Особенности организации практических работ по географии в 6-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 26.12.2020

Статья просмотрена: 731 раз

Библиографическое описание:

Рогуля, Л. И. Особенности организации практических работ по географии в 6-м классе / Л. И. Рогуля. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77028/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье автор предоставляет алгоритмы проведения практических работ по географии в 6-м классе.

Практические работы для географии являются главной, неотъемлемой частью на каждом этапе учебного процесса.

О. В. Крылова отмечает, что практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе [4].

Практические работы должны помочь учащимся выработать умениями и навыками, характерные для географии.

А. Е. Бибик подчеркивает, что для географии — это умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, производстве, работа со статистико-экономическими показателями и пр. Примером практической работы может служить использование учениками метеоприборов при наблюдении за погодой, измерение расстояний при изучении темы «План и карта» и т. п. [2, с. 306; 3].

Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на производстве; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др. [2, с. 308].

По мнению В. А. Коринской, к практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т. д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой [1, с. 6].

Количество работ, примерное их содержание и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящий момент в методике преподавания географии трудно найти более многозначный термин, чем практическая работа. Они бывают проверочными и тренировочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры. Поэтому можно сказать, что «Практическая работа — это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы» [5].

В 6-м классе практические работы способствуют формированию умений и навыков практической и измерительной деятельности, а также умений определять, измерять и фиксировать характеристики объектов, процессов и явлений.

Алгоритм выполнения практических работ в 6-м классе для УМК Е. М. Домогацких. «География. Физическая география»

Практическая работа № 1

Определение по карте географических координат различных географических объектов

Ход работы :

Используя физическую карту полушарий и России в атласе, определите координаты:

Географический объект

Географические координаты

Гора Денали (Мак-Кинли)

Нью-Дели

Санкт-Петербург

51 о с . ш . и 31 о в . д .

1 о ю . ш . и 78 о з . д .

Практическая работа № 2

Определение направлений и расстояний по карте

Ход работы:

Используя физическую карту мира в атласе, заполните таблицу:

Географический объект

Географические координаты

Направление от Москвы

Расстояние от Москвы (км)

Абсолютная высота (м)

Лондон

Вулкан Килиманджаро

Нью-Дели

Южный Полюс

Практическая работа № 3

Составление простейшего плана местности

Оборудование: планшеты, компасы, карандаши, линейки.

Ход работы:

Наблюдаемый объект

Расположение объекта по отношению к наблюдателю

Азимут

Расстояние (м)

Школа 20 м * 7 м

Северное

90°

-

Клумба 210 м * 4 м

Юго-восточное

40°

2

Клумба 1 8 м * 4 м

Юго-западное

140°

2

Постройте план школьного двора, используя данные таблицы и рекомендуемый масштаб — Масштаб: в 1 см — 1 м.

Практическая работа № 4

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

Ход работы:

По плану описания на стр.216, дайте характеристику одной из горных систем:

Вариант 1. Гималаи.

Вариант 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина.

Практическая работа № 5

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды

Ход работы:

  1. Используя данные таблицы на стр.131 учебника , составить диаграмму осадков по сезонам года. Для этого подсчитать среднее количество осадков по сезонам года и их общее количество за год.
  2. Используя данные таблицы на стр.123, построите «розу ветров» и диаграмму облачности за месяц.

Примечание: способ построения розы ветров описан в учебнике на странице 122 рисунок 87.

Сделайте вывод о том , каковы причины изменения погоды.

Практическая работа № 6

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

Ход работы:

Пользуясь физической картой полушарий, нанесите на контурную карту полушарий:

океаны

моря

заливы

проливы

течения

реки

озера

Вывод: Каковозначение гидросферы для жизни и деятельности человека?

Практическая работа № 7

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли

Ход работы:

Используя карты атласа, справочные материалы и предложенный план описания реки на стр. 216, опишите одну из крупнейших рек мира.

Вариант 1. Амазонка.

Вариант 2. Нил.

Вариант 3. Волга.

Литература:

  1. В. А. Коринская. «Самостоятельные работы учащихся по географии материков». Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983 г.
  2. «Методика обучения географии в средней школе» под ред. А. Е. Бибик и др.М.: Просвещение, 1975 г.
  3. https://kopilkaurokov.ru/geografiya/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam???history=35&pfid=1&sample=7&ref=0
  4. https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200701711???history=35&pfid=1&sample=0&ref=1
  5. http://www.sev-centr.ru/files/03.05.2017-rol_prakticheskikh_rabot_v_geografii.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): практическая работа, ход работы, работа, география, диаграмма облачности, Москва, нью-дели, проведение наблюдений, физическая карта полушарий.


Похожие статьи

Формирование компетенций в области дискретной математики у обучающихся старших классов

В статье поднимается вопрос о формировании компетенций у старшеклассников в области дискретной математики.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории

Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.

Некоторые методы развития экономических знаний учащихся на уроках информатики

В данной работе рассматриваются некоторые возможности экономического образования и воспитания в школьном курсе информатики. Показанные разделы и темы соответствуют учебной программе Туркменистана по информатике для 6–11 классов.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников

Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по дисциплине «Физика» в вузе для развития творческого мышления и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся. Приведены рекомендации использования проблемных ситуаций...

Роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе

Данная научная статья исследует роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе. В результате проведенного исследования было установлено, что использование такого типа задач способствует развитию умений применять алгебраические зна...

Стратегии для развития метапредметных навыков на уроках информатики

В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.

Похожие статьи

Формирование компетенций в области дискретной математики у обучающихся старших классов

В статье поднимается вопрос о формировании компетенций у старшеклассников в области дискретной математики.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории

Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.

Некоторые методы развития экономических знаний учащихся на уроках информатики

В данной работе рассматриваются некоторые возможности экономического образования и воспитания в школьном курсе информатики. Показанные разделы и темы соответствуют учебной программе Туркменистана по информатике для 6–11 классов.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников

Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по дисциплине «Физика» в вузе для развития творческого мышления и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся. Приведены рекомендации использования проблемных ситуаций...

Роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе

Данная научная статья исследует роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе. В результате проведенного исследования было установлено, что использование такого типа задач способствует развитию умений применять алгебраические зна...

Стратегии для развития метапредметных навыков на уроках информатики

В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.

Задать вопрос