Последнее десятилетие остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Главным источником огромного количества углеводов, минералов, витаминов, необходимых человеку была и остается сельскохозяйственная продукция. Национальной проблемой нашего государства является улучшение качества сельскохозяйственной продукции. Больше всего обсуждается вопрос о необходимости создания механизма производства и реализации экологически чистой продукции, который способен заинтересовать работников АПК. Это актуально в настоящее время, так как не смотря на принимаемые меры по поддержанию экономики АПК, ситуация в сельском хозяйстве остается напряженной: многие годы не происходит роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, поголовья скота и птицы.
Таким образом, важнейшая социально-экономическая задача это производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Требуется внедрение новых энерго-ресурсосберегающих технологий, закупка более качественного сырья, установка современного оборудования, что приведет к удорожанию конечного продукта. Готово ли общество к таким нововведениям? Что важнее для сегодняшнего потребителя: цена, качество товара, его экологические свойства, раскрученность бренда? Эти вопросы были заданы населению Новосибирской области в ходе соцопроса.
Основные вопросы, которые задавались гражданам, были следующими:
Знаете ли Вы, что такое экопродукция?
Как вы думаете, есть ли разница между понятиями «безопасная продукция» и «экологически чистая продукция»?
Что для Вас имеет большую значимость при выборе продукции?
Готовы ли Вы покупать экологически безопасные товары, если они будут дороже по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией?
Где было бы Вам проще покупать экопродукцию?
Зарубежная или Российская экопродукция вызывает у Вас большее доверие и почему?
В опросе участвовало 145 жителей Новосибирской области разного возраста (20-50 лет), уровня образования и дохода. На вопрос знаете ли Вы, что такое экопродукция 83% респондентов ответили положительно и всего 17% не знают (рис.1). 90% из них видят разницу между безопасной и экологически чистой продукцией (рис.2).
Рис.1. Знаете ли Вы, что такое экопродукция? Рис.2. Есть ли разница между безопасной и экологически чистой продукцией?
Однако некоторые из них дали такие ответы: «Экопродукция – натуральная, экологически чистая и безопасная продукция»; «Безопасной продукцией можно считать именно экологически чистую т.е нетоксичную, безопасную, безвредную»; «Экопродукция – выращенная, созданная без химии, добавок»; «Безопасная продукция для человека может быть создана из генномодифицированных продуктов и т.д.». Анализируя можно сказать, что в обществе прослеживается смутное, не четкое понятие этих определений. Поэтому возьмем на себя смелость напомнить сущность экологически чистой и безопасной продукции.
Экологически чистой считается продукция, соответствующая требованиям закона, то есть обладающая питательной ценностью, укрепляющая здоровье и не оказывающая канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного воздействия на организм человека в результате ее потребления; правовой статус экологически чистой продукции определяется соответствующими санитарными и ветеринарными нормами и правилами.
Безопасная продукция должна соответствовать установленным экологическим требованиям и показателям, закрепленным в медико-биологических нормативах, стандартах, технических условиях, и не представлять опасности для жизни и здоровья людей. В такой продукции токсичные вещества могут содержаться только в предельно допустимых для человека концентрациях [1 с.7-10].
Немало важен вопрос значимости факторов выбора продукции для потребителей (рис.3). В современных условиях развития потребительского рынка при выборе продукции покупатель руководствуется в первую очередь информацией о составе товара (39%)и ценой (28%). Важно для них и наличие на этикетке различных знаков подтверждающих качество и безопасность товара (19%), а также удобство использования и употребления (13%).
Так же прослеживаются факторы, которые, по мнению опрошенных, наименее значимы. Радует то, что реклама продукции в СМИ и на улице, известность бренда, не играют большой роли и незначительно влияют на выбор продукции. По представлениям покупателя, на сегодняшний день именно состав товара может дать ему наиболее достоверную информацию о качестве входящих в него ингредиентов, ее натуральности. Именно эта информация позволяет гражданам сделать выбор в пользу того или иного товара. Также высока информированность о негативном воздействии консервантов, химических пищевых добавок и т.д. Интерес населения к этому вопросу достиг уровня, при котором производителям следует задуматься о возможности перевода всех мощностей на производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Рис.3. Значимость факторов выбора продукции.
На наличие на упаковке различных знаков, удостоверяющих безопасность товара для здоровья обращают внимание 19% и 59% не доверяют различным знакам и символам. По их мнению, не смотря на жесткие требования к производителям экопродукции, многие отечественные производители, не пройдя ни сертификацию, ни экологическую экспертизу, наносят на упаковку своих продуктов знаки "БИО" или "Экологически безопасный продукт" и автоматически повышают цены.
Тратить деньги на приобретение экологически чистой и безопасной продукции готовы большинство опрошенных (рис. 4). На вопрос готовы ли Вы покупать экологически безопасные товары, если они будут дороже, 43 % граждан ответили, что согласны, даже если она увеличится на 10 % по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией. Если цена возрастет на 20 %, то количество таких покупателей сократиться и даже если экологически безопасные товары будут дороже на 30 %, найдутся люди которые отдадут предпочтение такой продукции. Это очень высокие показатели, которые говорят о том, что потребитель ждет от производителя только качественной, экологически чистой и безопасной продукции.
Рис. 4. Рост цен на экологически безопасные товары.
Продажа экологически безопасной продукции в отдельных магазинах не нашла особой поддержки среди граждан, но все же 19% готовы их посещать. Большинству потребителей было бы удобно приобретать в специализированных отделах или в общей массе другой продукции, но выделенную особыми ценниками (рис. 5 ).
Рис. 5. Где было бы проще покупать экопродукцию?
Отечественная экологически чистая продукция у граждан Новосибирской области вызывает большее доверие, ее выбрали 61% опрошенных, в то время как зарубежную – 25%. Для 14% нет смысла делать градацию по доверию, поскольку, по их мнению, и та и другая может быть как экологически чистой и безопасной, так и малопригодной к употреблению. Основными мотивами выбора именно отечественного производителя явились представление о натуральности и экологичности продукции. Очень радует, что большинство опрошенных считают себя патриотами своей страны: «… у нас огромные территории где можно вырастить экологические продукты, только надо научиться ценить природу»; «человек должен питаться продуктами, выращенными и произведенными в регионе где он вырос и живет». Но все, же 25 % уверены, что лучше зарубежная: «…известно, что за рубежом эта сфера развита уже давно и требования и контроль качества там намного выше, чем в нашей стране». 14 % считают, что рынок заполнен подделками и контрафактом и поэтому покупают продукты на свой страх и риск.
Существенной проблемой национального рынка продовольствия является возрастание количества низкокачественных и опасных для здоровья продуктов питания из-за загрязненности и эродированности сельскохозяйственных угодий. Проблема качества и безопасности продовольствия в значительной мере усугубляется наводнением продовольственного рынка некачественными импортными и отечественными продовольственными товарами [1, с.7-10].
Главная причина низкого качества продовольственных товаров - отсутствие надлежащего контроля над качеством импортного продовольствия, эффективной системы защиты потребительского рынка [2]. В связи с этим необходима разработка и внедрение механизма, заставляющего сельскохозяйственного производителя акцентировать внимание на качестве и безопасности выпускаемой продукции.
-
- Литература:
Ярандайкин Р.С. Организационно-правовые проблемы производства и реализации экологически чистой сельскохозяйственной продукции : Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.06 : Москва, 1999 349 c. РГБ ОД, 71:01-12/51-5
Гордышевский С.М. Экомаркировка – эффективный инструмент повышения экологической безопасности и качества жизни. Электрон. версия: http://www.ecochistyproduct.ru/rights_base/razdel31_28