Инновационные формы работы с родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 552 раза

Библиографическое описание:

Полянская, Е. В. Инновационные формы работы с родителями / Е. В. Полянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 502-505. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76540/ (дата обращения: 26.04.2024).



Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «…образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». [1, ст. 44]

Одна из задач, указанная в ФГОС дошкольного образования, является: «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2]

В программе «От рождения до школы» определена «основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания». [3, стр. 96]

Полноценное развитие и воспитание дошкольников происходит только при условии тесного взаимодействия и сотрудничества дошкольной организации и семьи. Поэтому очевидным становится вопрос — как заинтересовать родителей в совместной работе?

В нашем детском саду используются новые, интерактивные формы работы с родителями воспитанников, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с особенностями восприятия ребенком окружающего мира, с психолого-педагогическими технологиями воспитания дошкольников, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.

Проведение мастер-классов является одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является. Мастер-класс позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между родителями и педагогами в пространстве ДОУ, обмениваться знаниями, эмоциями, опытом.

В нашем ДОУ педагоги активно используют данную форму работы. Мастер-классы проводятся и как часть родительского собрания, и как отдельное мероприятие в рамках реализации проектов. Участниками мастер-классов, в зависимости от темы и цели, являются родители или родители совместно с детьми.

Благодаря проведению мастер-классов у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми, происходит гармонизация внутрисемейных отношений. А самое главное — родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия дома.

Еще одна из форм взаимодействия с родителями — это проектная деятельность. В настоящее время педагоги, разрабатывая проекты, планируют не только работу с детьми, но и с родителями. Педагоги знакомят родителей с планом проекта и его результатами на родительских собраниях. В рамках реализации проекта для родителей проводятся мастер-классы, показ занятий с детьми, организуются выставки совместных работ детей и родителей, творческие мастерские по изготовлению того или иного атрибута, пособия, игры. Родители активно включаются в проведение совместных с детьми мероприятий. Не только спортивных соревнований, туристических походов и праздников, где становятся непосредственными участниками, но и принимают участие в организации образовательной деятельности с детьми, делятся своими творческими умениями и навыками, рассказывают о своей профессии, увлечениях.

Очень важно еще на стадии разработки проекта привлекать родителей к проектной деятельности. В этом случае есть возможность учесть не только желания детей, но и социальные запросы родителей. При совместном составлении плана реализации проекта каждый родитель сможет внести свои предложения. В дальнейшем, как показывает опыт, реализация такого проекта позволяет сделать коллектив родителей группы единомышленниками, дружной семьей. А это очень важно. Ведь от того на сколько сплоченный и дружный коллектив родителей во много зависит и отношение детей группы друг к другу.

В настоящее время актуально оказание дистанционной поддержки родителям. В этом нуждаются не только семьи, определившие дошкольное образование в семейной форме (согласно ФЗ «Об образовании в РФ» «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи» [1, ст. 64]), но и родители детей, посещавших детский сад, но в связи сложившейся обстановкой с распространением коронавируса и введением карантинных мероприятий, вынужденных оставить детей дома, или часто и длительно болеющих дошкольников

Виды дистанционной поддержки разнообразны: это и размещение на сайте детского сада и в социальных сетях видеоконсультаций, видеолекций, видеоуроков; рассылка материалов на почту родителей (консультации, картотеки гимнастик, игр, подборка музыкальных, литературных и художественных произведений, соответствующих возрасту ребенка, рекомендации по их использованию при организации досуга и образования детей), проведение он-лай-консультирования посредством разнообразных мессенджеров (мы используем Viber, WhatsApp, Telegram, Skype, которые в настоящее время есть практически у каждого родителя).

В чем практическая значимость данного вида работы с родителями?

Несмотря на большое количество информации, которую можно найти в интернете, родителям сложно ориентироваться в том, что соответствует возрастным возможностям детей. Да, современные малыши развиваются очень активно, и как губка поглощают все новое. Они зачастую быстрее, чем взрослые осваивают смартфоны и компьютеры, различные их функции. Играют, снимают фото и видео, делают селфи, пользуются интернетом. Но насколько полезна та информация, которую черпают из всемирной паутины дошкольники и их родители — большой вопрос.

Задача специалистов детского сада — помочь родителям сформировать у дошкольников те навыки и компетенции, которые будут им необходимы на пороге начальной школы.

Большое значение здесь приобретают видеоуроки. Это практический материал, направленный на освоение детьми программы дошкольного образования. Длительность видеоурока небольшая: от трех до пяти минут. За это время педагог должен дать четкую и ясную инструкцию, показать способ действия или технологию изготовления.

Видеоурок требует от педагога серьезной подготовки: необходимо четко поставить задачи, решаемые в ходе видеоурока, продумывать значение каждого сказанного слова, обеспечить достаточное количество и удобное расположение необходимого материала. Чем лучше педагог продумает каждую деталь, тем быстрее и проще пройдет запись, которую без монтажа можно размещать видео на сайте ДОУ, в группах детского сада социальных сетях, или отправить непосредственно родителям на электронную почту.

Проведение видеоуроков подразумевает обязательную обратную связь. Это может быть размещение видео и фото в комментариях к видеоуроку, общение родителей и педагога посредством мессенджеров (например, в чате группы). При выполнении заданий от ребенка требуется проявления самостоятельности. Ведь какой толк от изображения дерева, если его нарисовал родитель? Здесь главное не качество, а то, что ребенок освоил и закрепил на практике то или иное умение.

Разучили родители с ребенком какое-то танцевальное движение или физическое упражнение, пальчиковую гимнастику и логоритмическое упражнение, педагог должен обязательно дать положительную оценку, даже если что-то делается неправильно. Например: «Какой ты молодец! Очень стараешься! У тебя все хорошо получается! А если, выполняя упражнение, ты будешь следить, чтобы спина была ровной, то результат будет еще лучше».

В региональном проекте «Дети в приоритете» одним из направлений является «Доброжелательность содержания образования в детском саду», в рамках реализации которого необходимо внедрять дистанционные технологии поддержки родителей («телеобразование»), то есть ребенок, отсутствующий в ДОО, может выйти на связь по системе Skype и виртуально поприсутствовать вместе с родителем на каком-либо мероприятии.

Не во всех ДОУ есть возможность работать в этом направлении в полном объеме. И причин этому очень много: отсутствие необходимой компьютерной техники и интернета в группах детского сада, слабый уровень интернет-сигнала телефонного оператора и недостаточная функциональность телефона воспитателя. В таком случае поможет использование видеоуроков, чтобы ребенок был в курсе того, что нового узнали и освоили дети его группы.

Еще одна из новых форм работы с родителями — это использование QR-кода. Основное достоинство QR-кода — это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, его широко используют в торговле, производстве, логистике. Поднес телефон к QR-коду интересующего товара и можно узнать всю необходимую информацию: характеристики, габариты, и даже отзывы покупателей.

А в детском саду закодировать и поместить на информационном стенде можно ссылку на сайт детского сада и страницу в социальной сети, где размещена какая-либо интересная новость, информацию о предстоящем конкурсе или его результатах, задания для детей, артикуляционную или пальчиковую гимнастику, слова разучиваемой песни и многое другое.

В каждой группе мы на информационном стенде поместили страницу с QR-кодами, воспользовавшись которыми можно познакомиться со страницей группы на сайте ДОУ, реализуемой образовательной программой, перейти на страницы детского сада ВКонтакте, Одноклассниках и Инстаграм.

Эту технологию можно применять не только в работе с родителями, но и при организации образовательной деятельности с детьми. Ведь намного интереснее не просто получить задание от какого-то персонажа, а раскодировать его с помощью планшета или телефона.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) //Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. — Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 //ФГОС. — Режим доступа: https://fgos.ru/
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой — 6-е изд, доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — 368с.
  4. Ярмарка мастеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/86417-advent-kalendar-istoriya-sozdaniya
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, дошкольное образование, ребенок, образовательная деятельность, педагог, информационный стенд, пальчиковая гимнастика, проектная деятельность, РФ.


Похожие статьи

Формы работы педагогов в детском саду через родительские...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная...

Значение проектной деятельности при организации...

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще

Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в рамках проектной

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в...

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению...

Стенд для уголка родителей должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает

Обязательное соотношение текста и иллюстраций на стендах и информационных носителях

Педагог-психолог, медицинская сестра могут подготовить материалы для папок-передвижек...

Современные педагогические технологии в дошкольном...

Информационно-коммуникационные технологии. Личностно ориентированные технологии.

Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие

Проектная и исследовательская деятельность... – Портфолио, в котором собраны...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л. В. Свирская.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский...

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста...

− игры-эксперименты, проектная деятельность. Такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний и ведут

С младшего возраста мы начинаем включать в образовательную деятельность метод проектов, например, проект «Хочу все знать»...

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей...

Ребенок поступает в детский сад, родители передают его в руки педагогов детского учреждения. Условием эффективного воспитания является единство требований со стороны всех взрослых в семье и детском саду. Достичь высокого качества в развитии, полностью...

Интерактивный плакат как инструмент дистанционного...

Ключевые слова: интерактивный плакат, дистанционное взаимодействие, ребенок, дошкольное образование, семейное чтение, детский сад.

Многим педагогам пришлось срочно осваивать новые информационные технологии для того, чтобы перейти на дистанционное обучение...

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

Детский сад остается «закрытым» учреждением. Родители имеют смутное представление о ходе воспитательного и образовательного процессов. Считая, что детям уделяется мало внимания, некоторые мамы и папы занимают негативную позицию по отношению к педагогам.

Похожие статьи

Формы работы педагогов в детском саду через родительские...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная...

Значение проектной деятельности при организации...

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще

Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в рамках проектной

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в...

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению...

Стенд для уголка родителей должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает

Обязательное соотношение текста и иллюстраций на стендах и информационных носителях

Педагог-психолог, медицинская сестра могут подготовить материалы для папок-передвижек...

Современные педагогические технологии в дошкольном...

Информационно-коммуникационные технологии. Личностно ориентированные технологии.

Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие

Проектная и исследовательская деятельность... – Портфолио, в котором собраны...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л. В. Свирская.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский...

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста...

− игры-эксперименты, проектная деятельность. Такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний и ведут

С младшего возраста мы начинаем включать в образовательную деятельность метод проектов, например, проект «Хочу все знать»...

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей...

Ребенок поступает в детский сад, родители передают его в руки педагогов детского учреждения. Условием эффективного воспитания является единство требований со стороны всех взрослых в семье и детском саду. Достичь высокого качества в развитии, полностью...

Интерактивный плакат как инструмент дистанционного...

Ключевые слова: интерактивный плакат, дистанционное взаимодействие, ребенок, дошкольное образование, семейное чтение, детский сад.

Многим педагогам пришлось срочно осваивать новые информационные технологии для того, чтобы перейти на дистанционное обучение...

Сайт группы как эффективная и недавно появившаяся форма...

Детский сад остается «закрытым» учреждением. Родители имеют смутное представление о ходе воспитательного и образовательного процессов. Считая, что детям уделяется мало внимания, некоторые мамы и папы занимают негативную позицию по отношению к педагогам.

Задать вопрос