В России правовой фундамент института омбудсмена был заложен Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно статье 40 Декларации парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека [2]. Следующим этапом было закрепление в статье 103 Конституции РФ полномочия Государственной Думы по назначению на должность и освобождению от должности Уполномоченного по правам человека. Сам же Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» вступил в силу начале 1997 г. Так, согласно части 3 статьи 1 вышеупомянутого федерального закона, уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты [3].
В настоящее время миру известны классические омбудсмены, омбудсмены университетов, парламентские омбудсмены, омбудсмены по вопросам официальных языков, омбудсмены по вопросам окружающей среды и многие другие. И наконец, появились уполномоченные по содействию гражданам в реализации и защите их прав на муниципальном уровне.
Иерусалим (Израиль) — место, где впервые был введен институт муниципальных омбудсменов, с целью надзора за муниципалитетом и для обеспечения его подотчетности. Перед муниципальным омбудсменом ставилась задача в урегулировании споров между населением муниципалитета и администрацией города.
Впоследствии такая инициатива была поддержана Италией, США, Испанией, Мексикой и др., где граждане активно использовали посредничество омбудсмена для восстановления нарушенных прав.
В настоящее время Российской Федерации не известен институт муниципального омбудсмена. На этот счет существует большое количество обсуждений, среди которых преобладает мнение, что такая должность крайне необходима современной России.
В последние годы местное самоуправление в России находится в кризисной ситуации, что во многом вызвано тем обстоятельством, что объем их полномочий явно не соответствует материальным ресурсам. У органов местного самоуправления обычно не хватает собственных ресурсов (времени, финансовых средств, сотрудников и т. д.) для осуществления защиты своих прав.
Содержанием деятельности уполномоченного по защите прав на местное самоуправления должен быть контроль за соблюдением прав местного самоуправления. В случае выявления нарушений, омбудсмен направил бы соответствующие материалы в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.
К основным функциям муниципального омбудсмена можно отнести прежде всего защиту прав граждан на местное самоуправление от неправомерных действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данная функция помогла бы вернуть уверенность населения муниципальных образований в том, что от них действительно зависит решение вопросов местного значения.
В компетенцию муниципального омбудсмена можно включить такие функции, как консультационная помощь по правовым и организационным вопросам; участие в подготовке решений органов местного самоуправления и государственной власти, затрагивающих интересы местного самоуправления; подготовка экспертных заключений на проекты решений органов местного самоуправления; выступления с докладами о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации; выступление с предложениями о совершенствовании местного самоуправления в Российской Федерации; разрешение конфликтов между органами местного самоуправления и населением.
Деятельность омбудсмена прежде всего представляет собой форму демократического контроля за органами публичной власти, к которым относятся как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. Существенным фактором, от которого зависит эффективность подобного контроля, является его опора на иные институты гражданского общества, консолидация их усилий во взаимоотношениях с государством. Отсюда следует необходимость закрепления института омбудсмена в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Наиболее правильным, на наш взгляд, представляется закрепление положений о муниципальном омбудсмене не в 6 главе, закрепляющей органы местного самоуправления и должностных лиц самоуправления, а в главе 10, регламентирующей контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также их ответственность. Такое законодательное закрепление сделало бы институт муниципального омбудсмена независимым от органов местного самоуправления, что безусловно отразится на объективной оценке их деятельности и беспрепятственном осуществлении защиты нарушенных прав граждан.
Подводя итоги, стоит отметить, что зарубежный опыт в этой области позволяет лучше понять собственные недочеты и выбрать оптимальный вариант их устранения. Сама постановка вопроса о необходимости поиска новых мер по защите и обеспечению прав и интересов граждан, указывает на то, что государство не полностью справляется со своей главной задачей — защитой прав и свобод человека и гражданина.
Литература:
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993// СЗ РФ — 01.07.2020 — № 31
- Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 г. // Международные и российские механизмы. — М.: Московская школа прав человека, 2000
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ (ред. 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.03.1997. N 9. Ст. 1011; 16.06.2008. N 24. Ст. 2788.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822
- Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. N 1920–1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991. N 52. Ст. 1865.
- Институт муниципальных услуг в России: современное состояние и направления развития / под ред. С. В. Кабышева, Н. Н. Чучелиной. М.: Городец, 2014. С.299
- Русанова С. Ю. Перспективы создания института муниципального омбудсмана в Республике Крым // Развитие государственности и права в Республике Крым. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД РФ, 2016. С. 44–46