Мы горячо любим свою Родину — Россию. Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, учиться, начать трудовую жизнь. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать.
Д. И. Копылов
Во время всей своей работы в школе учитель прилагает максимум усилий к тому, чтобы воспитывать своих учеников как истинных патриотов своего Отечества, духовно-нравственных, достойных граждан страны, способных приносить пользу обществу. Вести эту воспитательную работу необходимо не только во время проведения внеурочных мероприятий, но и на каждом уроке, в том числе и на уроках физики.
Физика — одна из главных наук естественнонаучного направления. Для обучающихся изучение физики имеет большое познавательное и мировоззренческое значение.
Использование краеведческого материала на уроках физики (например, при решении задач) позволит изучить, понять и принять те или иные исторические события и несомненно окажет большое воспитательное влияние на обучающихся. Что касается использования краеведческого материала, взятого из истории родного края, то здесь наверняка будет присутствовать высокий воспитательный эффект — формирование у школьников чувства патриотизма, духовно-нравственных начал и любви к своей малой родине. Этому будет способствовать и изучение личности земляка, замечательного изобретателя, купца Глинкова Р. А., который в 1760 построил гребнечесальную и многоверетенную льнопрядильную машину.
Работа с краеведческим материалом на уроках физики направлена на развитие у обучающихся креативного мышления, повышение интереса к изучению традиций истории и культуры своей малой Родины, а также обеспечит устойчивую мотивацию к физике и её изучению.
Например, при изучении темы «Кинематика твёрдого тела» в 10 классе на этапе обобщения (закрепления) материала обучающимся можно предложить разгадать кроссворд. В результате разгадывания в выделенной строке они прочитают полученные слова — Радион Глинков.
Кто такой Радион Глинков? На этот вопрос дети смогут ответить, воспользовавшись интернет-ресурсами. Далее им можно предложить решить задачи, в условиях которых содержатся сведения из краеведческого материала про Р.Глинкова. А в качестве дифференцированного домашнего задания предложить обучающимся самостоятельно составить задачи по изучаемой теме на основе краеведческого материала.
Тема: Кинематика твёрдого тела. 10 класс
Кроссворд Радион Глинков
Вопросы
- Угол, соответствующий дуге, длина которой равна её радиусу.
- При поступательном движении все точки тела движутся одинаково, т. е. проходят …… пути.
- Единица измерения плоских углов.
- Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности.
- Замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от её центра.
- ……… точки при её равномерном движении по окружности называют центростремительным.
- Геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
- Скорость, единица измерения которой рад/с.
- Время одного полного оборота телом.
- Угловая и …….. скорости вращения.
- При поступательном движении все точки тела движутся одинаково, т. е. имеют равную ……...
- Число полных оборотов за 1секунду — ……. вращения.
- Тело, деформациями которого можно пренебречь в условиях данной задачи называют абсолютно....... тело.
Ответы
Краеведческий материал
Р. А. Глинков (1729 1789) купец, изобретатель.
Р. А. Глинков (1729–1789) — купец, изобретатель. Родился в городе Серпейске и всю жизнь был тесно связан с этим краем. С юношеских лет занимался предпринимательством……
В 1760 году Р. Глинков построил гребнечесальную и многоверетенную льнопрядильную машину, приводившиеся в действие водяными колесами. В завершенной форме они были изобретены в 1771 году.
Прядильно-чесальная машина представляет собой две совершенно самостоятельные машины (многоверетенную прядильную и гребнечесальную), соединенные в одну систему с общим гидравлическим двигателем. Эта система приводилась в движение водяным колесом, диаметр которого составлял 4,2 метра при ширине лопаток 1 метр. Скорость колеса составляла около 6 оборотов в минуту. Высота падения воды была 4,75 метра.
Основными частями прядильной машины являлись прядильня (аппарат для прядения нитей) и мотовильня {инструмент для перематывания выпряденной нити и деления ее на мотки нужной величины). Прядильня имела 30 веретен с катушками, вращавшимися для того времени с большой скоростью (1260 оборотов в минуту).
Умер Р. А. Глинков 5 декабря (24 ноября) 1789 года. Имя его было надолго забыто, но история расставила все по своим местам. Принцип его изобретений применяется и в современных прядильных станках. В Московском политехническом музее хранятся чертежи и модели машин Глинкова. ……
Задача № 1. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом, диаметр которого составлял 4,2 метра. За одну минуту водяное колесо делает 6 оборотов. Определите скорость и центростремительное ускорение точек обода водяного колеса, а также период вращения водяного колеса.
Задача № 2. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом. Определите работу и мощность плотины, если высота падения воды 4,75 метра, а за 5минут падает 50 м 3 воды.
Задача № 3. Прядильно-чесальная машина Р. А. Глинкова приводилась в движение гидравлическим двигателем — водяным колесом. Высота падения воды 4,75 метра. Какой потенциальной энергией относительно Земли обладает 1000 литров воды? Какую работу при этом совершает сила тяжести, действующая на этот объём воды?
Еще в XVII веке великий ученый педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» достаточно четко сформулировал идею о преподавании на основе изучения родного края. В основе школьного курса краеведения лежит простая истина, что свое близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Многим учащимся предстоит жить и трудиться в своем крае и поэтому они должны знать его.
«Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать». (Лихачев Д. С.)
Литература:
- Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский — М.: Просвещение, 2017.