Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Г. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада / Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 483-485. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76494/ (дата обращения: 16.12.2024).



В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира.

В. А. Сухомлинский

Несомненно, искусство положительно воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.

Искусство — это одно из эффективных средств воспитания чувств, поэтому надо развивать у детей умение понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.

Известные педагоги Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Теплов считают, что детям дошкольного возраста вполне доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, если у детей не развита связная образная речь, тогда они будут испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств на тему произведения живописи. Эти качества и умения необходимо развивать у детей.

Как определено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, основными задачами образовательной области «Речевое развитие» является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [1].

В качестве интересного и эффективного способа развития умения детей видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события, мы используем технологию юного экскурсовода.

Данная технология предполагает целостное воздействие на личность ребенка через восприятие искусства и действительности и строится в четыре этапа:

  1. Основное внимание уделяется развитию у детей умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами: метафорами, сравнениями, эпитетами.

Происходит развитие умений детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров через разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение.

  1. Чтение и обсуждение литературных текстов, подобранных в соответствии с лексическими темами, то есть его содержание перекликается и с содержанием картин. Это позволяет сформировать у детей эмоциональное отношение к прочитанному и к произведению изобразительного искусства.
  2. Разучивание стихотворения, которое подбирается также в соответствии с содержанием картины и прочитанного текста. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
  3. Составление рассказа по картине заключительный этап.

А затем уже дети, выступают в роли экскурсоводов при проведении экскурсий в мини-галерею детского сада перед детьми, родителями, гостями (участниками МО на уровне ДОУ).

Вот некоторые примеры рассказов экскурсоводов.

Ребенок экскурсовод:

Уважаемые гости! Приглашаем Вас в «Малую Третьяковку» пообщаться с прекрасным.

Перед вами несколько пейзажей. Этот весенний пейзаж нарисовал художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Однажды он гулял на окраине русского села и увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Художник тоже радовался весне, прилету грачей. И он написал об этом картину, которую так и назвал «Грачи прилетели!»

Художник хотел, чтобы люди, которые будут рассматривать его картину, почувствовали радость прихода весны.

Весна, весна! И все ей радо

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Благодарю за внимание!

16042010678

Ребенок экскурсовод:

А теперь давайте побываем там, где писал свою картину «Лес» Исаак Ильич Левитан. Это какое-то царство деревьев, ярких цветов и трав.

Смотри, как роща зеленеет

Палящим солнцем облита

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Так и хочется ощутить чистый воздух этого царства. А эта тропинка так и манит нас туда.

Сколько солнечного света, сколько радости в этом летнем пейзаже! Вы согласны со мной?

16042010684

Ребенок экскурсовод:

Посмотрите на этот осенний пейзаж, который нарисовал художник Василий Дмитриевич Поленов. Здесь нарисовано то, что золотая осень пришла на бескрайние просторы нашей родины.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! Не правда ли?

16042010686

Ребенок экскурсовод:

Предлагаю посмотреть еще один пейзаж под названием «На севере диком», который нарисовал замечательный художник Иван Иванович Шишкин.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она…

Эта картина вызывает ощущение таинственности, задумчивой грусти, торжественной, какой-то звенящей тишины, безлюдья, умиротворенности природы. (поникший облик сосны навевает грусть, печаль, но и в то же время вызывает чувство гордости за сосну, за то, что она выстояла в этих суровых условиях).

Что за прелесть эти пейзажи! Вот как прекрасна природа нашей земли, нашей родины!

16042010689

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
  2. Встречи с художниками мира. — М.: Сфера, 2019.
  3. Паустовский К., Скребицкий Г. Рассказы о природе. — Тверь, 2007.
  4. Шорыгина Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи. М., 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, вид искусства, изобразительное искусство, картина, произведение живописи, содержание картины, художественный образ.


Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Педагогические условия формирования у старших дошкольников умения составлять описательные рассказы по предметам декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Педагогические условия формирования у старших дошкольников умения составлять описательные рассказы по предметам декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Задать вопрос