Обеспечение безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций: новый вид хозяйственной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асанова, Н. А. Обеспечение безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций: новый вид хозяйственной деятельности / Н. А. Асанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/352/ (дата обращения: 24.04.2024).


Проблемы обеспечения безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) на сегодняшний день весьма актуальны. В этой связи вполне естественно стремление человека и общества овладеть ситуацией, наладить контроль, прогнозирование и предотвращение ЧС, поставить соответствующие технические и правовые барьеры в отношении подобных ситуаций. Построение оптимальной основы безопасности предполагает вовлечение в нее и участие разнообразных сфер законотворчества и деятельности, а именно, системы государственного регулирования, предполагающей распределение объема полномочий контролирующих и подотчетных органов государственной власти и местного самоуправления, лицензирование потенциально опасных видов деятельности, построение и оптимизацию системы нормативов допустимого загрязнения, создание базы административной ответственности и штрафных санкций на уровне правонарушения и другие.

Анализ статистических материалов [1,2] показывает, что в мировой практике основными причинами ЧС, вызванных опасными природными процессами и явлениями, являются: наводнения - 35%; ураганы, бури, тайфуны, смерчи - 19%; сильные или особо длительные дожди - 14%. При этом следует отметить, что техногенные аварии зачастую являются следствием чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с водной средой, а источником возникновения ЧС в большинстве случаев является антропогенный фактор, который обуславливает нарушение сложившегося равновесия в природной среде.

Рассматривая модели техногенных аварий и некоторые особенности стихийных бедствий в динамике развития ЧС можно выделить следующие характерные периоды: период возникновения, развития, распространения и ликвидации последствий.

Возникновение ЧС зачастую является следствием проявления конструктивных недоработок, технологических дефектов, ошибок персонала и т.д. На этапе развития разрушительное действие инициирующего события многократно усиливается вследствие вовлечения в процесс энергонасыщенного водного потока. Примером может служить ЧС, сложившаяся в летний паводок 2002 г. в бассейне р. Кубань [2]. На этапе распространения возникают новые типы опасностей, появляющихся, как правило, вследствие комбинаций аварий возникающих на водохозяйственных и промышленных объектах, попавших в зону распространения паводковой волны. Характерно значительное воздействие водного потока на людей промышленные и природные объекты. Именно на этом этапе причиняется основной ущерб. В условиях концентрации промышленных производств разрушительное действие аварии усиливается за счет инициирования аварий на других предприятиях. Период ликвидации последствий осуществляется с момента локализации (ограничения распространения) аварии до полной ликвидации ее последствий. Продолжительность периода может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

В настоящее время, возникает правовая, эколого-экономическая и научно-техническая проблема - предотвращение ЧС и соответственно формируется новый вид деятельности - защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с экологическими последствиями), а также снижение потенциально возможных негативных последствий.

Негативные последствия чрезвычайных ситуаций в ближайшей перспективе будут усиливаться под влиянием следующих факторов [2-5]:

  • изменения отношений собственности, когда водохозяйственные

объекты оказываются в руках негосударственных предприятий-собственников;

  • недопустимо высокого износа технологического, транспортного и очистного оборудования;

  • повсеместных нарушений технологической дисциплины, вызываемых использованием некондиционного сырья и материалов, а также недостатком квалифицированных кадров;

  • снижения затрат природопользователей на строительство, реконструкцию и эксплуатацию водохозяйственных и природоохранных сооружений и оборудования, на совершенствование технологии;

  • нарушения структуры управления, правил и норм технической эксплуатации в связи с неукомплектованностью персоналом, снижением качества регламентных и эксплуатационных работ, нехваткой финансовых и материальных ресурсов.

При решении указанной проблемы четко проявляется ее иерархическая структура: очевидна необходимость ее решения на всех уровнях - от Федерального до муниципального. Структурированию проблемы обеспечения безопасности способствуют автономизация субъектов Федерации, рост их суверенитета, их стремление к экономической самостоятельности. Именно на этом уровне сосредоточились экономические, экологические, социальные, правовые и иные аспекты обеспечения безопасности в условиях возникновения ЧС. Вместе с тем необходимо отметить значимость нижнего уровня административно-хозяйственной иерархии - предприятия.

Обеспечение безопасности в условиях ЧС основывается на признании необходимости осуществления превентивных инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих возможность управления развитием потенциально возможных сценариев развития ситуаций; на необходимости создания организационно-экономического механизма взаимодействии всех заинтересованных хозяйствующих субъектов; на приемлемости только экологосовместимых и безопасных объектов, технологий и техники; на признании приоритета безопасности при организации любых видов деятельности.

Из экономических задач, встающих при реализации противопаводковых мероприятий, наиболее актуальными являются:

  • прогнозирование ущерба от наводнений на различные временные уровни и для разной степени хозяйственной освоенности прибрежных территорий;

  • оценка экономической эффективности противопаводковых мероприятий с учетом ущерба окружающей среде и остаточного экономического ущерба при различных стратегиях развития паводкоопасных территорий;

  • экономическое стимулирование рационального использования паводкоопасных территорий;

  • обеспечение гарантий возмещения ущерба от наводнений;

  • привлечение инвестиций для осуществления мероприятий по защите от наводнений.

Величина ущерба от наводнений не является постоянной величиной, а изменяется по стохастическим законам. Это порождает искаженное представление об опасности и приводит к тому, что в спокойные по гидрологическим факторам годы наблюдается интенсификация использования паводкоопасных территорий, а большое или выдающееся единичное наводнение может послужить причиной осуществления экономически неоправданных защитных мероприятий.

К числу основных причин возникновения чрезвычайных ситуаций относятся антропогенные, субъективные и природные, объективные факторы [2,3]:

  • прогрессирующее сокращение аккумулирующей способности водосборов в результате:

-урбанизации территорий,

-застройки паводкоопасных территорий,

-строительства инженерных сооружений (авто- и железнодорожной сети, мостовых переходов, гидротехнических сооружений и т. п),

-вырубки и сведения лесов,

-заиления и зарастания русел рек и т. п.;

  • нерациональное использование паводкоопасных территорий;

  • ухудшение качества и достоверности прогнозов паводков и половодий;

  • аварии на гидротехнических сооружениях (ГТС) и гидроузлах при прохождении паводков и половодий в результате недостаточной пропускной способности водосбросных сооружений;

  • крайне недостаточное выделение объёмов финансирования на предупредительные, адаптационные и эксплуатационные мероприятия.

  • просчеты при проектировании гидротехнических сооружений;

  • недостаточный объем научно-исследовательских работ.

  • особенности метеорологического, гидрологического и экзогенно-геологического характера рек Черноморского Побережья Краснодарского края:

- малая длина и площадь водосбора,

- преобладание дождевого питания,

- значительное превышение максимальных расходов 1 - 3 % обеспеченности среднемноголетних расходов и в сотни раз превосходящее расходы 95% обеспеченности, которое приводит к катастрофическим последствиям.

Необходимость осуществления мероприятий по борьбе с наводнениями, подтоплением и водной эрозией очевидна. Однако виды, размеры и очередность осуществления этих мероприятий должны быть экономически обоснованы.

Исключительное значение имеют предупредительные мероприятия, включающие организацию постоянных гидрометеорологических наблюдений для выполнения достоверных прогнозов начала и дальнейшего развития паводковых процессов в режиме реального времени, а также своевременного оповещения населения и региональных противопаводковых комиссий об опасности возникновения чрезвычайных ситуаций для обеспечения возможности принятия оперативных защитных мер.

Наводнение в Туапсе, 2010 г.

Проведение адаптационных мероприятий, предполагающих перенос производственных построек, населённых пунктов и коммуникаций и т.п. из зон периодического затопления и подтопления на защищенные или неподверженные затоплениям территории в настоящее время является достаточно проблематичным, в виду высокой стоимости работ, отсутствия точных данных обследований и государственных программ по данной проблеме.

Инженерно-технические мероприятия включают строительство защитных сооружений (ГТС, дамб обвалования и др.), водохранилищ для аккумуляции паводкового стока; реконструкцию существующих защитных сооружений; регулирование русел рек; аварийно-спасательные работы; ликвидацию последствий от наводнений и др. При этом необходимо отметить, что по экспертным оценкам [6] предотвращаемый экономический ущерб в результате реализации комплекса противопаводковых мероприятий в целом по России оценивается в 49,5 млрд. руб., или 76,3 % полного совокупного среднемноголетнего экономического ущерба в 64,9 млрд. руб. (по данным за 2009 г.). В соответствии с этими же данными [7], предотвращаемый ущерб, как правило, в 30 раз превышает затраты, необходимые для проведения защитных мероприятий.

Обусловленная природными факторами обособленность бассейнов поверхностных водных объектов и взаимозависимость элементов бассейна вызывают необходимость рассматривать бассейн реки как единый объект управления (бассейновый подход). Планирование, составление прогнозов должно осуществляться для бассейна в целом и его отдельных участков с учетом последствий всей совокупности проводимых мероприятий на его территории. Только при соблюдении этих условий, возможно, обеспечить эффективную защиту и снижение ущербов от негативного воздействия поверхностных вод.

В пределах водосборной площади одного бассейна чаще всего располагается несколько субъектов Федерации, имеющих свои интересы в сфере использования водных ресурсов, и наделенных административной, экономической и нормативной правовой самостоятельностью. В этих случаях очевидна необходимость создания системы управления водными ресурсами, которая бы основывалась на разумном сочетании бассейнового планирования и территориального оперативного управления [8].

В комплексе противопаводковых мероприятий необходима разработка и совершенствование нормативного, методического, научного, предпроектного и проектного обеспечения. Этапу проектирования предшествуют научно-исследовательские работы, включающие физическое моделирование участков рек с целью оптимизации параметров сооружений, математическое моделирование, разработку организационно-экономического механизма реализации природоохранных инвестиционных проектов. Новые технические решения защищены патентами России.

Необходимость разработки адекватного организационно-экономического обеспечения реализации природоохранных инвестиционных проектов обусловлена их высокой капиталоемкостью, а также тем, что финансирование противопаводковых мероприятий осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. В последнее время, в такого рода проектах, расширяется участие сторонних инвесторов, заинтересованных в разработке местных строительных материалов.

Организационно-экономический механизм реализации природоохранных инвестиционных проектов представляет собой систему взаимодействия участников проекта, включающую формы и конкретные количественные параметры их взаимоотношений. В общем случае организационно-экономический механизм включает [2,9]:

  • нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников;

  • обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществле­нием ими совместных действий по реализации проекта, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;

  • условия финансирования инвестиций, а также меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке (предоставление временной финансовой помощи, займов, отсрочек платежей и т. п.). Сюда же входят меры государственной поддержки проекта и/или его участников в различных формах (разрешение на реализа­цию проекта или включение его в федеральные программы, бюд­жетное финансирование;

  • особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками (например, использование бартера или специальных цен для взаимных расчетов, товарное кредитование, безвозмездная передача основных средств в постоянное или временное пользование и т. п.);

  • систему управления реализацией инвестиционного проекта, обеспечивающую (при возможных изменениях условий реализации проекта) должную синхронизацию деятельности участников, за­щиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий).

Кроме того, стохастический характер воздействия природно-климатических факторов диктует необходи­мость создания и развития системы страхова­ния, регулируемого государством. Основными видами страховых рисков в водном хозяйстве являются: риск ответственности собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций при авариях; риск утраты или повреждения имущества; риск убытков при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с пользованием водным объектом. Целью создания рынка страховых услуг в водном хозяйстве является финансовое обеспечение ответственности за причиненный вред в результате аварий на водохозяйственных объектах или природных чрезвычайных ситуаций и финансирование мероприятий по повышению безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.

При экспертизе природоохранных инвестиционных проектов, оценке их реализуемости и эффективности информация об организационно-экономическом механизме реализации играет важную роль. Во-первых, без нее нельзя быть уверенным в том, что проект реализуется вообще. Во-вторых, выгодность проекта участники оценивают на основе связанных с этим денежных поступлений и расходов, которые во многом определяются взаимоотношениями участников и другими элементами этого механизма.

В ходе разработки проекта обычно сопоставляется несколько его вариантов. При этом разные варианты проекта могут различаться не только техническими параметрами, но и организационно-экономическим механизмом реализации. Поэтому, рассматривая проектирование как процесс выработки оптимального варианта, должна быть, предусмотрена и проработка различных вариантов организационно-экономического механизма, наиболее рациональный из которых будет принят к реализации.

Для обоснования целесообразности государственной поддержки природоохранных инвестиционных проектов, ее размеров, сроков и форм необходимо проведение расчета эффективности, подтверждающих:

  • эффективность проекта и его соответствие целям и интересам государства и общества;

  • согласование интересов участников проекта и предлагаемых мер государственной поддержки.

Финансовая сторона инвестирования проектов включает основной момент: определение источников поступления средств и характер их движения при расчетах за выполненные работы. Участие государства (государственная поддержка) в водохозяйственной деятельности может осуществляться как непосредственно (прямое бюджетное финансирование), так и опосредованно (бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика). Финансирование крупных природоохранных водохозяйственных проектов должно осуществляться в форме целевых программ и проектов, таких как «Возрождение Волги», «Каспий», «Противопаводковые мероприятия», с выделением приоритетных направлений.

Как показывает практика, затраты на реализацию мероприятий по охране и восстановлению окружающей природной среды, экологизацию отдельных секторов экономики и производств порой сравнимы с капиталовложениями на создание самих производств, а результаты инвестирования не всегда имеют положительный коммерческий эффект. Все это выделяет среди спектра различных целей инвестирования - экологические цели, а долгосрочное инвестирование в решение экологических проблем в отдельное направление инвестиционной деятельности.

Для проведения эколого-экономической оценки инвестиционных проектов необходимо классифицировать проекты и их компоненты по степени потенциального воздействия на окружающую среду. В зависимости от характера, масштабов и степени значимости воздействия на окружающую природную среду выделяют проекты защитных мероприятий от затопления, оползней и т.п., оцениваемые как проекты, снижающие или предотвращающие последствия стихийных бедствий и проекты, связанные с ликвидацией ущерба, причиненного стихийными бедствиями, и носят, как отмечено в работе [7] постфактумный характер. В первом случае, подобные проекты обычно связаны с проведением прямых природоохранных мероприятий и требуют эколого-экономической оценки отдельных сторон проекта; вторые должны осуществляться сравнительно быстро, предусматривают, в основном, восстановление и ремонт существующих хозяйственных объектов. Это проекты, требующие краткосрочных и достаточно больших инвестиций, скорейшего исполнения принятых решений и не должны характеризоваться экономической выгодой коммерческого характера.

Особенность оценки эффективности природоохранных проектов заключается в необходимости учета специфики отрасли, вероятности происходящих процессов, сложности определения величины предотвращенного ущерба, а также отсутствия в большинстве случаев притоков от операционной деятельности.

Степень возможности возникновения чрезвычайной ситуации весьма трудно прогнозируема. Так, на территории г. Новороссийск с достаточным постоянством чрезвычайные ситуации повторяются из года в год, с той лишь разницей, что меняется величина ущерба от них. [2]. Самая масштабная чрезвычайная ситуация наблюдалась 8 августа 2002 г., когда на территорию г. Новороссийска и его окрестности с 2.30 до 18.05.час. с интервалом около 3-х часов, вылилось 362 мм осадков, что составляет полугодовую норму. Одновременно с ливнями в Приморском округе, Широкой балке и х. Дюрсо отмечалось возникновение смерчей в прибрежной морской зоне, выход их на сушу, распад и образование водяных валов. Водяные и селевые потоки, сошедшие с гор, создали критическую обстановку на территории города Новороссийска и катастрофическую в Широкой балке и поселке Абрау-Дюрсо [2].

Наводнение в Новороссийске, 2002 г.

Всего на административной территории города в результате стихии: погибло 54 человек; госпитализировано с травмами различной тяжести 24 человека; разрушено 197 жилых домов; повреждено 3094 частных и 47 муниципальных жилых домов; выведено из строя 118 подстанций и повреждено 27,2 км электрических сетей; выведены из строя 4 водозабора в поселках и 2,3 км центральных водоводов, полностью выведена из строя ливневая канализация города; повреждено и разрушено 16 автомобильных и 18 пешеходных мостов, 4,0 км автомобильных дорог, движение автотранспорта на участках федеральной дороги Крымск - Новороссийск было закрыто на 16 часов. Общий официальный ущерб от стихии на территории г. Новороссийска, сел и поселков превысил 900 млн. рублей, в том числе по объектам муниципальной собственности – 271 млн. рублей [2].

В соответствии с изложенным, следует отметить необходимость комплексного подхода в поиске оптимальных решений, что невозможно без тщательного анализа несовпадающих для различных субъектов природных условий, экономических, социальных интересов. Следует также выделить сложный и противоречивый характер взаимодействия безопасности с другими социальными ценностями, необходимость нахождения в каждом конкретном случае баланса интересов между целями безопасности и другими социальными приоритетами. Осуществление контроля за безопасностью необходимо не только для предотвращения чрезвычайных ситуаций, но и для управления ими. Наряду с общими принципами экологической политики и особенностями обеспечения безопасности в условиях ЧС необходимо исследование границ применения экономических методов управления природопользованием и особенностей использования социально-экономических критериев обоснования требований безопасности к хозяйственным решениям. Таким образом, проблема обеспечения безопасности в условиях ЧС должна рассматриваться единой, целостной, а механизмы ее обеспечения - совместно с механизмами обеспечения рационального природопользования и эффективной охраны окружающей природной среды.


Литература:

1. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации. – М.: Анкил, 1998.

2. Шишкин В.О., Москаленко А.П., Иванова Н.А. Инвестиции в природоохранную деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций: организационно-экономический механизм реализации инвестиционных проектов. – Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Ростовский государственный строительный университет, 2008.

3. Шишкин В.О., Островский В.Т. Организационно-экономические аспекты реализации природоохранных инвестиционных проектов // Мелиорация и водное хозяйство. 2007 № 6.

4. Шишкин В.О., Гончаров П.С., Иванова Н.А. Оценка экономической эффективности природоохранных инвестиционных проектов по предотвращению чрезвычайных ситуаций // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на Северном Кавказе. - Новороссийск: Краснодарский университет МВД России, 2007.

5. Шишкин В.О., Иванова Н.А. Методические аспекты оценки эффективности природоохранных инвестиционных проектов // Актуальные проблемы мелиорации на Северном Кавказе. Труды. Выпуск 429 (457). Краснодар, 2007.

6. Грищенко Н.С., Шевченко Г.В., Марченко А.А. Предотвращение вредного воздействия половодий и паводков на территории Российской Федерации. // Мелиорация и водное хозяйство. – 2005. - №2.

7. Быстрицкая Н.С. Экономические методы стимулирования природоохранных мероприятий. // Мелиорация и водное хозяйство. – 2004. - №5.

8. Государственная стратегия использования, восстановления и охраны водных объектов России. – М.: Минприроды России, 2002.

9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов – М.: Экономика, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): мероприятие, проект, новороссийск, организационно-экономический механизм реализации, ситуация, территория, государственная поддержка, наводнение, окружающая природная среда, организационно-экономический механизм.

Похожие статьи

Экономический механизм обоснования инвестиций...

Необходимость разработки адекватного организационно-экономического обеспечения реализации инвестиционных проектов по предотвращению ЧС обусловлена их высокой капиталоемкостью, а также тем...

Социальные, экологические, экономические проблемы и их...

Рыночный механизм в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировывать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде».

Организационно-экономический механизм...

Организационно-экономический механизм аграрно-промышленного комплекса региона. Жураев Йигитали Давронович, Коренное реформирование в целях ускоренного развития аграрного сектора является одним из определяющих элементов во всей стратегии перехода...

Инструменты и механизмы государственного управления...

Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края.

– разработать мероприятия по предотвращению рисков возможного загрязнения окружающей природной среды при осуществлении транспортировки отходов...

Современные механизмы управления инвестиционной...

 детальную проработку и обоснование организационно-экономического механизма и инструментов активизации и стимулирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.

Экологическое развитие регионов как основа реализации...

окружающая среда, природная среда, государственное управление, человеческий капитал, экономический рост, инновационное развитие, инновационный сценарий, российская экономика, экологическая безопасность...

Применение функционально-технологической концепции...

Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности

Экономический механизм обоснования инвестиций... · систему управления реализацией инвестиционного проекта, обеспечивающую...

Совершенствование нормативно-правовой базы с целью...

Закон «Об охране окружающей природной среды» призван способствовать обеспечению безопасности мерами организационного, правового, и экономического воздействия.

Формы и методы механизма стимулирования рационального...

Для усиления природоохранной деятельности необходимо создать механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Похожие статьи

Экономический механизм обоснования инвестиций...

Необходимость разработки адекватного организационно-экономического обеспечения реализации инвестиционных проектов по предотвращению ЧС обусловлена их высокой капиталоемкостью, а также тем...

Социальные, экологические, экономические проблемы и их...

Рыночный механизм в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировывать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде».

Организационно-экономический механизм...

Организационно-экономический механизм аграрно-промышленного комплекса региона. Жураев Йигитали Давронович, Коренное реформирование в целях ускоренного развития аграрного сектора является одним из определяющих элементов во всей стратегии перехода...

Инструменты и механизмы государственного управления...

Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края.

– разработать мероприятия по предотвращению рисков возможного загрязнения окружающей природной среды при осуществлении транспортировки отходов...

Современные механизмы управления инвестиционной...

 детальную проработку и обоснование организационно-экономического механизма и инструментов активизации и стимулирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.

Экологическое развитие регионов как основа реализации...

окружающая среда, природная среда, государственное управление, человеческий капитал, экономический рост, инновационное развитие, инновационный сценарий, российская экономика, экологическая безопасность...

Применение функционально-технологической концепции...

Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности

Экономический механизм обоснования инвестиций... · систему управления реализацией инвестиционного проекта, обеспечивающую...

Совершенствование нормативно-правовой базы с целью...

Закон «Об охране окружающей природной среды» призван способствовать обеспечению безопасности мерами организационного, правового, и экономического воздействия.

Формы и методы механизма стимулирования рационального...

Для усиления природоохранной деятельности необходимо создать механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.