Направления реализации антикоррупционной политики в органах государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 09.01.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Козлов, С. В. Направления реализации антикоррупционной политики в органах государственной власти / С. В. Козлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77387/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье исследуются проблемы коррупции как сложного противоправного явления; на государственной службе коррупция представляет собой систему преступлений, в которых субъектом выступает должностное лицо; на основе разработанных в РФ правовых методах и средствах противодействия и борьбы с коррупцией предлагаются пути реализации антикоррупционной политики в органах государственной власти.

Ключевые слова : антикоррупционная политика, противодействие коррупции, государственная служба, государственный орган, антикоррупционная программа.

Одной из наиболее актуальных и важных задач развития современного государства является разработка правовых методов и средств противодействия и борьбы с коррупцией, достигшей в настоящее время колоссальных размеров. Коррупционная преступность — это сложное противоправное явление, представляющее собой систему преступлений, в которых субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц [1, с.2].

Для устранения факторов, способствующих возникновению и существованию коррупции, требуется адекватное воздействие на эти факторы. Такое воздействие, приводящее к снижению уровня коррупции, определил Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2]. Принятие данного закона демонстрирует качественно новый исторический этап российской антикоррупционной политики. Этот закон способствует формированию ряда институтов, которые работают над созданием новых элементов механизма противодействия коррупции.

Разработка и внедрение антикоррупционной политики для любой организации в нашей стране основывается на документе, утвержденном Министерством труда России 08.11.2013г. — «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Методические рекомендации разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Методические рекомендации определяют единые требования к организации работы по обеспечению профилактики и противодействия коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности [3].

Методические рекомендации предусматривают соблюдение перечня мер, установленных в Федеральном законе «О противодействии коррупции» ст. 13.3 от 25.12.2008 № 273-ФЗ:

− определить подразделения или назначить должностных лиц, которые будут нести ответственность за профилактику и предупреждение коррупционных правонарушений;

− обеспечить взаимодействие подразделения с правоохранительными органами;

− разработать и внедрить стандарты и процедуры, обеспечивающие добросовестную работу органа власти;

− принять кодекс этики и служебного поведения;

− осуществлять мероприятия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

− противодействовать фактам составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов» [2].

Разработка и реализация антикоррупционных программ — это систематическая и планомерная работа, обусловленная определенными материальными и моральными издержками. Несмотря на это в долгосрочной перспективе подобные мероприятия способны обеспечить в работе организаций значительные преимущества.

Антикоррупционная политика в органах государственной власти — это комплекс принципов, система взаимосвязанных процедур и специальных мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение коррупционных преступлений государственных служащих [4, с.112].

Так, например, соблюдение закона и соответствие высоким морально-этическим принципам на государственной службе повышают ее репутацию и формируют положительный имидж. Важно отметить, что положительный имидж государственного органа позволяет защитить от коррупционных побуждений со стороны недобросовестных граждан, представителей бизнес-структур, позволяет предупредить вымогательства незаконного вознаграждения, поскольку изначально известно, что такое предложение будет отвергнуто.

Профилактика коррупции в органах власти предполагает снизить риски в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц, снижает вероятность применения к организации санкций за ненадлежащие действия посредников и партнеров.

Профилактика коррупции порождает добросовестное поведение государственных служащих по отношению друг к другу, к государственному органу и к обществу в целом. Это способствует повышению эффективности работы государственной службы [5, с. 123].

Для разработки и реализации антикоррупционной политики в органах власти необходимо проведение ряда этапов:

  1. Разработка проекта.
  2. Согласование и утверждение проекта.
  3. Информирование сотрудников об утверждении проекта.
  4. Реализация проекта.
  5. Анализ и оценка внедрения проекта, корректировка мер. (Таблица № 1).

Таблица 1

Этапы разработки и внедрения антикоррупционной политики

Наименование этапа

Содержание этапа

1.

Разработка проекта

- определение ответственных должностных лиц или структурных подразделений;

— привлечение внешних экспертов;

— вовлечение широкого круга государственных служащих;

— информирование должностных лиц о возможном участии;

— организация обсуждений

2.

Согласование и утверждение проекта

- согласование с руководителями кадровой и юридической службы;

— согласование с рядовыми сотрудниками;

— представление руководству организации;

— утверждение локального нормативного акта

3.

Информирование сотрудников об утверждении проекта

- доведение информации до всех сотрудников;

— организация ознакомления под роспись вновь принимаемых сотрудников;

— свободный доступ работников к тексту антикоррупционной политики;

— инструктирование работников организации по внедрению стандартов и правил проекта

4.

Реализация проекта

- поддержка руководством антикоррупционных инициатив;

— демонстрация личного примера соблюдения антикоррупционных стандартов и процедур со стороны руководства

5.

Анализ и оценка внедрения проекта, корректировка мер

- систематическое отслеживание эффективности внедрения антикоррупционных мер;

— предоставление руководству организации соответствующего отчета;

— внесение необходимых корректив.

Для эффективного внедрения антикоррупционных мер необходимо на каждом этапе регулярно проводить мониторинг осуществления проекта. Результаты аналитических мероприятий должны быть представлены руководству в виде отчета. Такие процедуры рекомендуется проводить не реже одного раза в год. Если полученные результаты свидетельствуют об отсутствии эффективности реализуемых антикоррупционных мер, то осуществляется корректировка, производятся необходимые изменения и поправки.

Важно отметить, что коррективы антикоррупционной политики необходимы и в тех случаях, когда осуществляется внесение изменений в законодательство РФ о противодействии коррупции.

В каждой государственном органе существует определенная категория лиц, для которой устанавливаются специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции. Это — руководители органа власти; служащие, ответственные за реализацию антикоррупционной политики; служащие, чья деятельность связана с коррупционными рисками; специалисты по внутреннему контролю и аудиту.

Для эффективности реализации антикоррупционной политики рекомендуется при приеме на государственную должность специальные обязанности в связи с противодействием коррупции включать в служебный контракт. В таком случае работодатель вправе после этого применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных трудовых обязанностей.

Вместе с вышесказанным в антикоррупционную политику органа власти рекомендуется включать наименования конкретных мероприятий, которые планируется реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий подбирается к специфическим особенностям и конкретным потребностям организации.

В антикоррупционную политику организации рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей организации.

Таким образом, разработка и внедрение антикоррупционной политики в сфере государственной службы, строгий учёт и контроль служебной деятельности государственных служащих, позволит выступить наиболее действенным и эффективным механизмом противодействия «государственной коррупции», предполагающим информационную открытость деятельности должностных лиц государства и позволяющим противодействовать совершению коррупционных преступлений.

Литература:

1. Александров С. Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания // История государства и права. 2007. № 11.

2. О противодействии коррупции: фед. закон Рос. Федерации от 25.12.2008 г. № 273 — ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.

3. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»// Методические указаниями Минтруда РФ от 08.11.2013 г.

4. Агеев В. Н. Правовые средства и механизмы противодействия коррупции // NB: Административное право и практика администрирования. — 2012. — 1. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_410.html

5. Гладких В. И. Противодействие коррупции на государственной службе: учеб.-метод. пособие. — М.: Юрлитинформ, 2019. — 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная политика, противодействие коррупции, государственная служба, государственный орган, утверждение проекта, мероприятие, государственная власть, должностное лицо, положительный имидж, сложное противоправное явление.


Задать вопрос