Проанализировано состояние российского рынка экологически чистых продуктов питания и особенности его развития. Особое внимание уделено особенностям российского рынка органически чистых продуктов и перспектив его дальнейшего развития. В процессе исследования применялись методы научного обобщения, обработки экономической информации.
Ключевые слова: рынок органически чистых продуктов, продукты питания, экономический потенциал, российская промышленность, развитие.
The article analyzes the state of the Russian organic food market and the peculiarities of its development. Special attention is paid to the peculiarities of the Russian organic food market and the prospects for its further development. In the course of the research, methods of scientific generalization and processing of economic information were used.
Key words: organic food market, food products, economic potential, Russian industry, development.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. В XXI веке мировое сообщество получило ряд глобализационных вызовов, одним из которых стало существенное ухудшение экологической ситуации, вызванное нерациональным и бездумным использованием природных ресурсов. Из-за постоянного использования пестицидов и минеральных удобрений уничтожается биологическое разнообразии в почве и уменьшается содержание гумуса, что приводит к ежегодным потерям 10–15 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель планеты. Интенсификация аграрного производства вызвала негативные изменения в цепях экосистем и биологического круговорота, ухудшила состояние окружающей среды и здоровье людей. Одним из возможных направлений преодоления этой угрозы является альтернативный подход к ведению земледелия — органическое производство и потребление различных видов продукции.
Анализ последних исследований и публикаций. Особенности производства и сбыта органической продукции широко рассматриваются учеными мира. Различные аспекты исследования рынка, управления и формирование спроса на экологически безопасные продукты и органическую продукцию рассмотрено, в частности, в трудах Горшкова Д. В., Потоцкой Н. С., Гуляева В. С., Гуськова А. И. и пр.
Формулировка цели статьи (постановка задачи). Целью написания статьи является изучение социально-экономических аспектов продвижения органического производства в России.
Изложение основного материала исследования. Органические продукты питания — это продукты, которые в соответствии с законодательством имеют сертификат, надлежащим образом описанный на упаковке логотипом и адресом органа по сертификации. Органически чистые продукты питания — это продукты, которые производятся без использования химических пестицидов и удобрений и не содержат синтетических гормонов.
Рост рынка органических и натуральных продуктов в России следует за мировой тенденцией увеличения спроса на продукты и услуги, обеспечивающие здоровье и благополучие. Растущее недоверие некоторых слоев общества к современной промышленности связано с ростом рынка органической продукции. Современная промышленность разработала ряд продуктов, облегчающих повседневную жизнь, но также значительно увеличила выброс стойких химических веществ в окружающую среду, что имеет серьезные последствия для здоровья человека и природных экосистем.
Обращает на себя внимание тенденция роста этого рынка в России и потребления данной продукции [3].
С каждым годом экономический потенциал рынка органически чистые продукты питания в России улучшается и набирает оборотов. Показатель 2019 г является рекордным для рынка, а мировые темпы роста рынка на сегодняшний день являются ниже, чем в России.
Так как здоровое питание каждый год становится все более популярным в России, органические продукты являются самым значимым сегментом на рынке.
Рис. 1. Динамика российского рынка органических продуктов в РФ, 2014–2019 гг, %
Положительным является также тот факт, что в России есть все условия для производства органически чистых продуктов и есть подходящие сельскохозяйственные угодия для этого. Так, например, плаща таких угодий в 2019 г. составила примерно 1 млн г. и каждый год они увеличиваются, что тоже является выше по показателям, чем в мировой практике.
В настоящее время в условиях жесткой конкуренции и растущих требований потребителей качество стало основополагающим фактором выживания на рынке, прибыльности и развития органического сельского хозяйства в России. Стратегическая бизнес-концепция основана на управлении качеством продукции, что делает ее преимуществом и необходимостью для рыночной конкуренции. Цель должна быть достигнута за счет общего управления качеством — производить продукт, который хочет и ожидает заказчик и потребитель, за счет повышения эффективности, гибкости и эффективности бизнеса [2].
Изменения в экономике страны заставили правительство по-другому взглянуть на проблемы развития органического производства.
Так, Россия может быть одним из крупнейших экспортеров экологически чистой сельскохозяйственной продукции, потенциал страны позволяет обеспечить ими почти весь евразийский континент. Правительство взяло курс на активизацию производства экологически чистой пищевой продукции, рынки сбыта которой практически неограниченны, одна только Япония на 60 % импортирует продукты питания из всех стран мира. Особенно стоит отметить ориентир правительства на производство готовой пищевой продукции, а не сырья.
Аграрный сектор экономики (сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность) обеспечивает продовольственную безопасность и продовольственную независимость страны, формирует 17 % ВВП и около 60 % фонда потребления населения. Именно поэтому экспорт готовой пищевой продукции будет более прибыльным для российской экономики, чем экспорт сырья и продуктов с минимальной степенью обработки, который осуществляла Россия в течение последних десятилетий. Кроме стабилизации торгового баланса, развитие экологически чистых продуктов питания поможет решить проблему занятости населения, поскольку будет базироваться на экстенсивных технологиях выращивания культур и разведения скота, что требует больших затрат труда, а значит увеличивает потребность в рабочей силе [1].
Особенностями отечественного производства экологически чистых продуктов питания является наличие значительных (по сравнению с другими странами) площадей без существенного применения агрохимикатов, которые можно было бы быстро перевести на сертифицированное органическое производство.
Довольно эффективным является опыт Российской Федерации, когда энтузиасты-бизнесмены начали органическое производство на удаленных территориях, брошенных крестьянами землях, которые естественным путем освободились от накопленного загрязнения. Это стало первым шагом реализации российской программы «Здоровье нации» и начало производство российского органического детского питания, на каждую упаковку которого осуществляется более 200 контрольных операций. Контроль за соблюдением правил органического производства — одно из главных условий обеспечения гарантий качества для потребителя.
В последние годы наблюдается тенденция активного наполнения внутреннего рынка собственной органической продукцией за счет налаживания собственной переработки органического сырья.
Выводы. Таким образом, стимулировать российский рынок органически чистых продуктов питания можно, прежде всего, путем активизации системы маркетинговых коммуникаций производителей таких товаров, в частности рекламы и мероприятий паблисити с использованием прессы и Интернета. Формированию круга лояльных клиентов будет способствовать и брендинг. Целесообразно привлекать крупные торговые сети, для которых разрабатывать меры стимулирования сбыта. С целью контроля уровня цен в рамках формирования маркетинговой сбытовой политики целесообразно наладить сотрудничество с посредниками, используя стимулирующие и партнерские факторы их мотивации. Однако необходимо установить влияние таких стимулирующих факторов мотивации на финансовые результаты деятельности производителей такой продукции.
Литература:
- Горшков Д. В. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России // Менеджмент. 2018. № 6.
- Потоцкая Н. С. Экологизация производства как один из главных факторов преодоления экологического кризиса // Scientific Journal of Chernihiv State Institute of Economics & Management № 1 2016. 24 с.
- Гуляева В. Проблемы развития российского рынка экологически чистой продукции // Старт в науку: материалы LXIV научной студенческой конференции Биологического института URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000516385
- Гуськов А. И. Маркетинговый инструментарий развития регионального рынка экологически чистых продуктов питания: диссертация кандидата экономических наук Рост. гос. эконом. ун-т «РИНХ, 2020. 156 с.