Развитие профессионализма педагога-исследователя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Айнакулова, Ж. Е. Развитие профессионализма педагога-исследователя / Ж. Е. Айнакулова, Л. К. Омаркулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77901/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.

Ключевые слов: технология, профессионализм, исследование.

Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход организаций образования на использование новых технологий обучения и воспитания, а также управления этим процессом.

Законом «Об образовании» РК утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов технологий обучения, позволяющий учителям, педогогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструрировать педогагический процесс по любой модели, включая и авторские.

В республике на данном этапе внедрено и используется множество технологий отечественных и зарубежных авторов. Представляется более точным следующее определение: педогогичесая технология — это упорядоченная совакупность действий и операций, процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируюемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Для развития профессионализма педогога-исследователя нужны определенные условия. С целью формирования нового типа учителя — «Учителя-исследователя» в нашем республиканском институте повышения квалификации руководящих и научных — педогогических кадров системы образования (РИПК СО) создан центр педагогических исследований (ЦПИ).

Основными критериями деятельности учителя-исследователя нами были определены:

– Собственно педагогические исследования учителей: разработка и апробация авторских программ и альтериативных учебников для средних школ, гимназических классов и одаренных детей;

– Разработка и апробация в учебно-воспитательном процессе авторских учебных пособий и программ для одаренных детей и для индивидуального обучения учеников;

– Практическая разработка и апробация (в целях последующего внедрения в работу школ разного типа) современных технологий обучения, ориентированных на развитие теоретического типа мышления учащихся, личностное развитие каждого ученика, а также на индивидуализацию и дефференциацию обучения учащихся, на обучение одаренных детей;

– Разработка и апробация технологий исследовательского обучения в целях развития креативности мышления учащихся, склонных к аналитико-синтетической, научной деятельности;

– Организация собственно психолого-педагогического исследования учителей с целью поиска оптимальных путей развития личности ученика в условиях школы;

– Разработка и апробация новых технологий внеурочной деятельности школьников, ориентированных на формирование казахстанского патриотизма, граждаственности, духовности личности.

С целью повышения эффективности образовательного процесса, ориентируясь нам новую образовательную парадигму в Республике Казахстан, Центром педисследований разработан собственный вариант технологии модульного обучения (автор Жанпеисова М. М.), имеющий ряд особенностей, отличающих ее от ранее известных образовательных технологий. В течение десяти лет (1992–2001) научная (теоретическая) разработка данной технологии апробировалась в образовательных учреждениях с целью практического обоснования идей, заложенных в ней. Результаты исследования и опытно-экспериментальная работа показали целесообразность ее использования в средних школах, гимназиях, лицеях, колледжах, институтах и т. д.

Одной из особенностей разработанного нами варианта технологии обучения является ориентация не на усвоения знаний, а на развитие позновательных способностей и позновательных процессов личности: различных видов памяти (слуховой, зрительной, моторной и т. д.), мышления, внимания, восприятия, поссредством специально созданных учебных и позновательных ситуаций, а также удовлетворение потребностей личности в безопасности, уважении, самоактуализации, самоутверждении, в общении, игре, подготовке, преоделении, в познании, в творчесве; на развитие активного словарного запаса (устной и псименной речи).

«Базовые же учебные (научные) знания являются лишь одним из главных средств достижения поставленных целей предлагаемой технологии. Разработанный вариант технологии носит модульный характер. Учебный модуль как воспроизводимый учебный цикл имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных по учебной программе на тему, блок тем или раздел. Наши исследования показали, что наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7–12 часов. Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1–2 часа. Все оставшееся время отведено на диалогическую часть» [1, 22].

Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на разных уровных осуществляется.

Обучение, построение на общении и диалоге, осуществляется посредством игровой организации учения и приминения таких активных форм, как групповые, индивидуально-групповые и парные, диспуты и групповые дикуссии.

Технология разработана таким образом, что начиная с 3–4 урока, ученикам предлагаются дифференцированные задания, отвечающие требованиям стандарта (III и II уровни).

Учебный процесс в технологии строится исходя из того, что многие личностные психические свойства ребенка проявляются и формируются в ходе собственной, приносящий удовлетворение деятельностью. Этому аспекту в технологии уделяется особое внимание. Удовольствие и удовлетворение познавательной деятельностью — один из важнейших факторов достижения высокого конечного результата каждым учеником.

«Опыт внедрения технологии модульного обучения подтверждает, что для обеспечения качества обучения необходим определенный культурный уровень образцов деятельности и их трансляции. Дело не только в рождении инноваций, но и в создании определенных норм процедуры их воспроизводства и тиражирования. Этот процесс немыслим без научно-методического обеспечения, который позволяет организовать специальную процедуру освоения образца. В этом плане попытки участников эксперимента представляют собой эмпирический опыт. И более того, что особенно недопустимо проведение этого в рамках старой, общеизвестной методической работы, причем без основательного изучения теории деятельности» (Выговский Л. С., Гальперин П. Я., Давыдов В. В., Леонтьев А. Н., Рубинтейшн С. Л., Талызина Н. Ф. и др.) [2.265]. Далее мы подтверждаем, что наше обучение личностно-ориентированное. Значит, все участники эксперимента должны владеть глубокими конкретными знаниями работ таких ученых (дополнительно к вышеназванным авторам), как Божович Л. И., Маслоу и Блум Б, Пиаже Ж, Сериков В.В Фридман Л. М, Эриксон Э., Якиманская И. С. др.

При технологизации процесса за основы большинством практиков принимаются технологии Беспалько В. П., Вазиной К. Я., Давыдова В. В., Монахова В. М., Третьякова П. П., Чошанова М., Шаталова В. Ф., Эльконина Д. Б., Эрдниева П. М.

Глубокое знание всех составных основ при моделировании собственной исследовательской деятельности способствует переходу от эмпирического подхода к системно-научному. Комплекс подходов деятельностный, личностно-ориентированный и культурологический позволяет выработать соответствующие стратегии, соотнести педагогическую деятельность с ситуацией, вариативно организовать и не в последнюю очередь формировать новое педагогико-планетарное мышление учителя.

Организация процедуры освоения образца посредством интерактивных, деятельностных форм обучения должна быть оформлена как определенная система действий специально смоделированной ситуации. Что возможно при соблюдении следующего алгоритма последующих этапов:

Демонстрационный

Показ и первичное восприятие образца

Мотивационно- диагностический

Выявление уровня готовности учителя к решению проблемы и перевода его желания к четкому пониманию этой проблемы.

Информационно-аналитический и теоретический

Организация фундаментальных норм соответственно ситуации, привидение в соответствующее соотношение.

Технологический

Выработка конкретных норм.

Воспроизводящий

Введение образца в новую ситуацию.

Оценочный

Осмысленная оценка собственной деятельности.

Естественно, что это требует наличия у педагога-исследователя умения нормореализовать свои действия, умения сохранять устойчивость технологии в развитии.

Опыт убеждает нас в том, что технология модульного обучения способствует формированию исследовательской культуры учителя и, что особенно важно, устойчиво развивает профессиональный уровень педагогов, их творческий подход к своему делу.

Литературы:

  1. Педагогика 21-го века. Информационно-методический дайджест. / Жайтапова А. А., Рудик Г. А., Белошниченко Е. В., Сатывалдиева А. С. — Алматы: РИПК СО, 2009. — 304 с.
  2. TQM в управлении организацией образования: учебное пособие. / А. А. Жайтапова, З. М. Садвакасова. — Алматы: Университеті, 2019. — 284 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный модуль, модульное обучение, III, TQM, образовательный процесс, разработка, час.


Задать вопрос