В статье автор проводит сравнение законодательства в сфере защиты сведений, составляющих государственную тайну, РФ и ФРГ.
Ключевые слова: государственная тайна, ограничения, безопасность, проверка на благонадежность.
Каждое государство с момента зарождения нуждается в защите стратегически важных для него сведений. Таковой является информация в сфере обороны, безопасности, разведывательной деятельности, научных исследованиях и других сферах.
В ФРГ официальное определение понятия «государственная тайна» сформулировано как «факты, предметы или сведения, которые доступны только ограниченному кругу лиц и которые должны держаться в тайне от иностранного государства с тем, чтобы предотвратить опасность причинения серьезного вреда внешней безопасности ФРГ» [1, с.185]. Законодательство РФ, а именно Закон РФ 21.07.1993 N 5485–1 «О государственной тайне» дает конкретное перечисление сфер, распространение сведений из которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. определяет пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина с целью защиты охраняемых государством сведений. Для получения допуска к сведениям составляющим государственную тайну гражданин любого из государств должен пройти проверочные мероприятия. В Германии данная процедура называется «проверка на благонадежность». Порядок осуществления такой проверки и критерии надежности допускаемых к секретным сведениям лиц регламентированы в Законе «О проверке на благонадёжность» от 20 апреля 1994 г. (с измерениями от 21 июня 2005 г.). Однако, помимо непосредственно проверяемого лица, детальному изучению компетентным органом подлежат его официальный супруг, любое совершеннолетнее лицо, совместно проживающее с проверяемым гражданином.
В РФ допуск к государственной тайне также возможен только после проведения проверочных мероприятий в отношении гражданина. Перечень оснований отказа в допуске к секретным сведениям установлен в ст.22 Закона РФ 21.07.1993 N 5485–1 «О государственной тайне». Полагаем, что законы обоих государств целесообразно выделяют факторы, которые являются безусловной причиной отказа в работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В основном это недееспособность, ограниченная дееспособность, наличие медицинских противопоказаний для работы с секретными сведениями, наличие судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления, наличие гражданства иностранного государства и многие другие. Все эти факторы снижают благонадежность лица, допущенного к сведениям, имеющим важное значение для государств и могут привести к использованию данной информации в преступных целях. Важно обратить внимание на то, что деятельностью, чувствительной с точки зрения безопасности, в ФРГ вправе заниматься лица, достигшие возраста 16 лет. В России допуск к таким сведениям возможен только в исключительных случаях, например, обучение в ведомственных учебных заведениях.
Сведения, которые являются секретными, в РФ и ФРГ имеют градацию по уровню важности и категориям субъектов, допускаемых к ним. Все документы в Германии разделены на следующие грифы секретности:
— «строго секретно» (streng geheim), если изъятие сведений посторонним может нести угрозу состоянию (стабильности) или жизненноважным интересам ФРГ или одной из её земель;
— «секретно» (geheim), если изъятие сведений посторонним может угрожать безопасности ФРГ или одной из её земель или нанести тяжёлый ущерб их интересам;
— «строго конфиденциально» (VS — vertraulich), если изъятие сведений посторонним может быть вредным для интересов ФРГ или одной из её земель;
— «только для служебного пользования» (VS -nur fur den Dienstgebrauch), если изъятие сведений посторонним для интересов ФРГ или одной из её земель невыгодно.
В отличие от сказанного, в Российской Федерации для сведений, отнесенных к государственной тайне, применяются только три грифа секретности с одинаковым максимальным сроком засекречивания. Однако при этом, как неоднократно указывали исследователи, сведения с грифом «секретно» по своему содержанию являются служебной тайной и должны защищаться иными правовыми, нежели институт государственной тайны [2, с.220].
Ущерб государству, нанесенный при разглашении секретных сведений в зависимости от их грифа секретности в России определяется Правительством РФ, а в ФРГ ведомствам предоставляются широкие права оценивать ущерб, который может быть нанесен в результате распространения такой информации. Также в обоих государствах устанавливается уголовная ответственность за преступления в данной сфере, а именно разглашение сведений составляющих государственную тайну и шпионаж. В ФРГ, в отличие от РФ, может быть наложен денежный штраф при разглашении секретных сведений работником организации в случае, если требования о сохранении оных были включены в его трудовой договор.
Особое внимание государствами уделяется защите сведений в области научно-технических разработок. В разделе «Государственная и общественная безопасность» обновлённой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации эта угроза названа первой. В перечне факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в области науки, технологий и образования в Стратегии указана несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий [3]. В системе обеспечения защиты государственных секретов Германии в вопросах борьбы с «промышленным шпионажем» иностранных государств важная роль отводится объединениям промышленников, так называемым организациям «самопомощи».
В завершение необходимо сказать, что специфика и правовое регулирование защиты государственной тайны в РФ и Германии имеет немало сходств, но отличия обусловлены различностью в национальных политических и правовых системах государств.
Литература:
- Уголовный кодекс ФРГ / Науч. ред.: Кузнецова Н. Ф., Решетников Ф. М.; Редкол.: Лугку П. Ф., Марченко М. Н., Суханов Е. А.; Пер.: Серебренникова А. В. — М.: Юрид. колледж МГУ, 1996. — 202 c.
- Власов В. А. Совершенствование правового регулирования сведений, составляющих государственную тайну / В кн. «Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом» / [Сост. В. П. Шульц]. — М.: Наука. 2006. — С. 215–237
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» («Российская газета». 31.12.2015).