Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Ачох, Д. А. Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений / Д. А. Ачох, Я. Г. Стефаниди. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76564/ (дата обращения: 04.07.2022).



В статье авторы пытаются изучить влияние межличностного отношения на эмоциональное состояние личности. Объектом данного исследования являются эмоциональные состояния, а предметом — эмоциональные состояния при межличностном общении. Целью данного исследования было найти зависимость между видом межличностного общения (знакомые, приятельское, дружеское, семейное, любовное) и эмоциональным состоянием (аффекты, настроение, стресс). Были получены данные о таком виде влияния.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, межличностные отношения, аффект, стресс.

В современном мире процесс коммуникации между людьми является неотъемлемым. Каждый день мы общаемся с различными людьми, каждый индивидуален, со своим набором черт и характером, темпераментом и т. д. Из этого следует, что и каждое общение уникально.

Эмоциональные состояние, испытываемые при коммуникации являются разными и у каждого индивидуальными. Межличностное общение дифференциальное, но и в тоже время смешанное. И, конечно, эмоциональные состояния зависимы от типа межличностных отношений.

В процессе исследования для фиксирования данных использовался авторский опрос, состоявший из прямых вопросов. В связи с пандемией опрос проводился в онлайн формате, через гугл-формы. Так же использовался тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН) — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан в 1973 году сотрудниками Первого МГМУ им. Сеченова (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников). САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

В исследовании приняло участие 72 человека. Из общего количества 32 респондента мужского пола (43 %), 41 женского пола (57 %), в возрасте от 15 до 50 лет. По возрастной характеристике было принято решение разделить на категории, а именно:

– 1 категория — лица от 15 до 20 (16 респондентов);

– 2 категория — лица от 21 до 25 (33 респондента);

– 3 категория — лица от 26 до 35 (18 респондентов);

– 4 категория — лица от 36+ (5 респондентов)

Исследование проходило с 28.11 по 7.12.20.

После проведения опроса бланки были собраны и их данные обработаны с учетом половой характеристики. Результаты обработки были сформированы в виде таблицы (Таблицы 1, 2, 3).

Первая колонка обозначает пол — либо женский, либо мужской. Вторая колонка обозначает испытывали ли аффект/стресс респонденты (да/нет) и какие эмоции испытывали — да(положительные)/нет(отрицательные). Таблица 1 является результатом обработки ответов на блок «Аффекты» в деловых отношениях, знакомствах, приятельских, дружеских, семейных и любовных соответственно сокращениям в таблице, таблица 2 — блок «Стресс», таблица 3 — блок «Эмоции».

Таблица 1

Блок «Аффекты» по половым характеристикам

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-10-22_16-40-29.png

Исходя из статистики, опираясь на таблицу 1, видно, что представители женского пола намного чаще испытывают состояние аффекта во всех видах межличностных отношений.

Делая более конкретный анализ, можно провести сравнение каждой колонки:

А.Де — женский пол испытывает чаще аффекты в деловых отношениях, чем мужчины почти в 2 раза.

А.З — при этом в знакомствах мужчины почти не испытывают аффект за редким исключением. У женщин при этом именно в этом виде межличностных отношений кол-во, испытывающих аффект превышает не испытывавших.

А.П — у мужчин ситуация не меняется, они все также в минимальном кол-ве испытывают аффект, а у женского пола пропорция является ½.

А.Др — выявляется «увеличение аффекта» как у мужчин, так и женщин, хоть и у последних все так же кол-во больше.

А.С — у мужского пола никаких изменений в сравнении с А.Др не происходит, однако женщины в одинаковой пропорции испытывают состояние аффекта.

А.Л — ситуация координально не меняется, мужчины в той же мере, что и женщины, испытывают состояние аффекта в любовных межличностных отношениях.

Таблица 2

Блок «Стресс» по половым характеристикам

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-10-22_16-42-17.png

В отличие от мужчин, женщины намного больше испытывают стресс в деловых отношениях, чем мужчины (в равных пропорциях). В знакомствах, приятельских и дружеских отношениях происходит спад, в основном стресс не испытывается, но при этом в семейных и любовных кол-во людей, испытывающих стресс, повышается (примерно равные пропорции).

Таблица 3

Блок «Эмоции» по половым характеристикам

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2020-10-22_16-41-27.png

Нельзя говорить о каком-то различии в полярности, полученных эмоциий в межличностных отношениях. Во всех видах: деловых, знакомствах, приятельских, дружеских, семейных и любовных межличностных отношениях — преобладают положительные эмоции.

Стресс и состояние аффекта довольно сильно связаны между собой, и это отражается в таблицах 3.1 и 3.2. Для женщин такое большое кол-во стресса, испытываемого при деловом общении, порождает состояния аффекта. При этом у мужчин такой зависимости не наблюдается, такое количество стресса не ведет к появлению аффектов. Из этого можно, вывести суждение о том, что мужская нервная система сильнее и менее подвержена внешним раздражителям, они меньшее влияют на поведение.

В знакомствах, то есть при более близком общении у женщин также высок процент появления состояния аффекта, при этом в остальных видах общения, такого не наблюдается. Это может говорить, о том, что данная стадия межличностного общения недостаточно близкая для комфортного состояния и позволяет не сдерживать свои эмоциональные процессы в связи с тем, что на стадии знакомства людей ничего не связывает.

Судя по статистике, для мужчин, наоборот, важно более близкое общение, так как только при дружеских отношениях начинает появляться состояние аффекта.

Стресс также связан с эмоциональном состоянием, так как именно в деловых отношениях больше всего было заявлено отрицательных эмоций. Возникают трудности в получении положительных эмоций в состоянии стресса.

Вывод

  1. Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между типами межличностного отношения и эмоциональными процессами подтвердилась. В деловых, семейных и любовных отношениях наиболее часто проявляется состояния аффекта, вследствие большого количества стресса.
  2. Женщины наиболее подвержены состоянию аффекта, чем мужчины, во всех типах межличностных отношений.
  3. Полярность эмоций не имеет зависимости от типа межличностных отношений — они положительные.

Заключение

По результатам анализа литературы, посвященной эмоциям и межличностному отношению, можно сделать заключение о том, что данная сторона вопроса всесторонне изучается и проводится множество исследований. Многие работы, рассмотренные здесь, подтверждают связь эмоциональных состояний и межличностных отношений. Однако было выяснено, что очень редко связывают в своих работах обе эти темы.

В исследованиях других работ данные темы изучаются в основном по отдельности. В этом и заключается новизна данного исследования, в нем изучается связь между этими большими частями психологии.

Результаты исследовательской части могут быть использованы при деловых встречах или составлении мероприятий, выборе типа межличностных отношений. Данные также могут быть использованы при учете факторов, влияющих на внешнюю валидность. В перспективах дальнейших исследований стоит задача изучить влияние межличностного отношения на эмоциональные процессы в очном формате.

Литература:

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. — 2003. — 672 с.
  2. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 1990–494 с.
  3. Hogg, M. A., Abrams, D., & Martin, G. N. (2010). Социальное познание и установки. In Martin, G. N., Carlson, N. R., Buskist, W., (Ed.), Психология (стр. 646–677). Харлоу: Pearson Education Limited.
  4. Harmon-Jones, Eddie; Harmon-Jones, Cindy; Amodio, David M.; Gable, Philip A. (2011). «Отношение к эмоциям». Журнал «личность и социальная психология». 101 (6): 1332–1350.
  5. Голлербах Татьяна Вадимовна «Онтология аффекта» // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontologiya-affekta (дата обращения: 21.10.2020).
  6. Кейдунова Елена Резовна, Мавренкова Елена Анатольевна, Напханенко Игорь Павлович, Попандопуло Дмитрий Валерьевич «Понятие и виды аффектов» // Философия права. 2017. № 4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-affektov (дата обращения: 21.10.2020).
  7. Чернова Н. А. «Актуальные проблемы понимания аффекта» // Приволжский научный вестник. 2015. № 6–2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-ponimaniya-affekta (дата обращения: 21.10.2020).
  8. Семенцова Ирина Анатольевна «К вопросу об аффекте как психической аномалии» // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2015. № 2 (186). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-affekte-kak-psihicheskoy-anomalii (дата обращения: 21.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): состояние аффекта, отношение, межличностное общение, межличностное отношение, стресс, женщина, мужчина, таблица, аффект, близкое общение.


Похожие статьи

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Ключевые слова: психические состояния, межличностное общение, старшие подростки. В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения у детей в пубертатном периоде развития.

Проблемой межличностного общения подростков занимались такие исследователи как Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и многие другие. Межличностные отношения представляют собой систему взаимодействия с окружающими, взрослыми и сверстниками. Стремление быстрее стать взрослым приводит часто к поиску собственного образа жизни подростка и его деятельности.

Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении

Патологический аффект является исключительным состоянием и довольно редко встречается в судебно-экспертной практике. Для установления аффекта в момент совершения противоправных действий лицами, страдающими психическими заболеваниями (шизофренией

Известен пример, 24 сентября 2015 года в г.Иркутске 56-летняя женщина, находясь в состоянии аффекта, убила своего мужа шваброй в ходе очередного бытового скандала. [14, с.38]. Можно привести огромное количество таких примеров.

Стресс —это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Ключевые слова: межличностные отношения, компоненты межличностного взаимодействия, общественное сознание, вербальные и невербальные формы общения, конфликт. Проблемы межличностных взаимоотношений затрагивается во всех междисциплинарных науках, психологии, социологии, философии, истории, правоведении.

В. М. Соковнина В. М. отмечает, что межличностное общение имеет два вида вербальные и невербальные. Само по себе межличностное взаимодействие она определяет так: «Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению».

Особенности достижения взаимопонимания в межличностном...

Ключевые слова: межличностное общение, взаимопонимание, половые различия личности, гендерные особенности личности. Актуальность изучения психологических закономерностей достижения взаимопонимания в межличностном общении определяется недостатком исследований данной проблемы и непосредственной связью взаимопонимания с общением, взаимоотношениями и совместной деятельностью людей. Взаимопонимание является основой достижения гармонии в семейных отношениях, эффективной совместной деятельности и делового общения, успешной социально-психологической адаптации личности в социуме.

Понятие аффекта и его проявление | Статья в журнале...

Само же состояние аффекта наступило по причине нанесения неожиданного удара виновной в лицо со стороны потерпевшего, после чего последний, заставил ее раздеться. Виновная схватила нож и нанесла смертельное ранение протерпевшему, находясь при этом в состоянии сильного эмоционального возбуждения [12].

При этом следует помнить, что такое поведение субъекта никак не связано с заранее обдуманной целью, это исключительно чувства, полностью охватывающие человека, что приводит к импульсивности его действий [5, c. 21]. В то же время представляется, что от аффекта следует отграничивать состояния, близкие по смыслу.

Уголовно-правовая и психологическая характеристика состояния...

В настоящей статье рассматривается развитие понятия «Аффект», признаки аффекта как психологического состояния и какие процессы протекают в теле человека, когда он находится в подобном состоянии.

Аморальные действия потерпевшего. Это поступки, противоречащие нормам морали, которые могут оказаться поводом для возникновения аффекта, например, очевидный факт супружеской измены, предательство близких и т. п. Аффективная реакция, формирующаяся под воздействием длительной психотравмирующей ситуации, возникающей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, возникает в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций.

Особенности межличностного общения у людей с разным...

Библиографическое описание: Бозина, М. А. Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля / М. А. Бозина.

Рассматривая заявленные категории в разрезе гендерных характеристик, видится возможным утверждение о том, что у женщин преобладает интернальный локус контроля и уровень рефлексии выше, чем у мужчин, так как женщины более ранимы, им больше свойственны глубокие переживания, они более ответственны, доброжелательны.

– диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко позволяют выделить следующие особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля.

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений...

Именно опыт отношений с матерью на первом году жизни порождает привязанность к ней, которая и определяет во многом дальнейший ход психического и личностного развития ребёнка.

Идея о том, что личность, субъективность или собственное «Я» ребенка возникают в отношениях с близкими людьми, известна для отечественной и зарубежной детской психологии. Стоит отметить, что в первых исследованиях, акцент делался на совместной деятельности ребенка и взрослого или на общении, понимаемом как деятельность, где взрослый рассматривался как фактор становления самосознания ребенка.

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Отношения с семьей уходят на второй план, главным становится общение со сверстниками. Здесь родители вынуждены изменить стиль взаимоотношений, чтобы избежать конфликтов и проблем. Но очень редко этот момент проходит для семьи гладко.

− эмоциональный стресс. От эмоции аффекты отличаются интенсивностью. То есть эмоция определяет состояния человека, а чувство — его отношение к чему-либо.

От эмоции аффекты отличаются интенсивностью. То есть эмоция определяет состояния человека, а чувство — его отношение к чему-либо. Всплеск в эмоциональной жизни подростков психологи обосновывают попеременной активацией...

Похожие статьи

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Ключевые слова: психические состояния, межличностное общение, старшие подростки. В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения у детей в пубертатном периоде развития.

Проблемой межличностного общения подростков занимались такие исследователи как Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и многие другие. Межличностные отношения представляют собой систему взаимодействия с окружающими, взрослыми и сверстниками. Стремление быстрее стать взрослым приводит часто к поиску собственного образа жизни подростка и его деятельности.

Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении

Патологический аффект является исключительным состоянием и довольно редко встречается в судебно-экспертной практике. Для установления аффекта в момент совершения противоправных действий лицами, страдающими психическими заболеваниями (шизофренией

Известен пример, 24 сентября 2015 года в г.Иркутске 56-летняя женщина, находясь в состоянии аффекта, убила своего мужа шваброй в ходе очередного бытового скандала. [14, с.38]. Можно привести огромное количество таких примеров.

Стресс —это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Ключевые слова: межличностные отношения, компоненты межличностного взаимодействия, общественное сознание, вербальные и невербальные формы общения, конфликт. Проблемы межличностных взаимоотношений затрагивается во всех междисциплинарных науках, психологии, социологии, философии, истории, правоведении.

В. М. Соковнина В. М. отмечает, что межличностное общение имеет два вида вербальные и невербальные. Само по себе межличностное взаимодействие она определяет так: «Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению».

Особенности достижения взаимопонимания в межличностном...

Ключевые слова: межличностное общение, взаимопонимание, половые различия личности, гендерные особенности личности. Актуальность изучения психологических закономерностей достижения взаимопонимания в межличностном общении определяется недостатком исследований данной проблемы и непосредственной связью взаимопонимания с общением, взаимоотношениями и совместной деятельностью людей. Взаимопонимание является основой достижения гармонии в семейных отношениях, эффективной совместной деятельности и делового общения, успешной социально-психологической адаптации личности в социуме.

Понятие аффекта и его проявление | Статья в журнале...

Само же состояние аффекта наступило по причине нанесения неожиданного удара виновной в лицо со стороны потерпевшего, после чего последний, заставил ее раздеться. Виновная схватила нож и нанесла смертельное ранение протерпевшему, находясь при этом в состоянии сильного эмоционального возбуждения [12].

При этом следует помнить, что такое поведение субъекта никак не связано с заранее обдуманной целью, это исключительно чувства, полностью охватывающие человека, что приводит к импульсивности его действий [5, c. 21]. В то же время представляется, что от аффекта следует отграничивать состояния, близкие по смыслу.

Уголовно-правовая и психологическая характеристика состояния...

В настоящей статье рассматривается развитие понятия «Аффект», признаки аффекта как психологического состояния и какие процессы протекают в теле человека, когда он находится в подобном состоянии.

Аморальные действия потерпевшего. Это поступки, противоречащие нормам морали, которые могут оказаться поводом для возникновения аффекта, например, очевидный факт супружеской измены, предательство близких и т. п. Аффективная реакция, формирующаяся под воздействием длительной психотравмирующей ситуации, возникающей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, возникает в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций.

Особенности межличностного общения у людей с разным...

Библиографическое описание: Бозина, М. А. Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля / М. А. Бозина.

Рассматривая заявленные категории в разрезе гендерных характеристик, видится возможным утверждение о том, что у женщин преобладает интернальный локус контроля и уровень рефлексии выше, чем у мужчин, так как женщины более ранимы, им больше свойственны глубокие переживания, они более ответственны, доброжелательны.

– диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко позволяют выделить следующие особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля.

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений...

Именно опыт отношений с матерью на первом году жизни порождает привязанность к ней, которая и определяет во многом дальнейший ход психического и личностного развития ребёнка.

Идея о том, что личность, субъективность или собственное «Я» ребенка возникают в отношениях с близкими людьми, известна для отечественной и зарубежной детской психологии. Стоит отметить, что в первых исследованиях, акцент делался на совместной деятельности ребенка и взрослого или на общении, понимаемом как деятельность, где взрослый рассматривался как фактор становления самосознания ребенка.

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Отношения с семьей уходят на второй план, главным становится общение со сверстниками. Здесь родители вынуждены изменить стиль взаимоотношений, чтобы избежать конфликтов и проблем. Но очень редко этот момент проходит для семьи гладко.

− эмоциональный стресс. От эмоции аффекты отличаются интенсивностью. То есть эмоция определяет состояния человека, а чувство — его отношение к чему-либо.

От эмоции аффекты отличаются интенсивностью. То есть эмоция определяет состояния человека, а чувство — его отношение к чему-либо. Всплеск в эмоциональной жизни подростков психологи обосновывают попеременной активацией...

Задать вопрос