Нравственное воспитание в дополнительном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 13.01.2021

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Л. Е. Нравственное воспитание в дополнительном образовании / Л. Е. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77575/ (дата обращения: 26.04.2024).



Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Вопросы нравственного воспитания волновали человечество всегда. В настоящее время низкий уровень воспитанности подрастающего поколения — одна из назревших проблем в обществе. Часто мы видим неуважение к старшим, недоброжелательность, безответственность, агрессивность, беспринципность, равнодушие, чёрствость, жестокость… Этот список можно продолжить. Государство поставило перед педагогами сложную задачу — воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Процесс воспитания является неотъемлемой частью образования. Обучение и воспитание идут одновременно, постоянно пересекаясь. Нравственное воспитание — это формирование нравственных отношений. Они включают в себя:

− отношение к Родине, к другим странам и народам;

− отношение к труду;

− отношение к общественному достоянию, охране природы и материальным ценностям общества;

− отношение к выполнению служебных обязанностей;

− отношение к другим людям и к самому себе.

Задача педагогов состоит в том, чтобы не только формировать у своих воспитанников эти отношения, но и закреплять их, переводить в личностные качества: патриотизм, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, ответственность, доброжелательность, чуткость и др.

Сегодня педагогу приходится конкурировать с гаджетами, которые поглощают внимание детей. В отношениях с воспитанниками социальный статус педагога сам по себе не даёт главенствующего положения. Авторитет педагога определяется уникальностью его личности. Главное орудие воздействия на детей в процессе воспитания — это магнетизм личности педагога. В педагоге важно всё: внешний вид, манеры, речь, уровень воспитанности и развития, широта кругозора, артистизм, креативность… Хороший педагог владеет множественным спектром воспитательных средств и техник. Он подобен артисту, увлекающему и поступком, и словом, и мимикой, и жестом… Дети должны знать об успехах педагога, должны видеть, что он постоянно работает над собой. Человеческая душа подобна мозаичной картине, которую каждый собирает по крупицам всю жизнь, поэтому педагог должен постоянно совершенствоваться во всех отношениях, чтобы быть разносторонне развитой личностью, примером во всём для своих воспитанников.

Будучи для детей нравственным идеалом, педагог без труда вовлечёт своих воспитанников в активную деятельность, и они будут постоянными помощниками во всём, партнёрами в любой деятельности.

Одно из преимуществ дополнительного образования — разновозрастный состав объединений, а также наличие в группах детей с ОВЗ. Старшие помогают младшим, дети условной нормы развития — детям с ОВЗ. Когда мы помогаем другим, то лучше к ним относимся, а также становимся выше по уровню воспитанности.

Много лет я руковожу объединением «Лучик» (театральная деятельность), в составе которого только дети с ОВЗ и инвалидностью. Занятия ДО «Лучик» проходят на базе класса ССД коррекционной школы 8 вида. Директор школы по договору с директором центра творчества, где я работаю, предоставляет помещение для занятий (класс, в котором учатся дети). Обучающиеся ДО «Лучик» выступают со спектаклями не только для детей, которые учатся в этой же школе. Они участвуют в празднике ко Дню матери, который проходит на территории центра творчества. Я и моя коллега вместе со своими воспитанниками готовим концертно-игровую программу, приглашаем детей из своих объединений вместе с мамами на праздник. Одним из номеров концерта является спектакль (точнее его видеозапись), в котором играют воспитанники «Лучика». Аплодисменты зрителей вселяют в них уверенность в своих силах, дети радуются своей успешности. Также мы приглашаем этих ребят на премьерные спектакли театрального объединения, в котором занимаются дети условной нормы развития. Ещё дети с ОВЗ наравне с обычными детьми участвуют в мастер-классах, акциях, конкурсах, которые проводятся в нашем центре творчества.

Педагог может привлечь старших детей к подготовке и проведению различных воспитательных мероприятий (акций, квестов, праздников, экскурсий и т. д.). «Учи других — и сам поймёшь», — говорится в пословице. Учить других — интересно и полезно для тех детей, которые выступают в роли педагога. Они с удовольствием планируют, разрабатывают сценарии мероприятий, продумывают всё до мелочей. У детей бывают очень интересные находки, которыми не стыдно поделиться с опытными педагогами.

Также важно привлекать к подготовке и проведению мероприятий родителей, важно сделать их союзниками, чтобы воспитательные действия педагогов и родителей были направлены в одно русло, чтобы не было стратегических противоречий в вопросах воспитания.

Неисчерпаемый воспитательный потенциал заложен в семейных традициях, передаваемых из поколения в поколение, в истории семьи. Кто, как не родители, помогут педагогу использовать это в интересной форме в воспитательной работе! Если дети не знают культурных традиций своей семьи, своего народа, то они лишены идеалов, укоренённых в этих традициях. В их душах много свободного места, а эту пустоту хочется заполнить. Поэтому так легко порой дети впитывают чужеродное, но внешне привлекательное, подчас губительное для них впоследствии. Современная молодёжь не торопится создавать семью, потому что это ответственность, к которой многие не готовы. Быть хорошим родителем, главой семьи — дело непростое. Семья — это маленький коллектив, в котором каждый имеет свои права, обязанности… Счастье и благополучие семьи зависит от каждого члена этого коллектива. А благополучие государства в свою очередь зависит от благополучия семей, этих маленьких «ячеек общества». Поэтому сейчас, как никогда, важно повысить внимание к проблемам семьи, так как от благополучия семьи зависит благополучие ребёнка.

Важным является процесс формирования у детей знаний о своей малой родине и чувства привязанности к тем местам, где они выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Русский писатель Л. М. Леонов писал: «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь». В соответствии с принципом ценностности (по Щурковой) педагоги совместно с родителями могут вести кропотливую каждодневную работу по выявлению и раскрытию для учащихся ценностного содержания окружающего мира.

В дополнительном образовании, как нигде, дети учатся слаженной работе в команде. Любое коллективное творческое дело (постановка спектакля, подготовка праздника…) приучает ребят быть трудолюбивыми, дисциплинированными, ответственными, доброжелательными друг к другу, способными к плодотворному сотрудничеству… Приведу в пример работу кружковцев объединения «Театр кукол» по созданию конкурсных спектаклей. Сначала ребята коллективно сочиняют сказку под моим руководством. Для конкурсов мы сочиняем всегда стихотворные произведения. Идёт кропотливая работа по оттачиванию стихов. Затем создаём необходимых театральных кукол (от эскизов до конечного результата). Составляется сценарий. Изготавливаются декорации и реквизит. Распределяются роли, учится текст, идут многочисленные репетиции и, наконец, самый ответственный момент, видеосъёмка кукольного спектакля. От отношения к делу каждого члена творческого коллектива зависит конечный результат работы. Ребята это понимают, поэтому стараются, по необходимости помогают друг другу.

За последние несколько лет успешность этого опыта налицо. Сплочённая работа обучающихся повысила их толерантность, уровень воспитанности, ответственного отношения к общему делу. Также, что немаловажно, коллективные творческие работы (кукольные спектакли) получили высокую оценку со стороны зрителей (родители и дети из других объединений). Все спектакли мы включаем в сценарии праздников: «День матери», «Богатырские забавы» (к 23 февраля) и др.

Результаты коллективного участия в конкурсах обучающихся «Театр кукол» за последние 4 года:

  1. Всероссийский экологический форум «Зелёная планета»:

− 2017 г. — 3 место на областном этапе (кукольный спектакль «Сказка о спасении болота»);

− 2018 г. — призёр муниципального этапа (кукольный спектакль «Сказка о добром деле»);

− 2019 г. — 2 место муниципального этапа (кукольный спектакль «Сказка о мусоре»);

− 2020 г. — призёр муниципального этапа (кукольный спектакль «Сказка о потерянной медали»).

2. Выставка «Зеркало природы»: (2019 г.) — победитель муниципального этапа (кукольный спектакль «Сказка о зубрёнке»).

Важным элементом в своей педагогической работе считаю постоянное использование разнообразных игр, как на занятиях, так и на досуговых мероприятиях. В процессе игр происходит социализация и воспитание личности. Игры обладают мощным воспитательным потенциалом. В зависимости от ситуации они помогают решать различные воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, толерантности, ответственности, дисциплинированности и др. Особенно нравятся детям игры в форме квеста. Вместе с коллегой проведены, например, квест «Знатоки Владимирского края», посвящённый 75-летию со дня образования Владимирской области; квест «Пешеходы» по правилам дорожного движения»; квест «Славься, Отечество», посвящённый Дню народного единства и др.

В заключении хотелось бы привести высказывание Я. А. Коменского: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Государству, безусловно, нужны хорошо обученные граждане, способные учиться в течение всей жизни, но не менее важно, чтобы люди были воспитанными и постоянно работали над собой, анализируя своё поведение, поступки, стремились стать лучше во всех отношениях. А воспитать привычку у детей к этому по силам педагогам дополнительного образования путём использования ими в работе педагогики сотрудничества.

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

3. Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999.

  1. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кукольный спектакль, муниципальный этап, отношение, педагог, уровень воспитанности, дополнительное образование, благополучие семьи, нравственное воспитание, условная норма развития.


Похожие статьи

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок

По тематике исследования вопросов духовно-нравственного воспитания проводятся

Современные родители озабочены проблемами материального благополучия семьи, для

Семья — это родители и дети, их бабушки и дедушки, тёти, дяди, сёстры, братья, дальние и...

Современная характеристика нравственной воспитанности...

Нравственное развитие и воспитание эффективно осуществляются только как целостный

Выделены следующие уровни нравственной воспитанности младших школьников (низкий, средний, высокий).

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение...

Создание условий для развития нравственных качеств...

 «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного...

Нравственное воспитание — это формирование понятий, взглядов, чувств и убеждений

Вопросы о роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности

Младший дошкольный возраст (2–4 года) является значимым этапом в нравственном развитии ребенка.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его...

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из... В процессе развития личности ребенка

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через. Социально-нравственное воспитание в детском саду и...

Определение уровня воспитанности подростков

 Уровень воспитанности — главный показатель эффективности процесса воспитания. В каком направлении происходит развитие личности ребенка?

Под ростом уровня воспитанности будем понимать те позитивные изменения, которые происходят в личности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в

Нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс

В процесс воспитания в ребенке нравственности входит также развитие культуры...

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание личности не совершается только в

Духовно-нравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и

Интересно, что дети даже старшего дошкольного возраста слабо осваивают игру на уровне...

Похожие статьи

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок

По тематике исследования вопросов духовно-нравственного воспитания проводятся

Современные родители озабочены проблемами материального благополучия семьи, для

Семья — это родители и дети, их бабушки и дедушки, тёти, дяди, сёстры, братья, дальние и...

Современная характеристика нравственной воспитанности...

Нравственное развитие и воспитание эффективно осуществляются только как целостный

Выделены следующие уровни нравственной воспитанности младших школьников (низкий, средний, высокий).

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение...

Создание условий для развития нравственных качеств...

 «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного...

Нравственное воспитание — это формирование понятий, взглядов, чувств и убеждений

Вопросы о роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности

Младший дошкольный возраст (2–4 года) является значимым этапом в нравственном развитии ребенка.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его...

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из... В процессе развития личности ребенка

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через. Социально-нравственное воспитание в детском саду и...

Определение уровня воспитанности подростков

 Уровень воспитанности — главный показатель эффективности процесса воспитания. В каком направлении происходит развитие личности ребенка?

Под ростом уровня воспитанности будем понимать те позитивные изменения, которые происходят в личности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Духовно-нравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного воспитания и уклада семьи через православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Благовещение, Пасху.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в

Нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс

В процесс воспитания в ребенке нравственности входит также развитие культуры...

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание личности не совершается только в

Духовно-нравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и

Интересно, что дети даже старшего дошкольного возраста слабо осваивают игру на уровне...

Задать вопрос