Международная защита авторских прав в глобальной сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 06.07.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Тихонюк, А. А. Международная защита авторских прав в глобальной сети Интернет / А. А. Тихонюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116280/ (дата обращения: 16.07.2024).



Статья посвящена острой теме — защите авторских прав в условиях бурного развития глобальной сети Интернет. Автор рассматривает международные правовые акты, принятые для защиты авторского права в эпоху распространения информационно-телекоммуникационной сети.

Ключевые слова: авторское право, сеть Интернет, социальная сеть, нарушение авторских прав, международный опыт.

В контексте глобализации и тесного сотрудничества между странами, вопросы авторского права приобретают все большую актуальность в международных отношениях. Непрерывное развитие информационного потока, расширение взаимного культурного и интеллектуального обмена между странами делают изучение этих вопросов особенно важными. Ввиду этих тенденций возникает необходимость в исследовании проблем авторского права в контексте международного права.

Под авторским правом традиционно понимают совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Кроме того, «авторское право» необходимо рассматривать в двух значениях. Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов правами, защите прав авторов и других правообладателей [1, с. 64]. В субъективном смысле авторское право — то право, которое принадлежит создателю, творцу произведения или лицу, которому оно было передано [2, с. 11].

В основе международной системы защиты авторских прав лежит ряд международных договоров, среди которых особое значение имеют Бернская конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года и Всемирная конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 года (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года).

Несмотря на то, что Бернская и Женевская конвенции заложили основы международной системы защиты авторских прав, они не в полной мере учитывают особенности информационного оборота в системе Интернет. Это и очевидно, ведь отсутствие норм, регулирующих авторские права в цифровой среде, объясняется тем, что на момент подписания конвенций такая необходимость просто отсутствовала. На тот момент основными объектами авторского права были печатные произведения, музыкальные записи и кинофильмы.

В современном же обществе информация стала одним из ключевых «ресурсов», от которого напрямую зависит благополучие и прогресс человечества. Информационное пространство, хоть и открывает широкие возможности для распространения информации, но не всегда обеспечивает надежную защиту объектов интеллектуальной собственности. И, в первую очередь, речь идет об объектах авторского права, поскольку глобальная сеть «Интернет» стала платформой для неправомерного присвоения чужого интеллектуального труда. В век информационных технологий мы привыкли свободно оперировать информацией, находящейся в открытом доступе, будь то тексты, изображения или музыка. Но многие забывают, что зачастую это может нарушать авторские права. В связи с этим некоторые авторы считают, что эффективная защита своих произведений в онлайн-пространстве зависит от их осведомленности о современных компьютерных технологиях и умения их грамотно применять [3, с. 52]. Действительно, цифровая среда не поддается полному контролю какого-либо одного государства, что, в свою очередь, не позволяет решать проблему охраны авторских прав исключительно на национальном уровне. В связи с этим требуется перейти к международно-правовому регулированию и сотрудничеству в этой области [4, с. 139].

В целях решения проблемы защиты авторских прав в цифровой среде были разработаны Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву. Эти правовые акты вводят новое понятие — информация об управлении правами, которая позволяет однозначно идентифицировать автора конкретного произведения. Такой информацией могут служить: электронная цифровая подпись, знак с указанием имени автора и другие данные [5, с. 197].

Принятие Интернет-договоров ВОИС стало знаменательным шагом на пути к «цифровому будущему», продемонстрировав, что защита авторских и смежных прав в информационных сетях, включая интернет, не является невыполнимой задачей, а является насущной потребностью.

Тем не менее, несмотря на попытки модернизировать систему контроля над информацией в интернете, многие пользователи находят обходные пути для обмена информацией, используя для этого различные ресурсы, в том числе социальные сети. На фоне стремительного развития социальных сетей, превратившихся в неотъемлемую часть жизни для огромного количества людей, вопрос обеспечения защиты авторского права в этой сфере приобретает особую актуальность. К типичным примерам нарушения авторского права в социальных сетях относятся: копирование статей, блогов, книг без разрешения автора; продажа товаров с использованием чужих товарных знаков или логотипов; прямая трансляция защищенного авторским правом контента без разрешения правообладателя; продажа пиратских копий фильмов, музыки, игр и т. д.

Стоит отметить, что участившиеся случаи нарушения авторских прав нередко становятся предметом бурных обсуждений и громких скандалов. Так, к примеру, наследники певца Марвина Гэя подали в суд на Фаррелла Уильямса, Робина Тика и T. I. из-за сильного совпадения музыки композиции «Blurred Lines» с хитом Марвина. Суд обязал Тика и Уильямса выплатить представителям Гэя $5,3 млн. [6] Не обходится без скандалов и в киноиндустрии. В 2011 году пять голливудских студий подали иск к файлообменному сервису Hotfile за нарушение авторских прав. Россия не отстает от мировых тенденций в сфере нарушения авторских прав, о чем свидетельствует множество примеров на отечественном рынке. Одним из примеров может служить история противостояния Московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и белгородской фабрики «Славянка». «Славянка» выпускала шоколад «Алина», упаковка которого подозрительно напоминала дизайн «Аленки» от «Красного Октября». После 2,5 лет судебных разбирательств «Славянка» выплатила «Красному Октябрю» 15 млн рублей и прекратила выпуск «Алины»

Таким образом, проведя анализ международного законодательства в области охраны и защиты интеллектуальной собственности, можно выделить ряд ключевых тенденций в международной практике:

  1. Необходимо стремиться к унификации законодательства на международном уровне, чтобы обеспечить единообразный подход к защите авторских прав.
  2. Для всех видов интеллектуальной собственности требуются специальные методы защиты, так называемые «водяные знаки», основная функция которых — идентификация владельца авторских прав.
  3. Рекомендуется ведение мониторинга контента на популярных медиаресурсах. Это позволит своевременно выявлять факты несанкционированного использования контента и пресекать нарушения.
  4. Необходимо ужесточить ответственность за нарушение авторских прав в сети Интернет, так как существующие меры зачастую недостаточно эффективны для сдерживания нарушителей.
  5. Повышение осведомленности о вопросах защиты авторских прав посредством проведения масштабных информационных кампаний в СМИ, социальных сетях; распространения информационных материалов, таких как брошюры, плакаты, статьи; организации семинаров, тренингов и других мероприятий по вопросам защиты авторских прав.

Таким образом, необходимо принять во внимание все вышеперечисленные способы защиты авторских прав и перенести их в белорусскую правовую систему. Реализация этих мер позволит создать эффективную систему защиты авторских прав, соответствующую международным стандартам.

Литература:

  1. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Е. А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — Том I. — 704 с.
  2. Богуславский, М. М. Вопросы авторского права в международных отношениях / М. М. Богуславский. — М: Издательство «Наука», 1973. — 336 с.
  3. Гайсин, Ф. Ф. Проблема нарушения авторских прав в сети Интернет / Ф. Ф. Гайсин // Вестник Марийского государственного университета. — 2017. — № 2. — С. 50–53.
  4. Эбулесов, С. Ю. Анализ проблемных аспектов международной охраны авторских прав / С. Ю. Эбулесов // Академическая публицистика. — 2019. — № 10. — С. 137–139.
  5. Путилин, А. Б. Правовое обеспечение информационных технологий: учеб. пособие / А. Б. Путилин. — М.: МГОУ, 2011. — 286 с.
  6. Встретимся в суде: 7 самых громких судебных разбирательств с музыкантами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://samesound.ru/music/83555-musicians-at-court. — Дата доступа: 27.06.2024.
Основные термины (генерируются автоматически): защита авторских, интеллектуальная собственность, нарушение авторских, автор, Всемирная организация, глобальная сеть, Интернет, информация, международная система защиты авторских, цифровая среда.


Ключевые слова

социальная сеть, сеть Интернет, авторское право, международный опыт, нарушение авторских прав

Похожие статьи

Задать вопрос