Вопросы методического сопровождения проектной деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях в исследованиях рассматриваются достаточно редко. Н. Н. Бояринцева, С. Н. Митина, П. И. Третьякова утверждают, что именно сопровождение воспитателя может являться наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности. К. Ю. Белая рассматривает методическое сопровождение педагогического процесса в современном ДОУ как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на: повышение профессионального мастерства каждого педагога; на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива; повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [1]. Таким образом, возникает противоречие между возрастающей потребностью осуществления методического сопровождения проектной деятельности педагогов и недостаточной разработанностью условий данного процесса в практике дошкольного образования.
Методическое сопровождение педагогов должно быть непрерывной и организованной системой, которая зависит от уровня образования педагога, от опыта и возраста специалиста, от региона, от локальных и нормативно-правовых актов, от содержания (помощь в работе с детьми, помощь в повышении квалификации, участие в конкурсах и т. д.). Методическое сопровождение также должно подразумевать в себе постоянное обновление содержания, поиск новых и инновационных форм работы с педагогическими кадрами.
Нами было проведено анкетирование 18 руководителей ДОО с целью выявления представления о методическом сопровождении проектной деятельности педагогов. В результате были выделены особенности методического сопровождения проектной деятельности педагогов: направленность методической работы должна начинаться с изучения уровня мотивированности педагогов, уровня творческой активности в организации проектной деятельности с целью формирования способности изучения воспитателями условий для реализации проекта, овладение способами организации успешного взаимодействия детей и родителей; мотивация и поддержка педагогов, организация интерактивных форм методической работы с педагогами, необходимость создания эффективной системы методического сопровождения проектной деятельности, направленной на развитие компетенций воспитателя в организации проектной деятельности, проблема привлечения родителей в проектную деятельность.
С целью анализа наличия информации по проектной деятельности в ДОО, нами было изучено 40 сайтов дошкольных образовательных организаций. С учетом размещения информации о проектной деятельности в ДОО было отобрано 15 сайтов различных регионов РФ: Ярославская область, Новосибирская область, Белгородская область (3), Москва, Московская область (3), Ставропольский край, Омская область, Мурманская область, Свердловская область, Липецкая область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В качестве критериев для анализа было выделено:
– наличие информации о проектной деятельности;
– оперативность размещения информации (информация обновляется постоянно);
– разнообразие форм представления информации;
– объём (полнота, целостность) отражения проекта;
– участники образовательного процесса.
Анализ сайтов ДОО позволил сделать следующие выводы: информация о проектной деятельности представлена в разных разделах и формах; на разных уровнях (внутри детского сада, внутри городских и социальных проектов). Особенностью размещаемой информации является разделение опубликованного материала только для педагогов (методический материал, примерные конспекты занятий) — 5 из 15. И представленной информацией о проведенных проектах для родителей (фотографии, материалы, результаты проделанной работы — 10 из 15.
Также половина сайтов содержит (8 из 15) информацию об участии в городских и муниципальных проектах, остальные сайты содержат данные о проектной деятельности разных возрастных групп ДОО. Информация о городских проектах содержит ссылку на нормативно-правовые документы, отчеты о промежуточных результатах по выполнению долгосрочных проектов. Проектная деятельность разных возрастных групп содержит фотографии и конспекты занятий, где описываются цели, задачи и содержание проектов. Можно выделить еще одну особенность: лишь на 6 из 15 сайтах представлена отдельная страничка о проектной деятельности.
Постоянно обновляются и выставляют новую информацию только 6 региональных сайтов ДОО (Новосибирская область, Белгородская область, Ставропольский край, Омская область, Мурманская область, Свердловская область). Все темы проектов являются актуальными и полезными для детей дошкольного возраста. Также мы можем выделить, что в 9 из 15 проектах принимают участие родители, специалисты ДОО, педагоги, дети и другие участники (ветераны, люди разных профессий и т. д.).
Сравнительный анализ результатов анкетирования руководителей образовательных организаций и сайтов ДОО позволил выделить задачи по повышению педагогической компетентности в области организации проектной деятельности для педагогов: разработать систему семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании и разработать рекомендации по овладению ИКТ технологиями для организации работы сайта ДОО.
С целью уточнения и расширения знаний педагогов о проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении была проведена методическая работа с педагогами на тему: «Организация проектной деятельности в ДОО». В процессе планирования консультации с воспитателями были определены задачи: формирование мотивации педагогов к использованию новых форм, видов и содержания образовательной деятельности (проектная деятельность), повышение уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах организации и реализации проектной деятельности, совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Методическая работа была проведена в форме мозгового штурма. Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач, активно развивает концентрацию внимания. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем [3].
В мозговом штурме приняли участие 6 педагогов (3 начинающих специалиста и 3 опытных педагога). Работа с воспитателями была проведена через онлайн-платформу zoom. В ходе занятия была составлена ментальная карта с помощью онлайн-сервиса «Coggle», позволяющий создавать, совместно редактировать и использовать диаграммы связей. Программа активно применяется для записи и структурирования информации в процессе совещаний и деловых встреч, при планировании и разработки различных схем, креативных и творческих идей, а также повышает работоспособность во время «мозгового штурма» [2]. Данный инструмент позволил отразить идеи и знания педагогов в виде ментальной карты (см. рисунок 1).
Рис. 1. Ментальная карта «Организация проектной деятельности с детьми»
За основу содержания мозгового штурма были взяты этапы организации ПД (проектной деятельности): проблема, проектирование (планирование); поиск информации; продукт; презентация, портфолио. Было распределение тщательной проработки одной из составляющих в ходе командной работы.
В результате методической работы с педагогами были выдвинуты интересные идеи организации ПД по каждому этапу, воспитатели учитывали особенности разных возрастных групп, определили варианты работы с родителями.
Также можно выделить то, что педагоги по-разному понимали некоторые понятия: продукт, презентация и портфолио. Продукт является результатом работы над проектом, то ради чего задуман проект. Презентация — это публичное представление чего-либо, кроме того, презентацией иногда называют одну из информационных технологий, которые используются для предоставления информации ее потребителям, обращенная к конкретным людям и направленная на вызов желаемых поведенческих реакций. Портфолио — это собрание рабочих материалов, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
В итоге результаты исследований показывают необходимость организации системной работы с педагогами по вопросам проектной деятельности и формирование комплексной работы над сайтом ДОО, особенно в условиях дистанционного образования.
Литература:
- Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — С. 96.
- Онлайн-сервис для создания диаграммы связей https://coggle.it/
- Рязанцева, Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании / Ю. А. Рязанцева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 13–15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6629/ (дата обращения: 16.01.2021).