Проблемы формирования местных бюджетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 23.01.2021

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Огнева, А. А. Проблемы формирования местных бюджетов / А. А. Огнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77956/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье рассматриваются проблемы формирования местного бюджета. Также рассмотрены ограничения самостоятельной деятельности местного самоуправления и проблемы, приводящие к дефициту.

Ключевые слова: местный бюджет, экономика, дефицит, местное самоуправление, финансы, муниципалитет, налоги.

The article is dedicated to the local budget. The article deals with the problems of forming the local budget. Also considered are the limitations of the independent activity of local government and the problems leading to a deficit.

Keywords: local budget, economy, deficit, local government, finance, municipality, taxes.

Местный бюджет, его формирование и иные, связанные с ним вопросы, всегда были актуальной проблемой в области финансов. Поэтому хотелось бы более подробно ознакомиться с данной проблемой. Местные бюджеты имеют важную роль, ведь они охватывают экономические отношения. С их помощью местные власти мобилизуют, распределяют, используют в соответствии со своими функциями часть общественного продукта в денежной форме.

Местный бюджет – это форма образования, расходования средств, которая предназначена для обеспечения задач и функций, связанных с субъектами местного самоуправления. Бюджеты муниципальных образований включены в местные бюджеты. Другими словами, местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которых осуществляется местным самоуправлением самостоятельно [10, с.40–42]. Все вышеперечисленное осуществляется согласно норм Бюджетного кодекса, и иных законов РФ, как федеральных, так и субъектов РФ.

Местные бюджеты имеют возможность предоставляться, как составная часть сметы отдельных населенных пунктов и территорий, которые не являются муниципальными образованиями. Они разрабатываются, утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, а также в установленном главами муниципальных образований порядке [5, с.516].

Местные бюджеты выполняют следующие функции, в которых проявляется их экономическая сущность:

– формируют денежные фонды, что является финансовой поддержкой деятельности органов местного самоуправления;

– распределяют, используют денежные средства между отраслями народного хозяйства;

– осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений и подведомственных органов. [7,С.48–51].

Недостаток дохода органов местного самоуправления, иными словами дефицит бюджета этого уровня, одна из актуальных проблем в нашей стране на сегодняшний день. Недостаточное внимание федеральной власти к деятельности местного самоуправления, а также методика формирования местного бюджета по остаточному принципу, вот в чем причина дефицита.

Доходная часть местных бюджетов формируется аналогично доходам бюджетов других уровней (федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов) [9, c.99–101], т.е. из налоговых и неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты – это самый большой процент доходов, зачастую приводящий к негативным последствиям. Данные последствия выражаются в создании условий для неэффективного использования, распределения межбюджетных трансферов, в снижении ответственности органов местного самоуправления в их деятельности, а также в отсутствии стимула для расширения собственной доходной базы. Все это приводит к увеличению затрат и дефициту бюджета, что подтверждается как опытом России, так и опытом зарубежных стран [1, с.53–62].

Для нормального функционирования местного самоуправления, а также до решения вопроса о дефиците местного бюджета необходимо соблюдать финансовую независимость местного самоуправления, в первую очередь, это обеспечивается наличием собственного дохода и возможности самостоятельно его тратить. Доля собственных доходов местных бюджетов должна составлять 76 %. Это было определено на Конгрессе местных и региональных властей Европы 2001. Понятие «собственный доход» не является чем-то устойчивым, даже несмотря на то, что сегодня этот критерий считается выполненным. Конгрессом местных и региональных властей Европы собственные доходы определяются как финансовые средства на основании собственных решений местных властей.

По мнению А. Г. Пауля, собственный доход – это тот доход, который покрыт за счет затрат на выполнение задач и функций местного самоуправления [3, с.117–125]. Ст. 47 Бюджетного кодекса РФ включает налоговые поступления, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, за исключением субвенций, муниципальные правовые акты, акты представительных органов муниципальных образований, законов субъектов РФ, доходов которые получены в бюджет в виде безвозмездных поступлений [4, с.68–71].

За счет перераспределения доходов местного бюджета, а именно за счет налоговых поступлений, может быть обеспечена финансовая свобода местного самоуправления. В данном случае вполне может возникнуть опасность нерационального распределения местного бюджета. Однако, это легко решить с помощью проверок контролирующих органов, например, прокуратуры. Если сократить количество полномочий на местном уровне, не сокращая при этом финансирование из-за нефинансируемых полномочий, это будет пользой для финансовой свободы. Но при этом нужно учитывать нормы Конституции, а именно обеспечивать независимость местного самоуправления, его отделение от государственной власти и принципы организации местного самоуправления в РФ [2, с.206–210].

Муниципалитет на местном уровне в отношении налогообложения не обладает широкими полномочиями. Полномочия ограничены федеральными законами, Налоговым кодексом РФ. К тому, что еще раз свидетельствует о сдерживании и ограничении независимости местного самоуправления, это то, что налоговые льготы на местном уровне могут устанавливать и сам муниципалитет, и федеральное законодательство [6, № 4].

В создании независимого сильного местного самоуправления заинтересованы высшие органы власти, в том числе президент. Поэтому он посчитал в своем послании Федеральному собранию в 2013 г. важным моментом разъяснения общих принципов организации местного самоуправления. Во исполнение Послания Президента РФ был принят ФЗ № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы о необходимости реформ для местного самоуправления остаются открытыми, несмотря на принятые меры [8, с.741–745].

Таким образом, хотелось бы отметить, что решение проблем местного бюджета, а именно дефицита, требует некоторых преобразований, а именно: определенные шаги требуются совершить в деятельности местного самоуправления, которое не охватывает все его основы. И, следовательно, не будет противоречить Конституции РФ, а также ФЗ «О местном самоуправлении». Осуществляя контроль данной деятельности надзорными органами, данное решение призвано помочь выявлению ошибок компетенции местного самоуправления для последующего их устранения в интересах местного образования. Осуществляя данные действия можно добиться положительных результатов в деятельности местного самоуправления в сфере местного бюджета.

Литература:

  1. Атаева А. Г. Бюджеты муниципальных образований: проблемы и источники формирования // Молодой ученый. — 2019. — № 3. — С. 53–62
  2. Базарова В. С., Жамбалов Б. В. Собственные доходы местных бюджетов как важный элемент самостоятельности местного самоуправления // Вестник Бурятского государственного университета 2015. № 2–2. С. 206–210.
  3. Васильева Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии 2015. № 1. С.117–125.
  4. Гузеев М. А. Муниципальные финансы: проблемы и тенденции развития: монография. — Калининград, 2016. С.115.
  5. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под редакцией С. И. Лушина, В. А. Слепова. — М.: Изд-во Экономистъ, 2018. — 763 с.
  6. Казанкова Т. Н., Саблина М. В. Проблема формирования местных бюджетов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4.
  7. Кисиев З. Э., Токаева С. К. Проблемы формирования местных бюджетов // Научные известия. — 2019. — № 4. — С. 48–51.
  8. Марченко Т. С. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Молодой учёный 2015. № 1. С.741–745.
  9. Могилёв С. В. Теоретические аспекты формирования доходов бюджетов муниципальных образований // Молодой ученый. — 2018. –№ 7. — С. 99–101.
  10. Пинчукова О. Н., Шенаева Т. А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации / О. Н. Пинчукова, Т. А. Роль // Инновационная наука. 2018. № 3. — С. 40–42.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, местный бюджет, бюджет, местный уровень, общий принцип организации, Российская Федерация, РФ, региональная власть Европы, собственный доход, финансовая свобода.


Задать вопрос