосрочные проекты);

− по масштабности преобразований (мегапроекты, макропроекты, микропроекты);

− по характеру изменений (инновационные или поддерживающие проекты);

− по условиям финансирования (бюджетное финансирование, привлечение инвестиций, личных средств) и др.

Проектная деятельность социокультурных учреждений направлена на изменение и совершенствование уровня жизни граждан страны, улучшение социальных отношений. Реализация социокультурных проектов приобретает важное значение для определенных социальных и возрастных групп населения:

  1. для детей и подростков; в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, детей из малоимущих, многодетных и неполных семей, несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и (или) иной трудной жизненной ситуации. Участие в проектах детей и подростков способствует развитию их познавательных, интеллектуальных, творческих способностей, формированию необходимых личностных качеств, коммуникативных навыков, мотивации к обучению, саморазвитию, реализации творческого потенциала, возможности общения между собой. Организация и проведение культурных, образовательных, познавательных и развлекательных проектов для детей направлены на социализацию, воспитание эстетического вкуса, развитие духовно-нравственного, творческого, интеллектуального потенциала каждого ребенка.
  2. для молодежи и студентов. Проекты для молодежи направлены на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, становление гражданственности, активное участие в общественной жизни, формирование собственной жизненной позиции, способствуют личностному и профессиональному развитию, предоставляют возможность поделиться своим творчеством, мыслями и идеями, обменяться опытом, приобщиться к современному искусству и мировому культурному наследию.
  3. для ветеранов труда, инвалидов и пенсионеров. Социокультурные проекты направлены на социализацию и вовлечение в активную творческую деятельность ветеранов Великой Отечественной войны, одиноких пожилых людей и инвалидов. Организация и проведение различных мероприятий в рамках проектов способствуют позитивному настроению участников мероприятий, социальной адаптации, веры в себя и свои возможности, развитию творческих способностей, памяти и мышления, коммуникативных навыков, расширению представлений о культуре и искусстве, создают непринужденную атмосферу сотрудничества, доверия и взаимодействия.
  4. для различных категорий населения. Создание и реализация проектов для всех возрастных и социальных групп населения — фестивальные и конкурсные движения, телевизионные шоу, массовые городские праздничные и спортивные мероприятия, выставки, экскурсии, театрализованные представления — способствуют вовлечению граждан в творческую и культурную жизнь города. Культурно-просветительская, культурно-образовательная и культурно-досуговая деятельность социокультурных учреждений предоставляет возможность каждому приобщиться к традиционной народной культуре, мировой художественной культуре, организовать свой досуг и отдых, погрузиться в атмосферу праздника, способствует духовному единению и творческому общению граждан.

Разработка и реализация проектов социокультурными учреждениями способствует интеграции субъектов культурной деятельности. В нынешнее время — в условиях диверсификации источников финансирования в сфере культуры, внедрения рыночных отношений, маркетинга образовательных услуг — привлечение социальных партнеров, применение бизнес-технологий в деятельности организации становится все более актуальным.

Совместная реализация творческих проектов — взаимодействие с органами власти, общественными объединениями, частными организациями — способствует расширению ресурсной базы, целевой аудитории проекта, продвижению в информационном пространстве, привлечению дополнительных источников финансирования, достижению общих целей консолидированными усилиями; в перспективе — эффективному функционированию учреждений, повышению конкурентоспособности и престижа организаций, расширению сферы влияния на развитие человека и общества в целом.

Важное значение проектная деятельность учреждений социокультурной направленности приобретает в контексте реализации единой государственной культурной политики. Географические, климатические, культурные особенности Российской Федерации, выражающиеся в территориальной протяженности, культурном разнообразии, различной плотности населения оказывают влияние на формирование социокультурного пространства на территории страны.

Неоднородность социокультурного пространства в регионах России особенно явно проявляется в малонаселенных пунктах, труднодоступных районах, что негативно сказывается на духовно-нравственном воспитании и творческом развитии подрастающего поколения, человеческом потенциале России. Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы направлена на выравнивание региональных отличий (уровня и качества жизни граждан, обеспечение равного доступа к культурным ценностям, сохранение и популяризацию нематериального культурного наследия народов России), социокультурное развитие регионов.

Таким образом, проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы, ориентированная на быстро изменяющиеся условия внешней среды, социальные запросы общества, достижение уникальных результатов в условиях ограниченных ресурсов, наиболее точно отвечает вызовам современности. Деятельность учреждений — с одной стороны — обеспечивает возможности для инновационного развития организаций, с другой стороны — направлена на качественные преобразования окружающего пространства: совершенствование социальных отношений, просвещение общества, возрождение культурных ценностей, формирование творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех отраслях науки, культуры и производства [6, с. 3].

Литература:

  1. Постановление Правительства от 12.10.2017 года № 1242 «О разработке, реализации и оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации
  2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации
  3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти (утв. Правительством РФ 12 марта 2018 г. № 1937п-П6)
  4. Астафьева О. Н., Горушкина С. Н. Инфраструктура культуры локальных территорий и место проектной деятельности в ее развитии [Текст] // Местные сообщества: проблемы социокультурного развития: сборник научных статей / под ред. Ю. М. Резника, Н. И. Мироновой. — М.: Независимый институт гражданского общества, 2010. — С. 102–118
  5. Берестова Л. И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие / Л. И. Берестова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юриспруденция, 2015. — 104 с.
  6. Седых Е. П. Особенности проектного управления образовательными системами // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6, № 4. С. 3–15. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/29 (дата обращения 02.12.2020).
  7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; [общ. ред., сост. и предисл., с. 2–16, А. Ю. Согомонова]. — М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, социально-культурная сфера, социокультурное пространство, реализация проектов, проектная деятельность учреждений, проект, орган власти, регион России, социокультурная направленность, Российская Федерация.


Ключевые слова

проектная деятельность, культурные ценности, социокультурный проект, социокультурное пространство, учреждения социально-культурной сферы, развитие регионов
Задать вопрос