Международный опыт борьбы с теневой экономикой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 2912 раз

Библиографическое описание:

Родионов, А. В. Международный опыт борьбы с теневой экономикой / А. В. Родионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76629/ (дата обращения: 17.12.2024).



В теневой экономике стран Европейского Союза в 2011 году находилось около 2,2 млрд. евро. Наиболее значительные по размеру теневые экономики имеют страны южной и восточной Европы, в среднем доля теневой экономики здесь составляет от 20 до 40 % от ВВП. По мере усиления экономического и финансового кризиса деньги и ресурсы в этих странах все в большей степени уходили в теневой сектор экономики. Теневые экономики Германии (14 % от ВВП), Франции (11 %), Швейцарии (8 %) выглядят скромно по сравнению со странами южной и восточной Европы, но в абсолютных показателях, в том числе в пересчете на деньги, их суммарная теневая экономика перекрывает все остальные теневые экономики вместе взятые.

Самый высокий уровень теневой экономики наблюдается в Болгарии (30,6 % от ВВП), Румынии (28 %), Турции (27,8 %), Хорватии (27,7 %), Италии (в 2012 г. был 27 %), Эстонии (26,2 %), Греции (26 %), Литве (25,8 %), Латвии (23,6 %), Испании (в 2012 г. был — 22 %) [5].

Теневая экономика в США оценивается в 625,63 млрд. долларов США, в Канаде 77,83 млрд., в Японии 108,3 млрд., в Великобритании 62 млрд. долларов США.

Причинами существования теневой экономики в развитых странах являются: 1) рост налогового бремени и размера взноса на социальное обеспечение; 2) низкое качество работы представителей государственных институтов; 3) плохое регулирование рынка труда; 4) трансферы, которые в среде предпринимателей понимаются, как возможность передать собственные полномочия постороннему человеку, но под особым личным контролем, на все или отдельные части своего хозяйства; 5) своеобразная мораль налогоплательщика, старающегося любыми способами минимизировать налоговые расходы [6, с. 71].

Так, у Великобритании имеются давние традиции борьбы с коррупцией, которая справедливо считается составной частью теневой экономики, с одной стороны, а также с конкретными преступлениями, входящими в теневую криминальную экономику, с другой стороны.

Первый закон в Великобритании, касающийся коррупции, был принят в 1889 году, а в 1906 и 1916 годах были приняты законы о предупреждении коррупции. Законодательство Великобритании определяет коррупцию, как довольно узкое понятие. Под коррупцией понимается взяточничество или получение вознаграждения в обмен на положительные решения по какому-либо делу, в том числе связанному с предоставлением преимуществ в бизнесе.

В Великобритании в разрешении дел о коррупции большое значение имеет общественное мнение по конкретному делу. Беспокойство граждан страны вызывают бывшие чиновники, занимающиеся консультационной деятельностью в фирмах, которые при этом продолжают иметь возможность влиять на государственную политику. Для урегулирования этих вопросов в 1994 году был создан так называемый Комитет Нолана. В результате своей деятельности Комитет предложил следующие меры против коррупции: назначение парламентского директора стандартов, запрет протекции и разглашения сторонних доходов членов парламента.

Кроме этого, в Великобритании действует закон «О криминальной юстиции», который принят в 1987 году. В 1988 году в развитие этого закона было создано Serious Fraud Office или сокращено SFO, что переводится как Бюро по борьбе с мошенничеством, которое является независимым органом криминальной юстиции. Во главе SFO стоит директор, в то время, как непосредственная деятельность бюро находится под контролем Генерального прокурора. SFO является главным подразделением Великобритании по противодействию коррупции и мошенничеству в особо крупных размерах. По решению директора SFO для расследований, которые проводятся в рамках его полномочий, создаются специальные междисциплинарные следственные группы, в которые входят юристы, финансисты, а также специалисты в области информационных технологий и вспомогательный персонал. Директор SFO обязан представлять Генеральному прокурору страны ежегодный доклад. Фактически этот доклад является отчетом о проделанной за год работе. При этом Генеральный прокурор на основании, в том числе, этого доклада, отчитывается о борьбе с коррупцией перед Парламентом. Отчет Генерального прокурора о борьбе с коррупцией доводится до широкого круга общественности через средства массовой информации и коммуникации [7].

Одним из элементов борьбы с коррупцией в Великобритании является действенный контроль за деятельностью кандидатов на пост министра того или иного министерства. Каждый претендент должен подать отчет о своем имущественном положении с указанием перечня ценных бумаг предприятий, которыми он владеет. После того, как представленный отчет будет проверен, претендента на пост министра приглашают в специальный комитет и предлагают добровольно отказаться от акций конкретного предприятия, настаивая на том, чтобы перевести сбережения на счета другого банка или какого-либо фонда, а также предлагают отказаться от сотрудничества с определенной компанией, интересы которых, в том или ином виде, кандидат может представлять.

Характерной особенностью Великобритании в борьбе с теневой экономикой и преступлениями с ней связанными является прозрачность судебной деятельности и демонстративная и постоянно культивируемая независимость судов.

Отличительные черты законодательства в сфере борьбы с теневой экономикой и связанными с ней преступлениями имеются у Канады. Например, законодательство Канады предоставляет возможность представителям бизнеса принимать участие в политической жизни страны, особенно в период парламентских выборов. При этом подобная активная деятельность детально регламентируется законодательством. Если какой-либо бизнесмен решился участвовать в политической деятельности, он обязан не только соблюдать установленные требования и предписания, но и его политическая деятельность должна быть прозрачной, гласной. Он должен быть готов в любой момент по любому поводу предоставить отчет о том, что он делал и какие политические задачи решал [1, с. 146].

В Канаде постоянно совершенствуется законодательство о борьбе с коррупцией. Каждый коррупционный случай предается гласности. Приоритетным направлением, при этом, является борьба с парламентской коррупцией. В парламентских кругах взяточничество приравнивается к нарушению Конституции или государственной измене, поэтому ответственность за него несут все, независимо от занимаемой должности. В соответствии с законодательством Канады, ответственность за дачу взятки несут обе стороны, причем парламентарию грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 14 лет и лишение депутатского мандата с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу.

На парламентариев в Канаде наложен запрет на использование своего служебного положения в корыстных целях и на использование или разглашение государственной информации. Также им запрещается принимать какие-либо подарки или награды, связанные со служебной деятельностью. Впрочем, судя по всему, как нам представляется, этот запрет не такой жесткий, как можно было бы ожидать, поскольку существуют исключения из общего правила, которые зафиксированы в законах «О Парламенте» и «О заработной плате». Например, разрешено принимать подарки, если они получены в протокольном порядке и являются проявлением разумного уважения или общепринятыми нормами гостеприимства по отношению к законодателю при исполнении им служебных обязанностей. Стоимость таких подарков или наград не должна превышать 250 долларов США, а в случае, если они поступают от одного и того же дарителя в течение года, парламентарий должен в течение 30 календарный дней с момента получения подарка подать о принятом подарке объяснительную записку канцлеру Парламента по этичным вопросам, в которой он указывает происхождение подарков или наград, раскрывает информацию о дарителе и обстоятельства получения подарков. На основе этого объяснения канцлер предает полученную информацию гласности, что, в том числе предполагает возможность едва ли не любого гражданина страны проверить ее подлинность.

Также депутаты парламента Канады не имеют права получать прибыль от государственных фирм и корпораций кроме случаев, когда, согласно решению канцлера, получение прибыли не противоречит общественным обязанностям и не приведет к конфликту интересов в процессе их деятельности. При этом категорический запрет накладывается на получение парламентариями прибыли от предприятий, предоставляющих услуги или занимающихся реализацией товаров. Если до того, как стать членом Парламента, какой-либо человек занимался бизнесом, он должен передать права на управление бизнесом и получение прибыли специальному доверенному лицу. Условия подобной передачи оговариваются с канцлером Парламента по этическим вопросам. Богатый опыт борьбы с теневой экономикой и связанными с ней преступлениями имеет Германия. Особенности борьбы с теневой экономикой в Германии закреплены в нормативно-правовой базе, определяющей, прежде всего, политическую, банковскую и налоговую сферы [3, с. 181].

При этом, главным направлением борьбы с теневой экономикой в Германии считается борьба с нелегальным трудом и демпингом заработных плат на рынке труда в теневой экономике, который они называют — черный рынок труда. С каждым годом политика по контролю за нелегальным рынком труда усиливается. В то же время, параллельно с повышением минимальной заработной платы трудящихся вводятся дифференцированные ставки минимальной заработной платы, которые зависят от той или иной хозяйственной отрасли, с одновременным жестким запретом предпринимателю устанавливать заработную плату в несоответствующих законодательству размерах. Согласно законодательству Германии, предприятия, на которых будут обнаружены нелегальные работники, подлежат исключению на три года из списка предприятий, которые участвуют в государственных закупках. Также ведется борьба с анонимными объявлениями о приеме на работу. Так, редакция соответствующего издания обязана кроме контактных данных и персонального шифра человека, разместившего объявление о приеме на работу, указать его полное имя.

Для борьбы с теневой экономикой Германией был создан ряд организаций, в том числе организация под названием Bundes finanzen polizei, которая переводится как Федеральная финансовая полиция. Кроме нее успешно работают специальный отдел по борьбе с коррупцией и Департамент внутренних расследований.

В законодательстве Германии существенно сужены возможности государственных должностных лиц по ведению теневой экономической деятельности. Предусмотрена серьезная ответственность за нарушения такого рода, тем более, если эти нарушения привели к неисполнению или ненадлежащему исполнению служебных обязанностей.

Государственному служащему запрещается заниматься другими видами деятельности, кроме деятельности, определенной его функциональными обязанностями. На осуществление любых других видов деятельности необходимо получить разрешение вышестоящего должностного лица. Разрешение не требуется в случае принятия опекунства, ухода за больными и немощными людьми, реализации обязанностей, наложенных завещанием, занятия научной деятельностью и управлением собственным личным имуществом. Государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью ни лично, ни через доверенных лиц. Они не могут участвовать в управлении предприятием или быть членом надзирательного совета предприятия любой формы собственности. Отметим, что любые формы бенифициария для государственных служащих в Германии не могут быть осуществлены.

После увольнения с государственной службы, бывший государственный служащий обязан, тем не менее, придерживаться определенных правил поведения. В случаях, когда при трудоустройстве бывшему государственному служащему необходимо подать информацию о предыдущем месте работы, он должен спросить разрешения на подачу такой информации. Обычно разрешение дает действующий руководитель государственного учреждения.

Существующая жесткая система запретов и ограничений компенсируется государственному служащему высокой заработной платой, социальным защитный пакетом, а также дополнительными выплатами.

В случае выявления фактов коррупции, представители правоохранительных органов Германии, имеют законодательную возможность ликвидировать финансовые ресурсы преступников, а также изъять иные материальные ценности в доход государства. Для этого используется действующий в УК ФРГ в полном объеме институт конфискации имущества, а также законодательство по противодействию легализации денежных средств, полученных от противоправной деятельности. [1, с. 147]

При этом, как справедливо утверждает П. В. Головненков, действенная борьба с проявлениями коррупции в публичном экономическом секторе и, что наиболее важно, разработка эффективных стратегий, направленных на предупреждение коррупционной деятельности, не могут быть сориентированы «исключительно» на внутригосударственный, национальный уровень и концентрироваться лишь на нем. Необратимые процессы глобализации в экономической сфере ведут к тому, что значимое в уголовно-правовом смысле делинквентное поведение не может быть ограничено государственными границами и угрожает не только вере международной общественности в прозрачность работы публичных структур, но и наносит ощутимый ущерб мировой экономике и международно-экономическим отношениям [4, с. 30].

Существенные ограничения в Германии имеются в такой тесно связанной с теневой экономикой и преступлениями теневой экономики областью деятельности, как политическое лоббирование интересов бизнесменов.

Кроме того, в политической сфере было улучшено взаимодействие представителей органов государственной власти, включая социальных работников, которые занимаются бездомными людьми. Это улучшило координацию и информированность соответствующих государственных органов и общественных организаций, что, в свою очередь, позволило сократить злоупотребления льготами и социальными выплатами.

Отдельным направлением противодействия теневой экономике и связанным с ней преступлениями в Германии справедливо считается работа налоговых служб. Законодательство ФРГ предусматривает, что соответствующие государственные структуры должны отслеживать суммы невыплаченных налогов за чистый труд, что дополнительно помогает избежать уклонения от уплаты подоходного налога. Правительство Германии снизило ставку НДС для отельного бизнеса с 19 до 7 %, что должно было вывести часть бизнеса из тени и снизить прием на работу нелегальных работников.

Кроме Германии необходимым условием снижения уровня теневой экономики считают снижение налоговой нагрузки такие страны, как Австрия, Дания, Норвегия и Швеция. Соответственно в законодательстве ФРГ говорится о введении общей ответственности так называемых партнерских фирм по осуществлению взносов в фонды социального страхования в сфере строительства, которая считается одной из самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности Германии и Австрии. При подписании договоров о строительстве ни одна фирма не может получить тендер на строительство большого объекта. Таким образом, если одна фирма уклоняется от уплаты взносов в социальные фонды, то ответственность несут все фирмы, заключившие с ней контракт.

Для снижения количества мошеннических операций с электронными деньгами и пластиковыми картами в Германии, как, впрочем, в большинстве стран Евросоюза, введены чипированные карты. Все банковские карты, эмитированные банками ФРГ, имеют на лицевой стороне чип, в котором содержатся полные данные о пользователе. При каждом считывании банкоматом банковской карты проверяются все данные, содержащиеся на чипе. Такой принцип работы дает возможность эффективно и быстро контролировать социальный, страховой и правовой статус обладателя карты, предоставляет дополнительную защиту пользователю банковской карты. Кроме того, чипирование банковских карт помогает бороться с нелегальными трудящимися. В случае подделки банковской карты, чипирование поможет избежать необоснованных списаний денежных средств.

Таким образом, меры, направленные против теневой экономики и связанных с ней преступлений, а также фоновых негативных явлений можно классифицировать по сферам воздействия. Соответственно они, по мнению Л. В. Абдрахманова, распределяются на: 1) нормативно-правовые меры; 2) судебные меры; 3) политические меры; 4) банковские меры и; 5) налоговые меры. Самое главное, что в этих сферах воздействия осуществляются основные нововведения, направленные на борьбу, как говорит Л. В. Абрахманов, с тенизацией финансовых потоков [2, с. 149].

Литература:

  1. Абдрахманова Л.В. Способы выявления масштабов теневой экономики: опыт европейских стран // Научное обозрение. 2014. № 9.
  2. Абдрахманова Л.В., Шигорцова Е.С. Способы выявления масштабов теневой экономики: опыт европейских стран // Научное обозрение. 2014. № 9(1).
  3. Балатбекова З.М. Теневая экономика и проблемы легализации теневой экономики // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 4. С. 181-182.
  4. Головненков П.В. Превентивные и репрессивные меры по противодействию коррупции в Федеративной Республике Германия//Союз криминалистов и криминологов. 2018. № 1. С. 30.
  5. Доклад о неформальной экономике в независимых государствах региона, ее масштабах, позиции и действиях профсоюзов. М., 2016.
  6. Капица Л.М. Теневая глобализация//Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 3. С. 71
  7. Шнейдер Ф. Рост теневой экономики во всем мире/Ф. Шнейдер, Д. Энсте// URL: http://corruption.rsuh.ru/magazine/2/n2-18.shtml (дата обращения 12.07.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): теневая экономика, SFO, Великобритания, борьба, Канада, коррупция, банковская карта, Генеральный прокурор, Германий, доллар США.


Задать вопрос