В статье исследуются аспекты статуса категории «негражданин Латвии» и ее отграничения от других родственных категорий. Рассматриваются права данной категории и трудности в гражданско-правовых отношениях неграждан и граждан других стран. Автор исследует правовой статус таких жителей Латвийской Республики.
Ключевые слова: неграждане, субъект мчп, статус лица, гражданство, права неграждан, Латвия.
После распада СССР проблема национальных меньшинств стала особо острой в страна Балтии. Верховным советом ЛР в 1991 году было принято решение «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условий натурализации» в котором указывалось, что гражданами вновь образованного государства становятся только те лица, которые имели гражданство Латвии до 1940 г.. и их потомки [1]. В результате такого решения появилась особая группа постоянных жителей Латвии — «неграждане». Тем самым латышский законодатель с одной стороны, признает их законными и правомочными резидентами страны, а с другой — существенно ограничивает их гражданские и политические права по сравнению с гражданами Латвии [1, с. 855]. В связи с этим возникает логичный вопрос, как воспринимать лиц из данной категории? Как гражданина Латвии, как лиц без гражданства, или как иностранца? На этот вопрос деликатно дает свой ответ правосудие. В деле № 2004–15–0106 Конституционный суд ЛР признал, что «Вместе с принятием закона «О негражданах» возникла новая, до сих пор неизвестная в международном праве категория лиц — неграждане Латвии. Неграждане Латвии не приравниваются ни к одному статусу физического лица, установленному в международных правовых актах, поскольку объем установленных для неграждан прав не соответствует полностью ни одному такому статусу. Неграждане Латвии не считаются ни гражданами, ни иностранцами, ни даже лицами без гражданства, это лица с особым правовым статусом» [4]. Такое неопределенное положение жителей Латвии не позволяет им в должной мере быть участником ни международных гражданско-правовых отношениях, ни гражданско-правовых отношениях внутри самого государства. В тоже время, у неграждан Латвии есть стойкая правовая связь с государством. Этот факт не дает нам определить латвийских неграждан, как лиц без гражданства, а ряд ограничений в правах, по смыслу международного права, не позволяет определить их, как граждан Латвии [2]. По юридическому смыслу, понятие неграждан наиболее близко к понятию «гражданин без права участия в политической жизни государства» [2, с. 90]. Особую актуальность проблемы подчеркивает численность таких неграждан.
По данным на начало 1993 года треть жителей Латвии оказались лишены гражданства и оторваны от гражданско-правовых отношений. Изначально предполагалось, что статус негражданин будет временным, на сегодня каждый десятый житель Латвии является негражданином, в Риге — каждый пятый. Как подсчитали в Латвийском комитете по правам человека, неграждане имеют 84 ограничения в правах по сравнению с гражданами Латвии, причем в 18 случаях иностранцы — граждане ЕС имеют больше прав, чем латышские неграждане [5].
В гражданско-правовых отношениях неграждане Латвии имеют значительные ограничения. Они не могут самостоятельно приобрести землю без особого разрешения органа местного самоуправления. Так, неграждане не имеют и право на защиту своей интеллектуальной собственности за рубежом, потому что ряд международных договором гарантирует такую защиту только гражданами государства. Лицензия на авиаперевозки за рубежом гарантируется двухсторонними соглашениями лишь авиакомпаниям, контролируемым гражданами Латвии. Только гражданам Латвии гарантирована поддержка в торговле за границей. Такое отличие в правах у граждан и неграждан подчеркивает такую черту латвийской демократии, как этническая небеспристрасность. Силами активистов удалось получить для неграждан право свободно поселяться за рубежом и право наследовать земельные участки, которых ранее у неграждан не было.
Такая правовая неопределенность в статусе более чем 200 тысяч жителей Латвии порождает заинтересованность всего международного сообщества в решении данного правового вакуума. Латвийский Конституционный Суд уже высказывался на этот счет: «Тот факт, могут ли латвийские неграждане рассматриваться как граждане в понимании международного права, является не только правовой, но главным образом политической проблемой, которая должна быть рассмотрена в рамках демократического политического процесса в государстве» [6, с. 75].
Однако, стоит заметить и некоторые продвижения по данному вопросу. Так, с 1 января 2020 года вступил в силу Закон «О прекращении предоставления статуса негражданина», который закрепил предоставление гражданства Латвии детям неграждан. На сегодняшний момент проблема неграждан все равно остается неурегулированной [3].
В августе 2020 года в очередной раз по данному вопросу высказался Министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он подчеркнул, что ситуация с негражданами в балтийских республиках «дискриминационной» и высказал свое возмущение о наличии такого «позорного явления безгражданства, главным образом русскоговорящих жителей, лишенных демократических и социально-экономических прав». Сегодня решение данной проблемы идет достаточно медленно, неграждан становится меньше в силу ухода из жизни и эмиграции такого населения [6].
Таким образом, как подчеркивают многие ученые-правоведы, латвийских неграждан нельзя отнести ни категории граждан, ни к категории лиц без гражданства, они находятся между двумя этими категориями. Этот латвийский феномен порождается серьезную неопределенность в статусе таких жителей не только в пределах государства, но и в рамках частноправовых отношений между гражданами других стран. Многие международные договоры не могут защищать в должной мере данную категорию лиц. Данная проблема остается без решения уже почти 30 лет и может оставаться нерешенной еще несколько десятилетий, порождая множество конфликтов и правовых неопределенностей.
Литература:
- Bjorklund AK Reconciling State Sovereignty and Investor Protection in Denial of Justice Claims / AK Bjorklund // Virginia J Int'l L. — 2005. — No 45. — Р. 854–856.
- Synthesis Report: Conclusions and Recommendations on the Situation of Fundamental Rights in the European Union and its Member States in 2003, 4 February 2004, P. 90–93.
- Svetlana Diatchkova. Ethnic Democracy in Latvia // The Fate of Ethnic Democracy in Post- Communist Europe (Sammy Smooha & Priit Järve eds., 2005) P. 73–77.
- Конституционный суд Латвии. Дело No 2004-15-0106, 17 (2005) // [Электронный ресурс]. - http://www .satv.tiesa. gov.lv/upload/2004-15-0106E.rtf.
- Латвийский комитет по правам человека [Электронный ресурс]. - https://lv.sputniknews.ru/infographics/20191209/12882096/Negrazhdane-i-grazhdane-Latvii-razlichiya-v-pravakh.html
- Латвия и Эстония не должны использовать членство ЕС для прикрытия темы неграждан /ТАСС/ [Электронный ресурс]. - https://tass.ru/politika/9253123