Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 27.01.2021

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Филонова, Т. В. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала / Т. В. Филонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78047/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мы горячо любим свою Родину — Россию. Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, учиться, начать трудовую жизнь. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать.

Д. И. Копылов

Во время всей своей работы в школе учитель прилагает максимум усилий к тому, чтобы воспитывать своих учеников как истинных патриотов своего Отечества, духовно-нравственных, достойных граждан страны, способных приносить пользу обществу. Вести эту воспитательную работу необходимо не только во время проведения внеурочных мероприятий, но и на каждом уроке, в том числе и на уроках физики.

Физика — одна из главных наук естественнонаучного направления. Для обучающихся изучение физики имеет большое познавательное и мировоззренческое значение.

Использование краеведческого материала на уроках физики (например, при решении задач) позволит изучить, понять и принять те или иные исторические события и несомненно окажет большое воспитательное влияние на обучающихся. Что касается использования краеведческого материала, взятого из истории родного края, то здесь наверняка будет присутствовать высокий воспитательный эффект — формирование у школьников чувства патриотизма, духовно-нравственных начал и любви к своей малой родине. Этому будет способствовать и изучение личности земляка, замечательного изобретателя, купца Глинкова Р. А., который в 1760 построил гребнечесальную и многоверетенную льнопрядильную машину.

Работа с краеведческим материалом на уроках физики направлена на развитие у обучающихся креативного мышления, повышение интереса к изучению традиций истории и культуры своей малой Родины, а также обеспечит устойчивую мотивацию к физике и её изучению.

Например, при изучении темы «Кинематика твёрдого тела» в 10 классе на этапе обобщения (закрепления) материала обучающимся можно предложить разгадать кроссворд. В результате разгадывания в выделенной строке они прочитают полученные слова — Радион Глинков.

Кто такой Радион Глинков? На этот вопрос дети смогут ответить, воспользовавшись интернет-ресурсами. Далее им можно предложить решить задачи, в условиях которых содержатся сведения из краеведческого материала про Р.Глинкова. А в качестве дифференцированного домашнего задания предложить обучающимся самостоятельно составить задачи по изучаемой теме на основе краеведческого материала.

Тема: Кинематика твёрдого тела. 10 класс

Кроссворд Радион Глинков

Вопросы

  1. Угол, соответствующий дуге, длина которой равна её радиусу.
  2. При поступательном движении все точки тела движутся одинаково, т. е. проходят …… пути.
  3. Единица измерения плоских углов.
  4. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности.
  5. Замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от её центра.
  6. ……… точки при её равномерном движении по окружности называют центростремительным.
  7. Геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
  8. Скорость, единица измерения которой рад/с.
  9. Время одного полного оборота телом.
  10. Угловая и …….. скорости вращения.
  11. При поступательном движении все точки тела движутся одинаково, т. е. имеют равную ……...
  12. Число полных оборотов за 1секунду — ……. вращения.
  13. Тело, деформациями которого можно пренебречь в условиях данной задачи называют абсолютно....... тело.

Ответы

Краеведческий материал

Р. А. Глинков (1729 1789) купец, изобретатель.

http://images.myshared.ru/18/1064059/slide_5.jpg

Р. А. Глинков (1729–1789) — купец, изобретатель. Родился в городе Серпейске и всю жизнь был тесно связан с этим краем. С юношеских лет занимался предпринимательством……

В 1760 году Р. Глинков построил гребнечесальную и многоверетенную льнопрядильную машину, приводившиеся в действие водяными колесами. В завершенной форме они были изобретены в 1771 году.

Прядильно-чесальная машина представляет собой две совершенно самостоятельные машины (многоверетенную прядильную и гребнечесальную), соединенные в одну систему с общим гидравлическим двигателем. Эта система приводилась в движение водяным колесом, диаметр которого составлял 4,2 метра при ширине лопаток 1 метр. Скорость колеса составляла около 6 оборотов в минуту. Высота падения воды была 4,75 метра.

Основными частями прядильной машины являлись прядильня (аппарат для прядения нитей) и мотовильня {инструмент для перематывания выпряденной нити и деления ее на мотки нужной величины). Прядильня имела 30 веретен с катушками, вращавшимися для того времени с большой скоростью (1260 оборотов в минуту).

Умер Р. А. Глинков 5 декабря (24 ноября) 1789 года. Имя его было надолго забыто, но история расставила все по своим местам. Принцип его изобретений применяется и в современных прядильных станках. В Московском политехническом музее хранятся чертежи и модели машин Глинкова. ……

Задача № 1. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом, диаметр которого составлял 4,2 метра. За одну минуту водяное колесо делает 6 оборотов. Определите скорость и центростремительное ускорение точек обода водяного колеса, а также период вращения водяного колеса.

Задача № 2. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом. Определите работу и мощность плотины, если высота падения воды 4,75 метра, а за 5минут падает 50 м 3 воды.

Задача № 3. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом. Высота падения воды 4,75 метра. Какой потенциальной энергией относительно Земли обладает 1000 литров воды? Какую работу при этом совершает сила тяжести, действующая на этот объём воды?

Еще в XVII веке великий ученый педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею о преподавании на основе изучения родного края. В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Многим учащимся предстоит жить и трудиться в своем крае и поэтому они должны знать его.

«Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать». (Лихачев Д. С.)

Литература:

  1. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский — М.: Просвещение, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): водяное колесо, краеведческий материал, прядильно-чесальная машина, родной край, высота падения воды, гидравлический двигатель, урок физики, льнопрядильная машина, малая Родина, поступательное движение.


Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие функциональной грамотности учащихся через проектную деятельность по краеведению

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие функциональной грамотности учащихся через проектную деятельность по краеведению

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос