В настоящее время терроризм воспринимается как одна из острейших проблем современности. Одним из объектов, в отношении, которого проявляется терроризм выступает воздушный транспорт. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте стоит на первом месте в системе национальной безопасности России. Ежегодно по всему миру в нормальную деятельность гражданской авиации вмешиваются посторонние лица, в том числе и террористические организации. М. А. Данилина отмечает, когда террористы захватывают самолеты, производят взрывы в аэропортах и угрожают обществу, то это крайне негативно сказывается на имидже аэропорта и его службы безопасности, люди пугаются, перестают верить в безопасность аэропортов и авиасообщения [1, с. 27].С мнением автора следует согласиться, так как именно все эти обстоятельства ставят по угрозу нормальное функционирование и эффективность деятельности гражданской авиации, а также подрывают транспортную безопасность воздушного транспорта.
Среди преступлений террористического характера широкое распространение получило преступление, предусмотренное статьёй 207 Уголовного кодекса Российской Федерации — заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Объектом данного преступления выступает общественная безопасность. При совершении данного вида преступления нарушается нормальная деятельность учреждений, органов, организаций, затрачиваются силы и средства правоохранительных органов, причиняется вред гражданам.
Объективная сторона преступления выражается в ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге и иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершённых из хулиганских побуждений.
Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 501-ФЗ «О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в отличие, от предыдущей редакции данное деяние признается преступным только при наличии мотива — хулиганских побуждений.
Судебная практика показывает, что в большинстве случаев данное преступление совершается из хулиганских побуждений, так например, Елизовским районным судом Камчатского края был вынесен приговор гражданину Матвеенко, который 21 ноября 2014 года около 11 часов 45 прибыв авиарейсом № АА11 авиакомпании S7 Airlines сообщением «г. Владивосток — г. Петропавловск-Камчатский», находился на привокзальной площади территории аэропорта, расположенного по улице Звездной д. 10 в городе Елизово. Действуя из хулиганских побуждений, с целью нарушить общественное спокойствие, ввести в заблуждение и дезорганизовать органы власти и охраны правопорядка, Матвеенко сообщил в устной форме полицейскому ГППСП Камчатского ЛО МВД России на транспорте старшему сержанту полиции о том, что в его багаже находится взрывное устройство «бомба». При этом Матвеенко осознавал и понимал, что передает сведения не соответствующие действительности, которые могут повлечь меры органов власти и государственного унитарного предприятия «Камчатское авиационное предприятие» по пресечению террористического акта [2].
По мнению Н. М. Букаева, заведомо ложное сообщение — это сообщение, не соответствующее действительности, о чём достоверно знает лицо его сообщающее. Передано оно может быть устно, письменно, через средства технической связи, по электронной почте, лично, через других лиц, как подписано, так и анонимно [3, с. 73].
В. И. Андреев пишет по этому поводу о том, что ложная информация должна носить публичный характер, то есть содержащиеся в ней сведения должны не устаиваться, а максимальным способом распространяться [4, с. 27]. Данные утверждения можно считать обоснованными, так как на сегодняшний день такие сообщения чаще всего делаются анонимно, и адресатами выступают правоохранительные органы и их должностные лица.
Так, согласно статистическим данным Иркутского линейного отдела МВД на воздушном транспорте за 2017 год было зафиксировано два таких сообщения, а за 2018 одно. Так, например, 10.11.2017 года в 09:15ч. на электронный адрес аэропорта г. Иркутска пришло электронное письмо с текстом «Россия захватила Абхазию и Осетию, поэтому Грузия включится в долгую борьбу за освобождение своих земель. Поэтому сегодня в 18:00 мы взорвём заряд в аэропорту г. Иркутска» [5].
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что такие сообщения наводят страх, панику и беспорядок в обществе. В свою очередь такие сообщения дезорганизуют работу органов власти и управления, срываются графики вылетов самолётов, страдает общественная безопасность, а также происходит эвакуация людей. При совершении данного деяния возникает чрезвычайная ситуация, которая требует введение соответствующих сил и средств по предупреждению и устранению последствий актов терроризма, отвлекает определенные силы правоохранительных органов от выполнения прямых обязанностей, причиняется материальный ущерб государству.
Так, например, от ложных сообщений о минировании аэропорта или воздушного судна парализуется работа аэропорта: эвакуируются все пассажиры, обслуживающий персонал, задерживаются десятки рейсов самолетов, что в свою очередь приводит к значительному ущербу в виде неполученной прибыли авиакомпаний. Для достижения цели по обеспечению авиационной безопасности также проводятся мероприятия, как предотвращение несанкционированного прохода, проезда лиц и транспортных средств на территорию объекта авиатранспортной инфраструктуры, а также проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на указанную территорию путём обеспечения комплексной безопасности. Заведомо ложные сообщения о совершении акта терроризма представляют серьезную проблему не только для граждан, но и для правоохранительных органов. По поступившим таким сообщениям правоохранительные органы проводят проверки, принимаются неотложные меры по поиску взрывных устройств на борту самолёта и недопущения их негативных последствий, что требует проведения комплекса следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий. Каждая такая операция по принятию экстренных мер в свою очередь приносит государству крупный материальный ущерб. Но и с другой стороны, игнорирование такой информации может привести к ещё более серьёзным последствиям. Как правило, люди, сообщающие о несуществующей угрозе, не задумываются о последствиях своих действий ни для себя, ни для других людей. Очень часто такие преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения с целью «пошутить» или несовершеннолетними детьми, либо из хулиганских побуждений. Но не стоит забывать о том, что цена такой «шутки» наступление не только уголовной ответственности, но и значительные материальные затраты государства, возместить которые должен будет виновный, или его родители (законные представители), если речь идёт о несовершеннолетнем.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что целесообразно ужесточить наказание, а именно ввести лишение свободы на срок от 10 до 15 лет, так как в настоящий момент санкция в виде лишения свободы предусматривает срок от 8 до 10 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что авиационная безопасность является важной составной частью транспортной безопасности. Одной из основных мер по реализации задач в сфере борьбы с преступлениями террористического характера является совершенствование уголовного законодательства и практики его применения. Нормативно-правовая база является масштабным механизмом противостояния терроризму на воздушном транспорте, так как постоянно пополняется, корректируется и совершенствуется новыми законодательными документами.
Литература:
- Данилина М. В. Необходимость профайлинга на воздушном транспорте / М. В. Данилина // Вестник Калужского университета. — 2016. — № 3. — С.31–33.
- Приговор Елизовского районного суда Камчатского края № 1–34/2015 1–359/2014 от 5 февраля 2015 г. по делу № 1–34/2015// [Электронный ресурс] — https://sudact.ru/regular/doc/CSa4zipzklY5/
- Букаев, Н. М. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма: уголовно-правовой и криминалистический аспекты / Н. М. Букаев // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. — 2017. — № 1. — С. 71–79.
- Андреев, В. И. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 2017УК РФ): проблемы уголовной политики в Российской Федерации / В. И. Андреев // Юридический факт. — 2018. — № 24. — С. 26–30.
- Данные предоставлены Иркутским Линейным отделом Министерства внутренних дел России на воздушном транспорте.