Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.11.2019

Статья просмотрена: 4881 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности / Н. М. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4589/ (дата обращения: 16.04.2024).



В рамках реализации ФГОС деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [4].

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность — задача непростая и очень ответственная. Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог, занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях, обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл [2].

В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.

Целенаправленная работа в данном направлении ведется педагогами нашего ДОУ на протяжении многих лет. Задачами социально-нравственного воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
  2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
  3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Отсюда вытекают основные формы взаимодействия с детьми:

– Знакомство с произведениями художественной литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;

– Этические беседы нравственного содержания;

– Сочинение историй, сказок;

– Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций.

Основными формами взаимодействия с дошкольниками являются:

Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Возможности обучения значительно возрастают, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. Поэтому необходимы ситуативные разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правильности их поступков.

Процесс сочинения историй, сказок станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Такие творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник на конкретных примерах самостоятельно может определить нарушение нормы поведения и найти способ, как его исправить. Дальше дети самостоятельно смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Анализ и игровое проектирование проблемных ситуаций представляет собой практическую деятельность, включающую игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, т. к. моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями. Осуществляя взаимодействие с детьми, мы стараемся придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:

– создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;

– использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

В группах нашего дошкольного учреждения оборудованы уголки духовно-нравственного воспитания детей. Здесь размещается материал, дающий детям первоначальное представление о православии: это подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, православные календари для детей, художественная литература («Детская Библия», сказки, былины, предания), литература для родителей и педагогов, аудио и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения тематических мероприятий, картотеки с русскими народными подвижными играми, альбомы с иллюстрациями. В течение года регулярно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. Оформлены уголки Белгородоведения, в которых размещаются материалы для знакомства детей с «малой родиной», природой родного края, животным и растительным миром; выдающимися людьми нашей области. В нашем ДОУ мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить свой духовно-нравственный потенциал и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Для родителей оформлены стенды, включающие информацию о семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Организуются открытые показы организованной деятельности «Уроки доброты», что позволяет нам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детстве, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие гармоничной личности.

Таким образом, эффективность социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения [3].

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
  2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
  3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нравственное воспитание, детский сад, знакомство детей, игровое проектирование, нравственное воспитание дошкольников, основная форма взаимодействия, ситуация, социально-нравственное воспитание детей, усвоение норм.

Похожие статьи

Создание условий для развития нравственных качеств...

− С. В. Конкевич «Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании

Одной из форм работы с детьми по социально-коммуникативному развитию являются

Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об...

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ребенок, семья, среда, проект. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным...

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из...

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка...

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. В воспитании детей с первых лет его жизни большое...

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Усвоение нравственных норм — это потенциал

Основная цель данных проектов: - воспитание у детей социально значимых качеств

Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями...

Похожие статьи

Создание условий для развития нравственных качеств...

− С. В. Конкевич «Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании

Одной из форм работы с детьми по социально-коммуникативному развитию являются

Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об...

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ребенок, семья, среда, проект. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным...

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из...

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и взаимодействия семьи и

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка...

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. В воспитании детей с первых лет его жизни большое...

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Усвоение нравственных норм — это потенциал

Основная цель данных проектов: - воспитание у детей социально значимых качеств

Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями...

Задать вопрос