Данная статья посвящена особенностям определения понятия «киберпространства» и ключевым юрисдикционным вопросам в данной сфере, возникающим при правовом регулировании и использовании Интернет-пространства и социальных сетей.
Ключевые слова: киберпространство; юрисдикция; корпорация Майкрософт; киберинфраструктура; международные социальные сети; криптографическая информационная безопасность; шифрование.
Информационное пространство или, как уже принято называть, киберпространство играет огромную роль в современном мире, поскольку с развитием новых технологий происходит модернизация и информатизация абсолютно всех сфер общества и направлений производства. Но прежде, чем говорить о самих аспектах направления, хотелось бы обратить внимание на терминологию.
Впервые о киберпространстве, как об отдельной сфере, написал американский писатель-фантаст Уильям Форд Гибсон в рассказе «Burning Chrome» («Сожжение Хром»), который был опубликован в 1982 году в газете «Omni» («Омни»). Там он дал первое полное определение: «Киберпространство относится к виртуальному компьютерному миру, а более конкретно, это электронный носитель, используемый для формирования глобальной компьютерной сети с целью улучшения онлайн-общения». Министерство обороны США в 2011 году в документе «Department of Defense Cyberspace Policy Report» («Стратегия операций в киберпространстве») заявил, что киберпространство — это глобальная область в информационной среде, уникальный характер которой обусловлен использованием электроники для создания, изменения, обмена и использования информации через взаимозависимые и взаимосвязанные сети с использованием информационных коммуникаций, технологий [9, с. 1]. И согласно этому определению киберпространство состоит из 3-х уровней:
- Физический уровень (включает компьютеры, кабели и другие информационно-коммуникационные технологии, которые можно купить в каждом магазине);
- Программная логика или алгоритмы, где алгоритм — пошаговый метод решения проблемы, который используется для обработки данных, вычислений и других связанных компьютерных и математических операций;
- Базы данных и электроника (база данных — это единица данных, которая передается через Интернет, это то, что использует Интернет-протокол (IP) (тип и скорость программного обеспечения, местоположение устройства и т. д.)). Этот уровень является наиболее уязвимым, поскольку существует множество программ, таких как Telnet, IP-Hunter, которые могут легко взломать данный сервис без каких-либо последствий [7, c. 15].
В российском законодательстве, несмотря на хорошую законодательную базу, отсутствует четкое юридическое определение информационной сферы и информационного пространства. Но, так же, как и в американском праве, отмечаются 3 основных подхода, особенностью которых является их «ширина».
- Первый подход определяется пониманием слова «пространство» как геополитического пространства. С геополитической точки зрения, киберпространство — некоторая виртуальная территория, которая принадлежит государству и должна регулироваться данным государством. Некоторые эксперты предлагают закрепить следующий принцип: «суверенитет над национальным сегментом Интернета принадлежит стране, на территории которой этот сегмент расположен».
- Следующий подход заключается в том, что понятие «киберпространство» используется как синоним понятий «информационное пространство» или «информационное поле». Однако второй термин более широкий, поскольку включает в себя не только компьютерные технологии, но и иные источники получения информации (деятельность СМИ). Можно заметить, что сейчас в России преобладает именно этот подход.
- Наконец, третий подход — социальный, в котором киберпространство рассматривается как совокупность определенных структур (индивидов, их групп и организаций), связанных информационными отношениями, то есть отношениями сбора, производства, распространения и потребления информации с использованием глобальных компьютерных сетей.
Конкретное и правильное определение термина «киберпространство» необходимо не только для общего понимания, но и по правовым основаниям. На представление юристов о киберпространстве, специализирующихся в сфере международного права, влияет их понимание того, как различные пространства представлены в международном праве. По этой причине они не только ищут аналогии с физическими пространствами, но и применяют определенные фундаментальные принципы международного права.
Как известно, суверенитет означает высшую и исключительную власть на своей национальной территории. Это право настолько фундаментально в связи с тем, что оно запрещает иностранное вмешательство во внутренние дела других государств. Внутри каждой страны юрисдикция распространяется (и ограничена) на всех и вся на территории суверена и на его граждан. Что касается киберпространства, то государство может осуществлять юрисдикцию над киберинфраструктурой, расположенной на его территории, и над гражданами, осуществляющими деятельность в данной сфере [7, c. 16].
Если говорить о США, то 6 февраля 2018 года впервые был предложен Clarifying Lawful Overseas Use of Data Act («Закон о разъяснении законного использования данных за рубежом») (известный как «Облачный Акт»), который предусматривает возможность установления юрисдикции над данными, расположенными на серверах в зарубежных странах. Данный законодательный акт представляет собой поправку к Закону о конфиденциальности электронных коммуникаций 1986 года, регулирующий предоставление правительству США доступа к данным, хранящимся у Интернет-провайдеров [8].
Предыстория этого акта началась с постановления суда Манхэттена по делу Microsoft Corp. против Министерства юстиции США, в котором суд постановил, что Microsoft должна предоставить полный доступ к данным пользователей из любой точки мира правоохранительным органам США, независимо от того, находятся ли они под юрисдикцией страны или нет. В частности, речь шла об информации, хранящейся в ирландском центре обработки персональных данных. В апелляции, поданной в Окружной суд Нью-Йорка, Microsoft выступила против ордера на раскрытие данных, поскольку постановление суда нарушило суверенитет Ирландии, ведь американский суд не обладает юрисдикцией в отношении информации в других странах. Верховный суд США заявил о невозможности экстерриториального доступа к данным из-за того, что Закон о конфиденциальности электронных коммуникаций 1986 года не распространялся на базы, находящиеся за пределами США. В феврале в Конгресс был внесен на рассмотрение проект Закона о разъяснении законного использования данных за рубежом, а 23 марта 2018 года он был принят и подписан президентом Соединённых Штатов Дональдом Трампом [11]. «Облачный Акт» обеспечивает доступ правоохранительных органов США к данным Интернет-пользователей за рубежом и допускает возможность заключения двусторонних соглашений с иностранными государствами о предоставлении необходимой информации.
В Российской Федерации действует Доктрина информационной безопасности, в которой понятие информационной инфраструктуры включает все объекты информатизации, всю информацию, содержащуюся в базах данных [4, п. 1]. Юрисдикция государства распространяется как на физический и материальный аспект киберпространства, которое представляет собой определенную технологическую инфраструктуру, так и на информацию в цифровой форме, которая поддерживается этим оборудованием. Таким образом, хотя информационные системы и сайты в Интернете не имеют физических параметров, подход российского законодательства сводится к установлению территориальных границ в отношении оборудования, физически расположенного на территории государства, серверов (Интернет-ресурсов), компьютеров, а также всей информации на этих устройствах.
Обсуждение юрисдикционных вопросов необходимо не только для юристов, специализирующихся в данной сфере, но и для обычных людей — пользователей Интернет пространства. Мы практически не задумываемся о сохранности своих персональных данных, когда регистрируемся на каких-либо интернет-порталах или скачиваем мобильные приложения. Но так ли всё безопасно в информационном пространстве?
Международные социальные сети постоянно меняются и приспосабливаются к потребностям различных граждан в странах по всему миру. Иногда это означает более жесткий контроль и жесткие законы, но также может быть больше свободы для пользователей, что может привести к осложнениям и юридическим затруднениям. Те же социальные сети, которые доступны в Соединенных Штатах, адаптированы для международного формата. Это означает создание и использование нескольких языков, языковых переводчиков и программного обеспечения на разных языках для установления связи между странами.
Однако международные законы, применяемые для обеспечения безопасности этих лиц, постоянно нарушаются из-за незнания данных правил. Владение и использование объектов интеллектуальной собственности зачастую приводит к нарушениям не только национального, но и международного законодательства (киберпреступления). Конфиденциальная информация, расположенная на электронных носителях, может подвергнуться риску раскрытия или распространения, а репутация многих компаний может значительно пострадать, что может привести не только к экономическим проблемам, но даже к их ликвидации.
Яркими примерами полноценной защиты персональной информации в сети «Интернет» являются известные международные мессенджеры WhatsApp (принадлежит Facebook, Inc.) в США и Telegram (принадлежит Павлу Дурову) в России. Российская Федерация первой применила систему криптографической защиты персональных данных в качестве механизма проверки безопасности [2].
Криптографическая информационная безопасность — это механизм защиты посредством шифрования данных для обеспечения информационной безопасности общества. Шифрование — это преобразование информационных данных в форму, недоступную для чтения программным системам и человеку без специального ключа, который может быть в виде QR-кода или набора чисел [10, п. 6.6].
С одной стороны, данный метод позволяет защитить все личные данные, переписку, конфиденциальную информацию от взломов и хакеров. Но с другой стороны, на основании «Облачного Акта» и Федерального закона № 90-ФЗ государства имеют прямой доступ к любой пользовательской информации, что может нарушить право на анонимность [5, ст. 1]. Однако стоит заметить, что все пользователи при загрузке приложения автоматически дают разрешение на государственный доступ к любым данным, именно поэтому необходимо читать пользовательское соглашение перед любой установкой.
В заключении хотелось бы отметить, что международное информационное право является довольно новой отраслью с ещё недостаточно проработанным правовым регулированием. Именно поэтому необходимость регулирования данной сферы возрастает с каждым годом всё больше. И только правильная модель правового регулирования сделает киберпространство безопасным доменом, в котором человечество сможет свободно пользоваться своими правами.
Литература:
- «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ 24.07.2013 № Пр-1753). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_179634 (дата обращения 05.12.2020)
- Павел Валерьевич Дуров и Николай Валерьевич Дуров — владельцы Telegram Messenger LLP. URL: http://telegram.org/faq#q-who-are-the-people-behind-telegram (дата обращения: 05.12.2020)
- Роговский Е. А. Кибербезопасность и кибертерроризм. М.: УРСС, 2013г. 42с.
- Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
- Федеральный закон от 01.05.2019 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2019. № 18. Ст. 2214.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448.
- Buchan R., Tsagourias N. Research Handbook on International Law and Cyberspace. P.: Edward Elgar Publishing. Cheltenham. 2015. 560 p.
- Clarifying Lawful Overseas Use of Data Act of 02.06.2018 H.R.4943–115th Congress.
- Department of Defense Cyberspace Policy Report. Pursuant to Section 934 of the NDAA of FY2011.
- Pfleeger C., Pfleeger L. Security in Computing, Fifth Edition. P.: Pearson Education. London. 2015. 1948 p.
- United States v. Microsoft Corporation. 253 F.3d 34 (D. C. Cir. 2001).