В статье исследован вопрос осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Рассмотрены по пресечению незаконной предпринимательской деятельности. Предложены меры пресечения случаев ведения предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налоговое правонарушение, субъект предпринимательской деятельности, налоговый орган, штраф.
Предпринимательская деятельность — в соответствии с гражданским законодательством РФ — инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Различают производственное, торгово-коммерческое, кредитно-финансовое, сервисное предпринимательство.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица.
В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательство регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права. Право на занятие предпринимательской деятельностью закреплено в ст. 34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство. Гражданским кодексом РФ определены права граждан заниматься предпринимательством без образования юридического лица, а также право создавать юридическое лицо самостоятельно или совместно с другими лицами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов.
Предпринимательская деятельность регулируется также отдельными законами: Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и др.
Коммерческая деятельность, осуществляемая лицом, не зарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконной. В Уголовном кодексе РФ отдельную главу составляет перечень преступлений в сфере хозяйственной деятельности, среди которых такие, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, ограничение конкуренции, злостное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и др.
Налоговыми органами на протяжении ряда лет проводится работа по выявлению фактов осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации, за что установлена административная ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ.
Однако, из года в год количество физических лиц, осуществляющих деятельность без государственной регистрации, не снижается. При том, что имеются случаи неоднократного привлечения к административной ответственности указанных лиц.
В целях побуждения физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации налоговыми органами, направляются информационные письма в муниципальные образования, на территории которых осуществляется такая деятельность, а также на рынки. Согласно полученным ответам, Администраций муниципальных образований «Город Астрахань» и области лица, привлеченные к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ приглашены на очередное заседание комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, адаптации неформального рынка труда и борьбе с нарушением трудовых прав работников.
Необходимо отметить, что на протяжении ряда лет львиная доля привлеченных к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации — это физические лица, осуществляющие розничную торговлю (более 70 % от количества привлеченных).
Также осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации физические лица в следующих сферах: ремонт авто; бытовые услуги; общепит; шиномонтаж колес; прием металлолома; услуги косметолога и парикмахера; прочие услуги.
Значительная часть предпринимателей уходит из легального бизнеса в «тень» или же изначально начинает свое дело нелегально с целью уклонения от уплаты налогов, что отрицательно сказывается на доходной части бюджетов как на муниципальном, так и на федеральном уровнях. Это влияет не только на наполняемость бюджетов в части налоговых поступлений, но и отрицательно сказывается на качестве предоставления оказываемых ими услуг (выполненных работ).
Согласно действующему законодательству нелегальным предпринимателям грозит административный штраф, как правило, в размере 500 рублей, что не стимулирует их регистрироваться и уплачивать налоги.
В качестве действенной меры по пресечению незаконной предпринимательской деятельности может явиться внесение изменений в часть 1 статьи 14.1 КоАП РФ в части увеличения размера административного штрафа.
Увеличение штрафа позволит частично компенсировать бюджету недополученные средства, в том числе от уплаты налогов физическими лицами в случае осуществления ими деятельности без официальной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Данная мера вызвана необходимостью решения актуальной проблемы не только для многих субъектов РФ.
В тоже время, проанализировав результаты работы по привлечению к ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, можно сделать выводы, что проделанная работа цели по обелению рынка торговли и услуг не достигает. В качестве эффективной меры по пресечению незаконной торговли можно предложить повысить ответственность управляющих компаний рынками и арендаторов земельных участков, на которых располагаются торговые места (на которых организована сдача торговых мест в субаренду под торговлю), за сдачу торговых мест в аренду (субаренду) физическим лицам — не предпринимателям, а также на постоянной основе проводить совместные рейды всех заинтересованных ведомств по пресечению незаконной торговли с одновременным изъятием товара.
Таким образом, можно считать целесообразным рассмотреть вопрос о возможности выступить с законодательной инициативой и внести на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект о внесении изменений в КоАП РФ в части увеличения размера административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Литература:
1. Налоговый РФ. Часть 1 от 01.10.2013) Собрание законодательства от 03.08.1998, № Ст. 3824.
2. Налоговый РФ. Часть 2 от 01.10.2013) Собрание законодательства от 07.08.2000, Ст. 3340.
3. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 05. 10.2015) (с изм. от 30.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Налоги и налогообложение. По ред Л. А. Юриновой. Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2019.- 286с.
5. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение.-М.: Финансы, Юнити,2018.-181с.
6. Лапуста М. Г. Предпринимательство\ Учебное пособие.-М.: Инфра-М,2018.- 224с.
7. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учебник/Л. Н. Лыкова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Дело.2018. — 384 с.
8. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение. Учебник. — М.: Юнити — Дана, 2017. — 655 с.