Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 26.12.2020

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Е. А. Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77169/ (дата обращения: 26.04.2024).



Развитие современного общества диктует новые условия организации дошкольного образования. Для обеспечения его качества внедряются в деятельность ДОУ инновационные педагогические технологии, в числе которых здоровьесберегающие и коррекционные. Данные технологии позволяют детям с речевыми нарушениями, число которых по данным мировой статистики неуклонно растет, овладеть коммуникативной компетенцией, одной из ключевых, согласно целевым ориентирам ФГОС ДО.

Среди педагогических технологий, оказывающих положительное влияние на коррекцию речевых нарушений у детей с ОВЗ, в музыкальной деятельности используется эвритмическая гимнастика.

Элементы данной технологии стали применяться музыкальными руководителями ДОУ для формирования и совершенствования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, их двигательной культуры, а так же в качестве здоровьесберегающей технологии у детей с ОНР.

Автором данной педагогической технологии является немецкий философ и мыслитель ХХ века Р. Штейнер, основоположник вальдорфской педагогики.

Эвритмическая гимнастика — это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи [4].

Цель использования данной педагогической технологии в ДОУ — развитие культуры движения детей дошкольного возраста. Занятия c использованием ее элементов направлены на:

— развитие координации движений детей, их физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости;

— улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, развитие внимания и воображения);

— расширение эмоционального опыта, развитие навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

— коррекцию и совершенствование речи детей с ОНР;

— формирование музыкально-творческих способностей дошкольников [2].

Развитие двигательных способностей дошкольников средствами эвритмии осуществляется на основе следующих принципов:

— принцип природосообразности.

Его соблюдение позволяет ребенку в музыкальной деятельности пройти путь становления мышления от наглядно-действенного к логически– абстрактному;

— принцип здоровьесбережения.

Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОНР в музыкальной образовательной деятельности;

— принцип развития творческого воображения.

Его соблюдение заключается в создании ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал, положительно влияя на формирование его продуктивной деятельности;

— принцип формирования способности к сопереживанию.

Применение этого принципа позволяет ребенку проникнуться духом доброжелательности и солидарности, умением слышать и понимать другого, отсутствием конфликтности и агрессивности. [3]

Музыкальные занятия с использованием эвритмической гимнастики у дошкольников с ОНР проходят в форме познавательной игры, сказки или путешествия. История, рассказываемая педагогом, создаётся действиями всех участников занятия. На начальном этапе воспитанники подражают действиям и движениям педагога, перевоплощаются в образы сказочных персонажей, растений и животных, проживают различные явления природы, имитируют деятельность людей. Поскольку игра является ведущим видом деятельность дошкольника, то большинство упражнений носит игровой характер.

Элементы эвритмической гимнастики включаются в логоритмические и музыкальные занятия постоянно.

Создания доверительной атмосферы и успокоения в общем кругу — первый этап занятия. Дети приветствуют участников музыкально-коррекционной деятельности пением и жестами, используя приветственные пальчиковые и жестовые игры, валеологические песенки-распевания.

В основной этап занятия входит музыкально-ритмический круг, включающий следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке. Среди них ритмические игры, в т. ч. речевые игры со звучащими жестами.

Детей с ОНР важно научить чувствовать ритм. В увлекательном речевом музицировании дошкольники осваивают весь комплекс выразительных средств общих для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, динамика. Таким образом, речевое музицирование — ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями, позволит педагогу развивать в активных творческих действиях у воспитанников чувство ритма и интонационный слух.

Важное место в эвритмической гимнастике занимают «звучащие жесты».

Игра со звуками своего тела — притопами, шлепками, щелчками, хлопками, а так же синтез музыки с речью, с ее ритмической и мелодической стороной, помогают в развитии ритмического слуха, координации движений. Дети-логопаты с удовольствием «украшают» звучащими жестами попевки и песенки, используют их в музыкально-ритмических импровизациях и танцах.

Одной из оздоровительных методик, оказывающих положительное воздействие на организм детей с ОНР является методика игрового стретчинга. Данная технология основывается на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить и исправить нарушения в работе опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Упражнения стретчинга проводятся в виде сюжетной или тематической игры, в которую входят 8–9 упражнений на различные группы мышц. Под спокойную музыку в «своем» темпе дети передают образные движения игровых и сказочных персонажей. [1]

К блоку развития мелкой моторики относятся пальчиковые игры и сказки. Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования и развития речи, являются средством повышения работоспособности головного мозга.

На музыкально-коррекционных занятиях пальчиковые игры проводятся инструментальным сопровождением педагога или пением детей, а так же оформляется показом иллюстраций или творческим музицированием.

Следующий блок представлен социально-коммуникативными играми. Каждая коммуникативная игра или танец — это «живое» произведение, которое создаётся в данный момент и позволяет формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе, воспитание саморегуляции, контроля действий, развитие толерантного отношения друг к другу.

Следующим блоком эвритмической гимнастики является ритмопластика — система физических, танцевальных и подражательных движений для всестороннего гармонического развития тела. В ее основе лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

Ритмопластика развивает у детей с ОНР чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Благодаря ей формируется правильная осанка, развивается сила, выносливость, увеличивается подвижность в суставах, улучшается координация движений, устраняются некоторые физические недостатки. Ритмопластика тесно взаимосвязана с психогимнастикой, способствующей овладению навыками саморасслабления, позволяющей снять психическое напряжение и создать возможность для самовыражения. На музыкально–коррекционных занятиях с элементами психогимнастики дети учатся выражать свои эмоции жестами, мимикой, движениями, а применяемые музыкально-дидактические игры и пластические этюды, поднимают дошкольникам настроение, помогают преодолевать страхи и речевые барьеры, вызывают у детей потребность поделиться впечатлениями и эмоциями.

Занятие и использованием эвритмии завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди — «закрыть все замочки». [2]

Практический опыт, накопленный в музыкально–коррекционной работе с детьми с ОНР, позволяет сделать вывод, что использование эвритмической гимнастики позволяет решить большое число коррекционно-образовательных и воспитательных задач. А обращение к современным педагогическим технологиям в воспитании дошкольников открывает новые возможности для педагогического творчества и повышает качество дошкольного воспитания детей с ОНР.

Литература:

  1. Игровой стретчинг в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igrovoi-stretching-v-detskom-sadu.html
  2. Использование эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-yevritmi-v-muzykalnoi-dejatelnosti-doshkolnikov.html
  3. Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe zanyatie /2019/04/12/ sovremennye-tehnologii-muzykalnogo
  4. Эвритмия [Электронный ресурс]. Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikiredia.com/wiki/Эвритмия
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, гимнастика, движение, дошкольный возраст, координация движений, мелкая моторика, музыкальная деятельность, педагогическая технология, чувство ритма.


Похожие статьи

Развитие музыкально-ритмических движений у детей...

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и...

Развитие творческих способностей детей посредством...

Дети плохо заучивали танцевальные движения, чувствовали ритм, были закованные и не раскрепощенные. Эти же проблемы были выявлены в ходе диагностического обследования детей. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности...

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого...

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений...

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

Координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего телa, согласование, ведущее к тому, что все наши

Работу по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в 3 этапа.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Объединяя посредством ритма слово, движение и музыку, логопедическая ритмика способствует формированию необходимого

Эти задачи реализуются путём соответствующих упражнений: дыхательная гимнастика, релаксация, развитие голоса и чувства ритма.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

Обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры. Виды исполнительской музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения — пляски, игры, хороводы) обычно уже достаточно сформированы у детей этого возраста.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного...

Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики.

мелкая моторика руки, ход игры, мелкая моторика, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, детский сад, двигательная...

Похожие статьи

Развитие музыкально-ритмических движений у детей...

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и...

Развитие творческих способностей детей посредством...

Дети плохо заучивали танцевальные движения, чувствовали ритм, были закованные и не раскрепощенные. Эти же проблемы были выявлены в ходе диагностического обследования детей. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности...

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого...

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений...

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития...

Координация движения — точное согласование в работе всех отдельных мышц, входящих в состав нашего телa, согласование, ведущее к тому, что все наши

Работу по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в 3 этапа.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Объединяя посредством ритма слово, движение и музыку, логопедическая ритмика способствует формированию необходимого

Эти задачи реализуются путём соответствующих упражнений: дыхательная гимнастика, релаксация, развитие голоса и чувства ритма.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

Обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры. Виды исполнительской музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения — пляски, игры, хороводы) обычно уже достаточно сформированы у детей этого возраста.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного...

Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики.

мелкая моторика руки, ход игры, мелкая моторика, развитие, игра, подготовительная группа, мелкая моторика рук, ребенок, детский сад, двигательная...

Задать вопрос