Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции
Авторы: Макаренкова Ирина Дмитриевна, Чернышева Татьяна Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 04.04.2017
Статья просмотрена: 903 раза
Библиографическое описание:
Макаренкова, И. Д. Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции / И. Д. Макаренкова, Т. С. Чернышева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12178/ (дата обращения: 02.12.2024).
Перед учителями английского языка стоит задача развития иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Готовность к жизни в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Школьникам необходимы для будущей деятельности фоновые и предметные знания языка, они должны иметь знания о реалиях английского языка, традициях и обычаях другой страны. Актуальность проблемы развития социокультурной компетенции определяется многими причинами, в том числе и непростой экономической ситуацией, не позволяющей сегодня многим учащимся выезжать за границу и оказываться в иноязычной среде. Учителю необходимо обратить внимание на расширение объёма социокультурных знаний за счёт тематики речевого общения и умения использовать языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Только культура в различных её проявлениях содействует формированию личности человека. [2].
Именно достаточно сформированная социокультурная компетенция учащихся позволяет эффективно контактировать в конкретной сфере и ситуации общения и достигать цели коммуникации.
Для педагога необходимо правильно сформировать языковую среду. Именно языковая среда — основное средство и условие обучения. Для решения этой задачи важно правильно использовать такие составные компоненты языковой среды как УМК, ИКТ, аутентичные материалы.
На средней ступени обучения на первый план для подростков выходит общение со сверстниками, поэтому увеличивается объем исследовательской деятельности в рамках проектной (проведение опросов, голосований и представление их результатов, интервью с зарубежным собеседником). Именно проектная работа дает возможность расширения коммуникативного опыта, в том числе умения строить свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально — культурных особенностей страны изучаемого языка.
УМК под редакцией Ю. Ваулиной для 5 класса даёт возможность на уроках английского языка создавать следующие виды проектов:
- Исследовательские — ученики выдвигают различные гипотезы решения проблемы, находят пути её решения, обсуждают актуальность исследования, анализируют полученные результаты, делают выводы.
- Творческие — предполагают соответствующее оформление результатов. Проект может быть представлен в форме постера, газеты, журнала, альбома, сочинения, презентации, видеофильма и т. д.
- Ролево-игровые проекты — в основе проекта лежат игровые элементы, коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям.
- Практико-ориентированные проекты— предполагаютсовершенствование межпредметных связей и отработку лексики на английском языке.
Подобранный материал для формирования социокультурной компетенции через проектную деятельность должен быть аутентичным, информационно насыщенным, иметь страноведческую и лингвострановедческую значимость. В своей работе учитель должен обратить внимание на интересы, увлечения учащихся. Информация для проекта подбирается современная и актуальная, в соответствии с принципами тематичности и нарастания сложности.
Ниже приводим примеры работы над проектами по УМК Ю. Ваулиной «Английский в фокусе» для 5 класса (Culture Corner) (Таблица 1).
Таблица 1
Проект |
Продукт |
Языковые знания |
Навыки иумения коммуникативного поведения |
Школы в Англии |
Постер |
Типы школ в Англии Обращение к учителю Форма для выбора предметов по выбору. |
Оперирование отобранными страноведческими знаниями на основе составления диаграмм. Составление диаграмм с целью акцентирования внимания на значимых моментах системы образования |
Сувениры Великобритании |
Фотоальбом сувениров |
Лексика по теме (названия стран, сувениров) |
Знание стереотипов, умение применять исторические знания в ситуации общения |
Типичный английский дом |
Видео экскурсия по английскому дому |
Лексика по теме (типы домов в Англии, характерные особенности английского дома) |
Знание традиций в ситуации общения |
Американская ТВ семья |
Викторина |
Лексика по теме (описание внешности и характера) |
Общение на основе аутентичных материалов |
Забавные животные |
Визитная карточка |
Лексика по теме (описание животного) |
Умение строить языковое высказывание с использованием визитной карточки |
Туристические достопримечательности |
Экскурсия |
Лексика для описания достопримечательностей |
Умение общаться в языковых реалиях |
Климат |
Веб страница |
Лексика по теме «Погода», «Одежда» |
Умение составлять рекомендации с учётом погодных условий |
Праздники |
Викторина |
Лексика по теме «Праздники» |
Оперирование страноведческими знаниями |
Оживлённые места Лондона |
Буклет |
Лексика по теме «Лондон» |
Умение общаться адекватно ситуации |
Путешествие |
Настольная игра |
Лексика по теме «Путешествие» |
Умение общаться в межкультурной языковой среде |
Данные темы предлагаются учебной программой, но они должны быть достаточно интересными для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, так как именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Тематика проектов имеет социокультурную направленность, обеспечивает практическую направленность.
На организационном этапе важно определить временные рамки, продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся, обсудить план создания проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов. Например, при создании проекта по теме «Сувениры Великобритании» трудным оказалось выбрать продукт проекта. После обсуждения остановились на оптимальной для пятиклассников форме — фотоальбом.
В процессе работы над проектом учащиеся собирают, систематизируют и обобщают собранную информацию. При этом ученики обращаются к различным печатным и Интернет-источникам. Учитель помогает сориентироваться в фактах иноязычной культуры и дать их адекватную интерпретацию, представить оценочное описание фактов, реалий и событий. На этом этапе обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц.
Так, в рамках работы над проектом «Типичный английский дом», появилась необходимость сравнения русского и английского дома, использования дополнительных источников для создания проекта.
На третьем этапе работы учащиеся демонстрируют проект, анализируют полученные результаты, участвуют в оценке и самооценке. В ходе оценки работы над проектом обращается внимание на актуальность, новизну темы, практическую ценность, качество оформления продукта. Критерии оценки и самооценки учащимся предоставляются заранее.
Материалом для проектной работы могут быть аутентичные тексты информационно-справочного характера: аудиоинформация в музеях, путеводители, реклама для туристов, объявления в аэропорту, вокзале, в транспорте, меню в ресторанах и кафе. Для создания реальной ситуации общения и ознакомления с реалиями англоязычных стран при работе над проектами используются прогноз погоды, новости, спортивные репортажи, инструкции, интервью. Всё это стимулирует творческую активность школьников, повышает мотивацию.
Использование ролевых игр (экскурсия) как продукт проекта способствуют развитию социокультурной и коммуникативной компетенций. Во время экскурсии учащиеся используют сведения по географии и истории страны изучаемого языка, факты повседневной жизни, символику, информацию о поведенческой культуре, включающей особенности поведения в различных ситуациях, разговорные формулы.
Проектная деятельность даёт возможность участия в диалоге культур, знакомит с историей и современной жизнью страны изучаемого языка. Знания социокультурного фона позволяет формировать коммуникативную компетенцию. Работа над проектами дел ает изучение английского языка привлекательным для учащихся, в полной мере способствует формированию социокультурной компетенции. Всё это может стать эффективным средством накопления социокультурных знаний.
Работа над проектами даёт возможность обратиться к личному опыту учащихся, учит их оперировать фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в своей жизни. Данный вид работы позволяет сравнить культуру своей страны и страны изучаемого языка, формирует толерантное отношение к иноязычной культуре, учит выражать своё личное отношение к событиям и фактам.
Проектная деятельность развивают интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание.
Тематика проектных работ предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения языковым материалом учащимися. Согласно ФГОС должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого. Для снятия трудностей, возникающих у пятиклассников при работе с лексическим и грамматическим материалом, логически связным построением текста, оформлением и презентацией проектов учитель должен правильно организовать взаимодействие с учащимися.
Таким образом, проектная деятельность позволяет учителю эффективно формировать социокультурную компетенцию через ознакомление с историей, традициями, культурой англоговорящих стран; создание реальных условий общения на иностранном языке, способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, росту творческого потенциала, самостоятельности, активности учеников в изучении языка.
Литература:
- Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. — 2007,№ 1. — С.3–8
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е издание. — М.: Просвещение. — 1991. — с.223
- Починок Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 7. — С. 37–40.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. — М.: Просвещение, 2003. — 239 с.
- Шишканова В. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку Иностр. языки в школе. — 2012. — № 2. — С.80–86.
- Яковлева Л. Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку // ИЯШ. — 2009, № 6. — С.4–7.