Патриотическое воспитание на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 13.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Филонова, Т. В. Патриотическое воспитание на уроках физики / Т. В. Филонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 216-219. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115591/ (дата обращения: 30.06.2024).



Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей.

И такой фундамент — патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально- нравственный климат в обществе в целом.

Владимир Путин.

Патриотическое воспитание играет значимую роль в жизни каждого человека. Формировать чувство патриотизма следует с раннего возраста, и учитель в этом процессе занимает ключевое место, воспитывая настоящих патриотов своей страны. Никакие современные технологии не смогут заменить живое общение между ребёнком и его наставником. Это взаимодействие помогает школьнику развивать уважение к своей Родине, её достижениям и людям, независимо от их вероисповедания и национальности. С первых уроков дети узнают о великих соотечественниках, чьи научные достижения сделали значительный вклад не только в развитие своей страны, но и всего мира.

Изучение жизненного пути выдающихся учёных и их научных открытий вызывает гордость за Родину и отечественную науку, которая двигает прогресс мирового масштаба. Например, имя Константина Эдуардовича Циолковского известно всему миру. Этот изобретатель, учитель и основатель теории ракетостроения детально описал значение освоения космического пространства и предложил схемы «ракетных поездов», ставших предшественниками современных космических ракет.

При изучении темы «Закон сохранения импульса», особенно вопроса «Реактивное движение» в 10 классе, можно использовать кроссворд «Циолковский». Ответы на вопросы кроссворда помогут повторить пройденный материал и обсудить с учениками жизнь и вклад К. Э. Циолковского в развитие теоретической космонавтики и ракетодинамики.

Кроссворд «Циолковский»

Вопросы.

  1. Явление, при котором тело сохраняет скорость, когда на него не действуют другие тела.
  2. Время, за которое тело совершает один полный оборот.
  3. Физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости.
  4. Учёный, который изучал опытным путём свободное падение тел.
  5. Английский учёный, который установил, как зависит сила упругости от деформации.
  6. Российский конструктор, под руководством которого были построены первые пилотируемые космические корабли.
  7. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
  8. Это состояние, при котором вес тела равен нулю.
  9. Материальная …...
  10. Наука о причинах и общих законах механического движения.
  11. Деформация, при которой тело восстанавливает свои первоначальные размеры и форму, как только прекращается действие силы.

Программа курса физики позволяет проводить уроки, включающие патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

Проявление гражданских чувств и верности Родине можно показать на примере русского физика и электротехника Александра Степановича Попова, основателя радиотехнической научной школы и изобретателя в области радиосвязи. При повторении темы «Электромагнитные волны» в 11 классе ученикам можно предложить разгадать или составить кроссворд «Радио Попова», а также подготовить краткие сообщения о его открытиях, используя интернет. Не могут не тронуть слова А. С. Попова, который, несмотря на трудные условия царского режима и отсутствие материальной поддержки, отказался от выгодных предложений зарубежных фирм продать патент на своё изобретение. Такие люди, преданные Родине и своему делу, становятся настоящими легендами и вдохновляют учеников. Он сказал:»...Я — русский человек и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдавать только моей Родине. Если не современники, то, может быть потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Кроссворд «Радио Попова»

Вопросы.

  1. Единица измерения частоты.
  2. Единица измерения силы тока.
  3. ….. — явление огибания волнами препятствий.
  4. ….. — это сложение в пространстве когерентных волн, при котором образуется постоянное во времени пространственное распределение амплитуд результирующих колебаний.
  5. Свойство электромагнитных волн при котором волна частично или полностью возвращается в первую среду.
  6. Максимальное значение колеблющейся величины.
  7. Процесс выделения в приёмнике низкочастотных колебаний из модулированных колебаний высокой частоты.
  8. Электромагнитная волна — ……… волна.
  9. Прибор, состоящий из стеклянной трубки с двумя электродами, наполненный порошком, для обнаружения электромагнитных волн.
  10. Передача и приём информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов.
  11. Обнаружение и точное определение местонахождения объектов с помощью радиоволн.

Ответы

Люди — легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди — личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и противоречиями оживают в глазах ребят.

На уроках физики понятие патриотизма включает осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести, достоинства, свободы и независимости. Это можно продемонстрировать на примере советского физика Игоря Васильевича Курчатова, который не только разрабатывал ядерную и водородную бомбы, но и внёс значительный вклад в теорию магнитного поля. Его система размагничивания до сих пор используется на многих кораблях. Сам И. В. Курчатов говорил: «Быть советским учёным — большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов». В нём воплотились и компетентность и ответственность.

Изучение тем «Магнитное поле» и «Атомная энергетика» в 9 классе уроки можно сопровождать историческим экскурсом, а также кроссвордом «Курчатов И. В».

Кроссворд «Курчатов И. В».

Вопросы.

  1. Протоны и нейтроны называют ………
  2. Химический элемент, у которого Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение.
  3. Элементарные частицы, которые не обладают электрическим зарядом.
  4. Английский физик-экспериментатор, открывший нейтрон.
  5. Единица измерения магнитной индукции.
  6. Элементарная частица, обладающая элементарным зарядом.
  7. Атомы одного и того же химического элемента, различающиеся массой атомных ядер.
  8. Единица измерения магнитного потока.
  9. Единица измерения индуктивности.
  10. Единица измерения эквивалентной дозы.

Ответы.

Патриотическое воспитание на уроках — это воздействие не только и даже не столько на умы обучающихся, сколько на чувства. Без формирования у подростков гражданской позиции, а также воспитания благодарной памяти к героическому прошлому своего народа, невозможно максимальное развитие личности.

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Лихачев Д. С.

  1. Физика 10 класс, Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский, Москва «Просвещение» 2017
  2. Физика 11 класс, Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин, Москва «Просвещение» 2021
Основные термины (генерируются автоматически): Курчатов, единица измерения, Родина, волна, значительный вклад, Москва, патриотическое воспитание, помощь радиоволн, Россия, химический элемент.


Похожие статьи

Задать вопрос