Защита экологических прав человека в гуманитарном праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.12.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Колобаева, С. С. Защита экологических прав человека в гуманитарном праве / С. С. Колобаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76865/ (дата обращения: 07.03.2021).



В данной статье рассмотрены проблемы защиты экологических прав человека в контексте Международного гуманитарного права. В исследовании мы приходим к выводу, что существующей правовой режим недостаточно неэффективен. Существует необходимость выработать отдельный международно-правовой документ, который будет посвящен экологической безопасности в условиях вооруженного конфликта. Необходимо, чтобы в данном документе окружающая среда рассматривалась именно как жертва войны. Для соблюдения положениями этого документа также необходимо создание международной организации.

Ключевые слова : гуманитарное право; экологические права; окружающая среда; вооруженный конфликт.

На сегодняшний день проблема защиты экологических прав человека является наиболее актуальной. Данной проблематике посвящено большое количество исследований. Как таковое правовое обеспечение защиты экологических прав человека рассматривали в своих трудах такие ученые, как Андрей Олегович Миняев, Михаил Михайлович Бринчук, Юрий Сергеевич Шемшученко и многие другие [2]. Защита экологических прав обеспечивается соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду. Известно, что состояние окружающей среды напрямую влияет на здоровье и качество жизни населения.

Экологические права прописаны во многих нормативно-правовых актах как локального, так и международного характера. Главным нормативно-правовым источником экологических прав в России является Конституция [11]. Если говорить о международных источниках экологического права, то их разделяют на два вида:

1) источники, которые имеют обязательный характер. К ним относятся источники, перечисленные в статье 38 Статута Международного суда ООН [15].

2) источники мягкого права рекомендательного характера.

Все исследования, посвященные рассмотрению защите экологических прав, описывают в себе либо источники экологического права, действующие на территории Российской Федерации, либо наиболее распространённые международные источники такие, как Конвенция ООН по правам человека [3]. Сравнительно малое количество исследователей посвящают свои труды изучению экологических прав в контексте гуманитарного права, что делает проблему нашего исследования наиболее актуальной.

Для начала хотелось бы остановиться на сущности международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право также носит название Право войны и Право вооруженных конфликтов. Оно представляет собой целостность международно-правовых норм и принципов, которые регулируют защиту жертв войны, а также ограничивают методы и средства ведения войны. Стоит отметить, что гуманитарное право выступает за мирное разрешение всех конфликтов. В случае, если вооруженного конфликта не получается избежать, то тогда его участники должны соблюдать правила ведения военных действий. В современном мире существует большое количество оружия массового поражения, которые оказывают влияние на состояние окружающей среды, сюда относится биологическое, химическое и ядерное оружие. В связи с этим защита экологических прав представляет интерес в контексте именно гуманитарного права.

Таким образом, война причиняет серьезный ущерб окружающей среде. Проблема её защиты в условиях вооруженных конфликтов может быть рассмотрена с различных точек зрения.

Считается, что проблемы экологического ущерба, нанесенного вооруженным конфликтом, могут быть разрешены при условии решения более глобальных проблем — самого факта существования войны. До тех пор, пока вооруженные конфликты имеют место быть, проблемы экологического ущерба решаются иллюзорно. Нормы, закреплённые в нормативно-правовых источниках, не могут полностью обеспечить отсутствие экологических последствий. Поэтому многие ученые считают необходимым ввести полный запрет на войну, а не ограничивать способы её введения, как это делает гуманитарное право. По нашему мнению, не представляется возможным осуществить данный подход к защите экологических прав. Следовательно, дискуссия об окружающей среде во время вооруженных конфликтов должна перейти от «jus ad bellum» (норм, регулирующих применение силы) к «jus in bello» (нормам, регулирующим фактическую ситуацию вооруженного конфликта).

Также существует другой подход к защите окружающей среды в условиях вооруженного конфликта, который подразумевает, что на становление Международного гуманитарного права повлияли нормы и принципы защиты экологических прав человека, закреплённые в международном праве. Можно сказать, что международное гуманитарное право содержит в себе нормы, которые обеспечивают косвенную защиту окружающей среды.

Косвенные методы не являются напрямую направленными на защиту окружающей среды и не упоминают окружающую среду как таковую. На такую защиту направлены принципы гуманитарного права, согласно которым права сторон в конфликте являются ограниченными, а также принцип соразмерности. К ним также относятся некоторые договорные нормы Международного гуманитарного права. Сюда входят нормы, которые направлены на защиту частной собственности и гражданского населения в условиях войны. А также нормы, которые ограничивают или запрещают использование определенных средств ведения военных действий. К числу последних норм относятся: Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года [13]; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года [10]; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 года [9].

Стоит отметить, что ученые выступают против пересмотра положений Международного гуманитарного права, которые направлены на защиту окружающей среды, так как этот пересмотр может быть бесполезным, куда более эффективным было бы, если существующие нормы были приняты как можно большим числом государств. Ученые настаивают на том, что необходимо усилить меры, которые обеспечат беспрекословно выполнение уже существующих принципов. В то время как принятие новых норм и принципов может не дать плодотворный результат [2].

В современном международном праве существует запрет на применение средств ведения войны, которые могут причинить излишние страдания человеку. Из таких положений вытекает обязательство конфликтующих сторон не использовать окружающую среду в целях ведения войны. На это положение прямо указала Конференция по использованию окружающей среды как средства ведения войны, проходившая в Оттаве в 1991 году. Ссылаясь на Санкт- Петербургскую декларацию, в итоговом документе Конференция записала: «Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого равновесия. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов. И окружающую среду необходимо рассматривать именно как жертву вооруженного конфликта».

Впервые вопросы о запрете использования окружающей среды в военных целях были рассмотрены с инициативы Индии. На второй сессии Совета управляющих ЮНЕП в марте 1974 г. в Найроби. Индия предложила резолюцию о кодексе поведения в отношении искусственных погодных изменений.

В последствии была разработана Конвенция «О запрещении военного или иного использования средств воздействия на природную среду» [8]. Впервые она была представлена в августе 1975 года главами делегаций СССР и США. 18 мая в Женеве она была открыта для подписания.

Согласно данной конвенции запрещается прибегать «к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству-участнику» [8].

Однако подобная формулировка вызвала критику со стороны делегатов комитета ООН по разоружению. Они посчитали, что формулировка имеет неоднозначный характер, нет конкретного пояснения, что именно является запрещенным. Наибольшее возмущение вызвали слова «крупномасштабные» и «долгосрочные». Поэтому в целях уточнения этих терминов делегат США предложил толковать термин «крупномасштабные», как область в несколько сотен квадратных километров, а термин «долгосрочные», как временные рамки в несколько месяцев или целого времени года.

Также вызывал сомнения термин, который звучит как «враждебное использование», потому как ущерб другим государством может быть нанесен в результате попыток воздействовать на природную среду даже в мирных целях.

Согласно ст. 2 Конвенции «О запрещении военного или иного использования средств воздействия на природную среду»: «термин «средства воздействия на природную среду» относится к «любым средствам для изменения — путем преднамеренного управления природными процессами — динамики, состава или структуры Земли (включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу) или космического пространства» [8].

Конвенция ENMOD «О запрещении военного или иного использования средств воздействия на природную среду» внесла запрет на геофизическую войну [8]. Под ней понимается преднамеренное управление природными процессами, которое может стать причиной природных катаклизмов.

С одной стороны, Дополнительный протокол I 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года гарантирует особую защиту окружающей среды и других гражданских объектов и запрещает ущерб, причиненный в результате вооруженного конфликта, тем самым усиливая защиту гражданского населения от последствий военных действий [5].

Военные действия включают защиту окружающей природной среды от обширного, долгосрочного и серьезного ущерба. Эта защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые призваны причинить или могут нанести такой ущерб природной среде и тем самым нанести ущерб общественному здоровью или выживанию. Запрещается использование окружающей природной среды в качестве средства возмездия (статья 55 Дополнительного протокола I) [5]. Таким образом, Дополнительный протокол I запрещает использование экологической войны.

В Дополнительном протоколе II 1977 г. [6] отсутствуют положения, аналогичные пункту 3 статьи 35 и статье 55 Дополнительного протокола I. Использование методов или средств ведения войны, которые «намереваются причинить или могут нанести широкомасштабный, долгосрочный и серьезный ущерб окружающей среде», может нарушить важный природный баланс, то есть «Протокол» 1977 года запрещает прибегать к экологической войне.

Действительно, из официального отчета Дипломатической конференции с 1974 по 1977 гг. очевидно, что ущерб окружающей среде подпадает под действие «Протокола» только тогда, когда его воздействие длится десятилетия. Это ограничение является преднамеренным, поскольку было признано, что любое чрезмерно сильное оружие может нанести долгосрочный ущерб окружающей среде. Введен такой высокий порог оценки ущерба, поэтому в самых крайних случаях должен соблюдаться «Первый протокол». Генеральная Ассамблея смогла принять экологические положения Первого протокола только потому, что это означало, что они не будут распространяться на ядерное оружие, потому что их применение, очевидно, вызовет серьезные последствия, достаточные для нарушения этих положений.

Анализируя существующие нормы международного гуманитарного права, направленные на защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, можно прийти к выводу, что существующая правовая система не является достаточной и эффективной. Необходимо сформулировать отдельный международно-правовой документ, в котором конкретно обсуждаются вопросы защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности во время вооруженных конфликтов, в котором окружающая среда будет рассматриваться как жертва войны. Для гарантии соблюдения сторонами конвенции ее положений, необходимо создать международную организацию.

Литература:

  1. Абашидзе А. Х., Васильев Ю. Г., Солнцев А. М. Международное экологическое право // Экологические права человека. Вып. 3. М., 2010. 114 с.
  2. Бринчук М. М. Практика экологизации законодательства // Эколог. право. 2018. № 6. С. 2–6.
  3. Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 03.12.2020).
  4. Глушкова С. И. Права человека в России. М., 2015. 494 c.
  5. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). URL: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (дата обращения: 04.12.2020).
  6. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II). URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/6lkb3l.htm (дата обращения: 04.12.2020).
  7. Кодолова А. В. Экологические права человека в документах «мягкого» международного права. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskieprava-cheloveka-v-dokumentah-myagkogo-mezhdunarodnogo-prava (дата обращения: 03.12.2020).
  8. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostenv.shtml (дата обращения: 06.12.2020).
  9. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/treaties-ccw-101080.htm (дата обращения: 05.12.2020).
  10. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bacweap.shtml (дата обращения: 05.12.2020).
  11. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 06.12.2020).
  12. Копылов М. Н., Солнцев А. М. Экологические права в системе международно признанных прав человека // Государство и право. 2018.
  13. № 3. С. 48–54.
  14. Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/protocol-gases-170625.htm (дата обращения: 06.12.2020).
  15. Рудинский Ф. М. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. 2010. № 1. С. 37–49.
  16. Статут Международного суда ООН. URL: https://www.un.org/ru/icj/statut.shtml (дата обращения: 07.12.2020).
  17. Шакиров А. Д. Защита экологических прав человека в целях достижения устойчивого развития. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-ekologicheskih-prav-cheloveka-v-tselyah-dostizheniya-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 09.12.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, вооруженный конфликт, природная среда, защита, Дополнительный протокол, средство ведения войны, норма, запрещение военного, использование средств воздействия, серьезный ущерб.


Задать вопрос