Проблемы правового регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 24.12.2020

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Трошкин, В. И. Проблемы правового регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств / В. И. Трошкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76982/ (дата обращения: 21.11.2024).



Страхование является одной из форм обеспечения финансовой безопасности всего общества в целом, а также отдельного индивида в частности. Вместе с тем, анализ современных реалий общественных отношений позволяет сделать вывод о наличии в правовом регулировании страхования ряда проблем, препятствующих эффективной реализации основного предназначения страхования. Ярким примером является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Ключевые слова: страхование, страховая деятельность, страховщик, страхователь.

Insurance is a form of ensuring the financial security of the entire society as a whole, as well as the individual in particular. At the same time, the analysis of modern realities of public relations allows us to conclude that there are a number of problems in the legal regulation of insurance that prevent the effective implementation of the main purpose of insurance. A striking example is the on compulsory civil liability insurance of vehicle owners.

Keyword: insurance, insurance activities, insurance company, insurer.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из самых распространенных видов страхования, поэтому проблемы, связанные с данным видом страхования наиболее ярко проявляются в правоприменительной практике.

Страхование представляет собой одну из древнейших категорий общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений. В настоящее время страхование стало универсальным средством по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых премий. На протяжении всей истории развития страхового дела в России можно увидеть, каким образом осуществлялось совершенствование деятельности страховых обществ. Исторические корни, которые имеют под собой страховые предприятия и организации, позволяют глубоко и наиболее полно осуществлять политику в области регулирования страхования как самими страховщиками, так и государством. Актуальность страхования на сегодняшний момент подтверждается необходимостью развития института страхования в целом, а также создания финансово устойчивых страховых обществ, как государственных, так и негосударственных. Россия, имея свой уникальный опыт, который был приобретен в процессе исторического развития страхового дела, обладает большим потенциалом для формирования эффективной системы государственного регулирования страхования [1].

Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО), введенный Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее — Закон об ОСАГО), за 17 лет своего существования, бесспорно, подтвердил свою социально-экономическую значимость для общества и государства. Целью ОСАГО является защита прав и законных интересов потерпевших, которым становится доступным более действенный механизм по возмещению убытков, понесенных в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Страховая организация, будучи экономически сильным субъектом гражданского права, в состоянии обеспечить потерпевшей стороне полное и своевременное восстановление нарушенных прав [2].

Вместе с тем, на практике зачастую возникают спорные вопросы по реализации положений закона об ОСАГО. Рассмотрим основные из них.

Применение современной редакции Закона об ОСАГО порождает ряд проблем для участников страхового правоотношения, так как не предоставляет полной страховой защиты как потерпевшим, так и лицу, ответственность которого застрахована. Так, потерпевший сначала за счет собственных средств осуществляет не предусмотренную Законом об ОСАГО доплату ремонта в пользу СТО и далее предъявляет требование к причинителю вреда. Напомним, что обязательное натуральное возмещение предусмотрено для граждан-потребителей, которые являются экономически более слабыми участниками гражданского оборота. Причинителями вреда также, как правило, выступают граждане, не обладающие повышенной платежеспособностью. Поэтому даже наличие вступившего в силу судебного решения о взыскании рассматриваемой доплаты не гарантирует восстановления прав потерпевшего. В связи с вышеперечисленным считаем, что на сегодняшний день Закон об ОСАГО в полной мере не решает основную задачу по защите потерпевших [3].

Законодатель в пункте 19 статьи 12 Закона об ОСАГО не устанавливает исключений из правила об износе. Также нет явно выраженной позиции по данному вопросу в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Вместе с тем арбитражные суды полагают данную позицию обоснованной в связи с обеспечением равных гарантий для собственников поврежденного имущества (за исключением транспортных средств), потому что не любое такое имущество имеет комплектующие. Однако непонятно, почему не обеспечивается в таком случае равенство всех собственников — почему собственники транспортных средств имеют в данном случае меньше гарантий, чем собственники иного имущества? При этом именно собственники транспортных средств вносят денежные средства в финансирование системы страхования, уплачивая страховые взносы [4].

Проведенный анализ п. «и“ ч. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ позволил выявить слабое место этой нормы. Оно состоит в двусмысленности того, к чему относится термин «транспортное средство”: к перечислению транспортных средств или характеристике диагностической карты. История принятия и изменения анализируемой нормы, систематическое и телеологическое толкование, анализ с точки зрения юридической техники позволяют сделать общий вывод о том, что «транспортное средство” относится к характеристике диагностической карты. С практической точки зрения это значит, что следует признать юридически порочной практику удовлетворения судами регрессных исков, предъявляемых страховщиками к причинителю вреда, который управлял транспортным средством, не связанным с перевозкой пассажиров и опасных грузов, и у которого истек срок действия диагностической карты. По анализируемому основанию регрессное требование к причинителю вреда подлежит удовлетворению тогда и только тогда, когда на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, предназначенного или оборудованного для перевозок не менее чем восьми пассажиров, специализированного транспортного средства, предназначенного или оборудованного для перевозок опасных грузов [5].

Таким образом, страхование является одной из форм обеспечения финансовой безопасности всего общества в целом, а также отдельного индивида в частности. Вместе с тем, анализ современных реалий общественных отношений позволяет сделать вывод о наличии в правовом регулировании страхования ряда проблем, препятствующих эффективной реализации основного предназначения страхования. Ярким примером является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Литература:

  1. Номоконова З. П. Историко-правовые аспекты развития страхования в России // История государства и права. 2010. N 11. С. 33–37.
  2. Каримуллина А. Э. Страховое возмещение в натуральной форме по договору ОСАГО: проблемы законодательства и правоприменительной практики // Транспортное право. 2020. N 2. С. 9–12.
  3. Каримуллина А. Э. Страховое возмещение в натуральной форме по договору ОСАГО: проблемы законодательства и правоприменительной практики // Транспортное право. 2020. N 2. С. 9–12.
  4. Тимофеева П. В. Размер страхового возмещения по ОСАГО при причинении вреда имуществу, не относящемуся к транспортным средствам (практика арбитражных судов) // СПС КонсультантПлюс. 2019.
  5. Светличный А. Д. Истечение срока действия диагностической карты как основание для права регрессного требования в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Транспортное право. 2018. N 4. С. 29–31.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская ответственность владельцев, обязательное страхование, диагностическая карта, средство, основное предназначение страхования, отдельный индивид, правовое регулирование страхования ряда проблем, россия, финансовая безопасность, эффективная реализация.


Похожие статьи

Проблемы правового регулирования банкротства индивидуального предпринимателя

Банкротство является одной из форм обеспечения финансовой безопасности всего общества в целом, а также отдельного индивида в частности. Вместе с тем, анализ современных реалий общественных отношений позволяет сделать вывод о наличии в правовом регули...

Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения

Статья посвящена изучению правоотношений, которые образуются в ходе реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения, в частности государственного социального страхования. В данной статье рассматриваются основной ком...

Страхование предпринимательских рисков

В статье поднимается вопрос о правовой природе страхования предпринимательских рисков. Наличие специального субъекта на стороне страхователя в страховании предпринимательского риска обуславливает особенности объекта данного подвида страхования. Вывод...

Некоторые правовые коллизии аренды зданий и сооружений

Институту аренды недвижимости на данный момент принадлежит ведущее место в сфере гражданского оборота, а договоры аренды зданий или сооружений являются, пожалуй, одними из самых распространенных в гражданско-правовой сфере, поскольку объектам недвижи...

К вопросу о правовой природе экономической зависимости

Бурное развитие предпринимательства обусловливает ускорение интеграционных процессов между хозяйствующими субъектами. В связи с этим возникает необходимая потребность в законодательном оформлении возникающих отношений, т. е. отношений экономической з...

Генезис правового регулирования института несостоятельности (банкротства)

Автором статьи рассматривается путь совершенствования отечественного законодательства о несостоятельности (банкротстве) от Русской Правды до новейших норм права. Прослежена единая идея законодателя о дифференциации ответственности несостоятельного до...

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Настоящее исследование посвящено современным проблемам изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Актуальность исследования заключается в том, что в условиях современного развитого капитализма, институт изъятия частной соб...

К вопросу о проблемах ипотечного кредитования в России

Ипотека как перспективный элемент кредитных отношений имеет непреходящее значение. Она защищает интересы кредитора по кредитному обязательству, предоставляя ему возможность в случае неисполнения договора должником получить удовлетворение из стоимости...

Сравнительный анализ административной и уголовной ответственности: проблемы разграничения

Актуальность исследования проблематики разграничения административной ответственности от уголовной заключается в том, что на сегодняшний день имеет ряд нерешенных вопросов в данной области. Так, по сей день законодателем не установлены единственно пр...

Зарубежный опыт социальной защиты государственных служащих

Развитие Российского государства самым тесным образом связывается с необходимость формирования современного государственного аппарата, чья деятельность будет основываться на позитивных принципах, которые уже сложились в мировой практике государственн...

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования банкротства индивидуального предпринимателя

Банкротство является одной из форм обеспечения финансовой безопасности всего общества в целом, а также отдельного индивида в частности. Вместе с тем, анализ современных реалий общественных отношений позволяет сделать вывод о наличии в правовом регули...

Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения

Статья посвящена изучению правоотношений, которые образуются в ходе реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения, в частности государственного социального страхования. В данной статье рассматриваются основной ком...

Страхование предпринимательских рисков

В статье поднимается вопрос о правовой природе страхования предпринимательских рисков. Наличие специального субъекта на стороне страхователя в страховании предпринимательского риска обуславливает особенности объекта данного подвида страхования. Вывод...

Некоторые правовые коллизии аренды зданий и сооружений

Институту аренды недвижимости на данный момент принадлежит ведущее место в сфере гражданского оборота, а договоры аренды зданий или сооружений являются, пожалуй, одними из самых распространенных в гражданско-правовой сфере, поскольку объектам недвижи...

К вопросу о правовой природе экономической зависимости

Бурное развитие предпринимательства обусловливает ускорение интеграционных процессов между хозяйствующими субъектами. В связи с этим возникает необходимая потребность в законодательном оформлении возникающих отношений, т. е. отношений экономической з...

Генезис правового регулирования института несостоятельности (банкротства)

Автором статьи рассматривается путь совершенствования отечественного законодательства о несостоятельности (банкротстве) от Русской Правды до новейших норм права. Прослежена единая идея законодателя о дифференциации ответственности несостоятельного до...

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Настоящее исследование посвящено современным проблемам изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Актуальность исследования заключается в том, что в условиях современного развитого капитализма, институт изъятия частной соб...

К вопросу о проблемах ипотечного кредитования в России

Ипотека как перспективный элемент кредитных отношений имеет непреходящее значение. Она защищает интересы кредитора по кредитному обязательству, предоставляя ему возможность в случае неисполнения договора должником получить удовлетворение из стоимости...

Сравнительный анализ административной и уголовной ответственности: проблемы разграничения

Актуальность исследования проблематики разграничения административной ответственности от уголовной заключается в том, что на сегодняшний день имеет ряд нерешенных вопросов в данной области. Так, по сей день законодателем не установлены единственно пр...

Зарубежный опыт социальной защиты государственных служащих

Развитие Российского государства самым тесным образом связывается с необходимость формирования современного государственного аппарата, чья деятельность будет основываться на позитивных принципах, которые уже сложились в мировой практике государственн...

Задать вопрос