Электронное правительство: основные теоретические аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Трякина, О. И. Электронное правительство: основные теоретические аспекты / О. И. Трякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76840/ (дата обращения: 03.03.2021).



Электронное правительство представляет собой пакет технологий и набор организационных мер, имеющих нормативно-правовое обеспечение. Основная задача этого направления — предоставление цифрового взаимодействия между органами государственной власти различных уровней, гражданами, а также другими субъектами экономики. При этом личное взаимодействие между участниками минимизировано, используются информационные и мобильные технологии, интернет.

Электронное правительство выступает частью мероприятий, имеющих отношение к административной реформе, основная задача которой развитие цифровой экономики. Данные мероприятия способствуют повышению эффективности функционирования экономики страны, созданию условий для свободного доступа к информации и необходимым услугам.

Анализ теоретической сущности электронного правительства позволил выделить его основные задачи, среди которых присутствуют следующие:

− оптимизация текущих форм взаимодействия государственных органов, создание новых;

− оптимизация процесса предоставления правительственных услуг различным субъектам (в том числе населению и бизнесу);

− осуществление поддержки населения, модернизация сектора самообслуживания;

− информирование и поддержание осведомлённости граждан по технологическим вопросам;

− уменьшение воздействия географического фактора (отсутствует необходимость привязки к конкретному субъекту РФ).

На основании вышеуказанных задач электронное правительство обеспечивает:

− эффективное и менее затратное администрирование;

− кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

− совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

На современном этапе выделяют четыре сферы функционирования электронного правительства. Во-первых, предоставление электронных услуг. Это означает, что желающие могут получить нужную информацию, программы, стратегии и услуги круглосуточно в любой день. К данной категории также относят доступ к разным службам, оказание услуг в электронной форме и т. д.

Во-вторых, электронное управление (наличие внутренних информационных систем, позволяющих поддерживать управленческо-административные функции государственных учреждений).

В-третьих, развитие электронной демократии. Данное направление реализуется посредством использования информационных технологий в качестве инструмента, помогающего устанавливать приоритеты политики страны, формировать политические меры, а также принимать непосредственное участие в их внедрении в консультационной форме. Это возможно, например, посредством осуществления электронных консультаций или голосования. Данное направление относится в первую очередь к тем мероприятиям, которые повышают степень участия граждан в городских собраниях (в том числе виртуальных), опросах и форумах, необходимых для дальнейшего развития и эффективного функционирования государственного аппарата.

В-четвёртых, не стоит забывать и об электронной коммерции, которая предполагает обмен денег на правительственные товары или услуги посредством интернета. В качестве примеров выступают: уплата налогов и услуг ЖКУ, продление регистрации транспортных средств. Правительство, в свою очередь, осуществляет электронные государственные закупки, тем самым приобретая необходимый для работы инвентарь.

На основе вышесказанного были сформулированы основные виды взаимодействия электронного правительства и субъектов:

− между государством и гражданами;

− между государством и бизнесом;

− между различными представителями и уровнями органов государственной власти;

− между государством и государственными служащими.

Сама концепция электронного правительства обладает как положительными, так и отрицательными моментами. Некоторые из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Положительные и отрицательные аспекты функционирования электронного правительства [2; 3, с. 69]

Критерий

Характеристика

Преимущества

Оперативность

Увеличение скорости оказываемых услуг (например, быстрое получение справок)

Снижение уровня коррупции

Отсутствует непосредственный контакт с должностными лицами

Удобство

Отсутствует необходимость посещать государственные структуры: все операции можно совершать из дома с помощью личного кабинета

Разгрузка традиционной системы администрирования

Снижение очередей в отделениях оказания государственных услуг

Универсальность

Увеличение количества услуг, предоставляемых дистанционно

Недостатки

Ограниченность

Ограниченный объём услуг и ограниченный круг людей, использующих данный сервис

Сбой работы программы

Возможность сбоя или возникновение ошибки по причине воздействия человеческого фактора

Негативный человеческий фактор

Согласно исследованию портала «БалтИнфо», система электронного правительства не сможет повлиять на отношение чиновников, которые смогут также присылать отписки, но уже в электронном виде.

Проведённый анализ свидетельствует о том, что электронное правительство не является аналогом или дополнением традиционного правительства. Электронное правительство выступает лишь как новый эффективный способ взаимодействия между различными субъектами и государством. Данное взаимодействие базируется на основе информационных технологий, что позволяет повысить эффективность предоставления государственных услуг.

На основе вышесказанного были сформулированы основные цели электронного правительства:

− оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

− поддержка и предоставление возможности самообслуживания граждан;

− рост технологической осведомлённости и квалификации граждан;

− снижение воздействия географического фактора.

Таким образом, электронное правительство необходимо для проведения преобразований, с целью повышения доступности для населения, а также повышения эффективности работы государственного аппарата. Электронное правительство позволит стимулировать содействие гражданского участия в государственной жизни, поскольку данный канал является более удобным способом взаимодействия, при котором снижается риск возникновения коррупционных действий.

Подводя итоги, необходимо отметить, что электронное правительство должно обеспечить более эффективное, но в то же время менее затратное администрирование. В качестве результата выступит кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством и, как следствие, улучшение демократии и повышение ответственности власти перед населением.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный источник] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/. Дата обращения: 17.12.2020.
  2. BaltInfo: Балтийское информационное агентство [Электронный источник]. — URL: http://www.baltinfo.ru/. Дата обращения 17.12.2020.
  3. Черемных В. Ю., Яковлев Л. С. Электронное правительство: модели и перспективы // Вестник Поволжского института управления 2017. Том 17. № 1. — С. 68–74.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, услуга, государственная власть, государственный аппарат, затратное администрирование, кардинальное изменение взаимоотношений, основная задача, повышение ответственности власти.


Задать вопрос