Проблема профицита вагонного парка в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Майстренко, В. С. Проблема профицита вагонного парка в России / В. С. Майстренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78242/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье автор пишет о динамике изменения профицита парка грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД», приводит примеры решения проблемы .

Ключевые слова: профицит, парк вагонов, грузовой вагон, срок службы.

Проблема профицита грузовых вагонов возникла в России не так давно. Причиной этому стало снижение объема грузовых перевозок при растущем производстве вагоностроительных заводов.

В 2015–2016 годах эту проблему попытались решить сокращением парка грузовых вагонов с истекшим сроком службы и запретом эксплуатации вагонов с продленным сроком службы. Так за 2015 год было списано около 110 тысяч «вагонов-долгожителей», за 2016 — около 115 тысяч. Благодаря высоким темпам списания вагонов, а также увеличению погрузки на сети РЖД профицит парка в России снизился почти вдвое. И если к февралю 2015 года простаивало около 150 тысяч единиц, то в феврале 2017 года этот показатель составил всего 85 тысяч единиц. [1]

После восстановления ставок аренды до сервисного уровня, позволяющего своевременно выполнять техническое обслуживание вагонов, улучшилась ситуация и с неисправным парком. Количество такого подвижного состава сократилось на 40 тысяч вагонов (30 %) — со 120 тысяч единиц в феврале 2015 года до 80 тысяч единиц в феврале 2017 года.

Казалось бы, баланс уже наступил, но пока только в отдельных сегментах подвижного состава. Это касалось полувагонов, хопперов для перевозки зерна и минеральных удобрений, крытых вагонов, лесовозных платформ и химических цистерн. Ситуация неопределенности пока сохраняется в сегментах нефтебензиновых цистерн и цементовозов. [2]

В 2017 году ситуация кардинально поменялась. Спрос на вагоны ощутимо превысил предложение, что привело к увеличению арендной ставки. Так, из-за массовых списаний парка полувагонов, ограничений производства и резкого роста перевозок угля (+9,6 % к январю — июлю 2016 года), промышленного сырья (+11,6 %) и лесных грузов (+3,9 %) ставка аренды выросла до 1500–1700 рублей в сутки. [3]

Ситуация начала исправляться, когда к октябрю 2017 года объем закупок подвижного состава в два раза превысил объем списания. Однако в 2018 году дефицит грузовых вагонов существенно сказывался на отрасли грузовых железнодорожных перевозок.

Рынок оперирования железнодорожными вагонами стабилизировался лишь к середине 2019-го года. Однако эксперты снова ожидали профицита вагонов.

В конце января 2020 года рабочий парк грузовых вагонов на сети увеличился на 7,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и достиг 1 016 872 единиц. В январе 2019 года он составлял 949 428 единиц. Общее количество грузовых вагонов на сети РЖД в январе 2020 года составило 1 172 286 единиц, что на 5,1 % больше, чем в январе 2019 года, когда он насчитывал 1 114 322 единиц. Увеличение общего парка затронуло такие типы вагонов, как полувагоны, крытые, цистерны и прочие. При этом снижение численности общего парка отмечено лишь в сегменте рефрижераторов. [4]

Рост профицита грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» продолжился в декабре 2020 года — на 4 % к уровню ноября 2020 года и на 28 % к уровню декабря 2019 года. Рост числа невостребованных вагонов в январе подтвердили и участники рынка.

Общее количество вагонов, находящихся в среднем за сутки на сети, превысило 1,2 млн. Этот показатель в декабре составлял 1,202 млн — на 0,3 % больше, чем в ноябре (1,199 млн), и на 2,9 % больше, чем годом ранее (1,169 млн).

В прошлом году существенно вырос профицит полувагонов на сети (+36 тысяч единиц к 2019 году). Ставки аренды на него продолжают снижаться, небольшой рост возможен лишь с марта-апреля

Помимо того, что на сети регулярно существует сезонный профицит и неравномерность спроса на вагоны, свои коррективы ввела пандемия новой коронавирусной инфекции. По многим родам грузов в 2020 году снизилась погрузка по отношению к 2019 году.

Одним из решений проблемы простоя вагонов может стать создание плана востребованности вагонов, где будет учитываться, сколько имеется вагонов на сети в данный момент, сколько необходимо произвести в следующем месяце, а также номенклатура необходимых вагонов. После чего этот план высылать операторам и производителям подвижного состава для понимания. Также необходимо провести утилизацию устаревшего подвижного состава или сдавать этот состав в страны, с дефицитом вагонов. [5]

Помимо списания парка старых вагонов, немаловажно работать над повышением эффективности имеющегося подвижного состава — уменьшением рабочего парка вагонов и снижением оборота вагона.

Рабочий парк вагонов — это основная часть наличного парка вагонов, используемая на сети железных дорог для перевозки пассажиров и грузов. Вагонный грузовой рабочий парк состоит из вагонов, находящихся в поездах в движении, под местными операциями (погрузка, выгрузка, сортировка и пр.) и вне поездов в груженом и порожнем состоянии, ожидающих включения в поезда. [7] Рассчитать рабочий парк вагонов можно по следующей формуле [6]:

(1.1)

где — затраты вагоно-часов в поездах;

–то же под грузовыми операциями;

— то же на технических станциях.

Оборот вагона — основной показатель использования вагонного парка железных дорог по времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки. Для железной дороги (отделения) оборот вагона — среднее время от момента окончания погрузки или приёма вагона в гружёном состоянии от соседних железных дорог (отделений) до момента следующей погрузки или сдачи вагонов. Оборот вагона включает:

− время нахождения вагона на станции после его погрузки;

− время пробега вагона в поездах от станции погрузки до станции выгрузки;

− время на переработку вагона на попутных сортировочных и участковых станциях;

− время нахождения вагона на станции выгрузки;

− время пробега вагона в порожнем состоянии до станции новой погрузки (если погрузка вагона производится не на той станции, где он выгружен);

− время на погрузку. [7]

Эксперты считают, что пиковое значение профицита подвижного состава ожидается в августе-сентябре текущего года. Далее часть вагонов будет списана из-за истечения срока службы, после чего последует небольшая стабилизации на рынке. [5]

Литература:

  1. Вагоны уходят из парка / Яблонский Николай, Комаров Дмитрий. — Текст: непосредственный // Железнодорожный транспорт. — 2016. — № 216. — С. 11.
  2. Парк приходит к балансу. — Текст: электронный // ОВК: [сайт]. — URL: uniwagon.com (дата обращения: 29.01.2021).
  3. Аренда вагонов бьет рекорды. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: vedomosti.ru (дата обращения: 29.01.2021).
  4. В январе 2020 года рабочий парк грузовых вагонов на сети вырос на 7,1 % в годовой динамике. — Текст: электронный // РЖД-Партнер.ру: [сайт]. — URL: rzd-partner.ru(дата обращения: 29.01.2021).
  5. С вагонами не расставайтесь. — Текст: электронный // Gudok.ru: [сайт]. — URL: gudok.ru (дата обращения: 29.01.2021).
  6. Технический железнодорожный словарь / Н. Н. Васильев [и др.]. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941. — 2974 c. — Текст: непосредственный.
  7. Железнодорожный энциклопедический словарь. — Текст: электронный // МОЯЖД.РФ: [сайт]. — URL: myrailway.ru(дата обращения: 29.01.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): вагон, подвижной состав, единица, оборот вагона, тысяча, время нахождения вагона, время пробега вагона, порожнее состояние, рабочий парк вагонов, Россия.


Ключевые слова

профицит, парк вагонов, грузовой вагон, срок службы
Задать вопрос