Электронное правительство и электронная демократия: проблемы соотношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 06.01.2022

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Хуторная, Ю. В. Электронное правительство и электронная демократия: проблемы соотношения / Ю. В. Хуторная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87553/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье рассмотрены основные проблемы соотношения понятий «электронное правительство» и «электронная демократия». Сделан вывод о том, что вышеуказанные понятия соотносятся между собой как метод и цель. Ключевой задачей электронного правительства является как можно более широкий доступ граждан к полному спектру государственных услуг, что неизбежно приведет к увеличению участия граждан в управлении государством, вследствие чего будет достигнут переход к электронной демократии.

Ключевые слова: электронное правительство, цифровое правительство, электронная демократия, цифровизация.

The article deals with the main problems of correlation between the concepts of «electronic government» and «electronic democracy». It is concluded that the above concepts are related to each other as a method and a goal. The key task of e-government is the widest possible access of citizens to the full range of public services, which will inevitably lead to an increase in the participation of citizens in governing the state, as a result of which the transition to e-democracy will be achieved.

Keywords: e-government, digital government, e-democracy, digitalization.

Цифровизация общества, активно начавшаяся в конце 20-ого века и ставшая одной из ключевых парадигм развития первых двух десятилетий двадцать первого века, приводит к тому, что на сегодняшний день в мире практически отсутствуют социальные и экономические институции, не подвергнувшиеся данному процессу. Пандемия СOVID-19 и вызванные ею карантинные ограничения, привели к еще большей интенсификации данного процесса, задевая даже самые консервативные отрасли экономики. Не осталась в стороне этого явления и сфера осуществления государственного управления. Проблема разграничения понятий «электронное правительство» и «электронная демократия» в настоящее время является актуальной, отсутствует их единое разграничение, которое могло бы удовлетворить как исследователей, так и законодателей.

А. Н. Павленко определяет электронное правительство как форму деятельности органов государственной власти, при которой граждане и организации получают государственные услуги и информацию о деятельности государственных органов на качественно новом уровне, достигаемом за счет использования электронных средств коммуникации [1]. По нашему мнению, вышеуказанное определение характеризует лишь первую стадию развитии электронного правительства. На сегодняшний день, электронные технологии позволяют не только более оперативно получать государственные услуги, но и осуществлять более активное участие в управлении государством.

В этом контексте принципиально важным представляется процесс развития так называемой «электронной демократии». В рамках данного исследования, рассмотрим, что такое электронная демократия: инновационная форма осуществления гражданами своих прав либо принципиально новое общественно-политическое устройство государства.

О. В. Омеличкин рассматривает электронную демократию, как такую форму взаимодействия власти и народа, которая осуществляется с помощью использования современных новейших информационных технологий [2]. Такие технологии могут включать в себя:

– беспрепятственный удаленный доступ ко всем государственным услугам и сервисам.

– осуществление электронного голосования по целому ряду вопросов.

– электронные выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

– создание платформ развития гражданского общества, которые принимают участие в обсуждениях целого ряда вопросов общественно-политического и социально-экономического характера.

По мнению ряда исследователей, электронные технологии могут привести к сужению роли представительной демократии и возвращении к древним практикам прямой демократии [3]. И, действительно, отказ от прямой демократии в форме народных собраний (например, буле в Афинах) в пользу представительской демократии был связан с расширением государства, которое более не могло проводить собрания всех своих граждан на центральной площади. Вместе с тем, цифровизация позволяет убрать данное ограничение и вернуться к практикам прямой демократии.

Таким образом, если понятие электронного правительства связано, прежде всего с формами и методами улучшения функционирования действующего государственного аппарата, то понятие электронной демократии включает в себя достаточно радикальное изменение общественно-политического устройства, включающее в себя увеличение значения каждого гражданина при решении ключевых вопросов на государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Моментом формирования в Российской Федерации «электронной демократии» считается дата создания федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65. [4]. В указанной программе были поставлены такие цели, как:

– повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти;

– повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти;

– повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий [4].

Основной целью указанной программы являлось создание системы «электронного правительства», с которой Российская Федерации успешно справилась.

В то же время, как справедливо отмечает И. А. Быков, концепция электронной демократии остается небесспорной в современном общественно-политическом дискурсе. Так, ряд специалистов считают, что электронная демократия, вместо активного участия граждан в государственном управлении, напротив, приведет к тому, что «Вместо активного участия в политических движениях и коллективного обсуждения политических проблем граждане «электронной демократии» замыкаются в частном мирке политических представлений, формируемых электронными средствами массовой информации» [5]. Именно из-за вышеуказанного, государственные органы предпочитают использовать понятие «электронное правительство».

Кроме того, по мнению А. М. Боброва, так называемая «электронная демократия» может привести к выхолащиванию института демократии общество без «реальной демократии», т. е. без осознания народом своего непосредственного участия в политической жизни, ведь реальная демократия заменена своей игровой, а следовательно — «иллюзорной» формой [6].

С данным утверждением мы не можем согласиться в силу того, что, признавая влияния технологий на формирование мнения людей, следует отметить, что такие технологии используются в любом обществе. Следовательно, с той же убедительностью можно считать «игровой» и нынешнюю представительную демократию, равно как и иные формы осуществления гражданами своей власти.

Безусловно, невозможно требовать от граждан полной компетенции во всех рассматриваемых вопросах, учитывая, что инструменты управления государством и обществом стали намного сложнее со времен Древней Греции, где применялась прямая демократия, однако даже в современном обществе никто не отрицает возможность использования механизмов прямой демократии. Так, в 2020 г. именно с помощью механизма прямой демократии, а именно всероссийского голосования, была окончательно утверждена новая редакция Основного Закона РФ. Таким образом, мнение народа по наиболее важным для государственного устройства вопросом было и остается решающим в любом демократическом обществе. Именно поэтому, не отрицая возможных манипуляций с системой электронной демократии, невозможно, тем не менее, полностью отрицать потенциал данной системы в вопросе развития народовластия в Российской Федерации.

Следует отметить, что развитие электронной демократии является не единственной, пусть и, возможно, наиболее важной задачей внедрения и расширения функционала электронного правительства. Помимо осуществления народовластия, механизмы электронного правительства также способствуют:

– ускорению доступа к государственным услугам. Именно этот компонент электронного правительства на сегодняшний день в Российской Федерации является основным. Быстрые и качественные административные услуги, предоставляемые государством напрямую не связаны с механизмом осуществления народовластия, находясь в рамках регулирования не конституционного, а административного права. Вместе с тем, улучшение доступности предоставления подобных услуг является важной задачей электронного правительства.

– антикоррупционное значение. Прозрачность и контролируемость процессов предоставления услуг в электронной форме приводит к резкому снижению коррупционной составляющей. Как отмечает И. А. Громов, примерно 50 % факторов, порождающих высокий уровень восприятия коррупции, могут быть нейтрализованы за счет перевода государственных и муниципальных услуг в электронный формат [7]. Уменьшение коррупционной составляющей также способствует повышению доверия к государственным органам и положительным образом влияет на экономику Российской Федерации.

– экономическая эффективность. Перевод услуг в электронную форму позволяет существенно повысить их эффективность, следствием чего является уменьшение количества административных расходов [8].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что, понятие «электронная демократия» и понятие «электронное правительство» соотносятся как цель и средство. Безусловно, помимо внедрения институтов электронной демократии, электронное правительство преследует и другие вышеуказанные цели, однако именно развитие электронной демократии должно рассматриваться в качестве основной цели развития электронного правительства. Необходимость увеличения функционала электронного правительства на сегодняшний день не оспаривается, в то время как качественный переход к электронной демократией остается дискуссионным вопросом. Вместе с тем, по нашему мнению, именно внедрение процедур электронного правительство накопит то необходимое количество изменений для осуществления данного качественного перехода к электронной демократии, как новой общественно-политической формации. Системы «электронного правительства» и «электронной демократии» затрагивают интересы всех слоев населения, имеют комплексный характер, и они не могут быть решены только на уровне отдельных органов государственной власти. Исходя из этого развитие «электронного правительства» и «электронной демократии» необходимо проводить с привлечением в данный процесс представителей гражданских объединений и различных общественных организаций, представителей научного сообщества, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также представителей средств массовой информации.

Литература:

  1. Павленко А. Н., Багаева А. П. Концепция электронного правительства // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-elektronnogo-pravitelstva (дата обращения: 10.12.2021).
  2. Омеличкин Олег Викторович Электронная демократия: понятие, проблемы // Вестник КемГУ. 2014. № 1 (57).
  3. Скворцова Т. В., Скворцов М. Г. Связь времен: от прямой демократии до кибердемократии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11–7.
  4. Мельникова, Т. С. Современное состояние развития электронного правительства и электронной демократии на федеральном и региональном уровне: контекст общественной потребности / Т. С. Мельникова // Информационная безопасность регионов. — 2015. — № 3(20). — С. 30–37.
  5. Быков И. А. «Электронная демократия» vs «Электронное правительство»: концептуальное противостояние? // ПОЛИТЭКС. 2005. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-demokratiya-vs-elektronnoe-pravitelstvo-kontseptualnoe-protivostoyanie (дата обращения: 15.12.2021).
  6. Бобров А. М. Еще раз к вопросу об определении понятий «Электронная демократия» и «Электронное правительство» // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiy-elektronnaya-demokratiya-i-elektronnoe-pravitelstvo (дата обращения: 10.12.2021).
  7. Громов Иван Александрович Влияние цифровых решений в области государственных и муниципальных услуг на восприятие коррупции // Известия СПбГЭУ. 2019. № 6 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-resheniy-v-oblasti-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-na-vospriyatie-korruptsii (дата обращения: 19.12.2021).
  8. Джордано Даниэль Оливер, Понявина Мария Борисовна Электронное правительство и цифровое государство // Вести научных достижений. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-i-tsifrovoe-gosudarstvo (дата обращения: 19.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): электронная демократия, электронное правительство, государственная власть, Российская Федерация, прямая демократия, государственное управление, гражданин, орган, услуга, активное участие.


Задать вопрос