Роль экономического воспитания ребенка в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 1269 раз

Библиографическое описание:

Аксенова, С. А. Роль экономического воспитания ребенка в дошкольном возрасте / С. А. Аксенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76396/ (дата обращения: 06.10.2024).



Работая с детьми дошкольниками педагог становится наблюдателем маленькой жизни, которая кипит, проявляясь в игровой деятельности. С детьми данного возраста особенно интересно общаться и работать, так как они «настоящие», не прячут свои эмоции и настоящие мысли под маской, как зачастую делают это дети более старшего возраста, например, школьники и взрослые. В своей статье я хочу поговорить об воспитании детей, но не просто воспитании, а о воспитании экономическом, которого так не хватает.

Постоянно изменяющаяся окружающая среда воздействует на подрастающее поколение иначе, чем это было хотя бы 10 лет назад. Современным детям следует осваивать абсолютно новую, современную картину мира, которая складывается из экономической, а также социологических составляющих. Начальный опыт в повседневных экономических событиях, накапливается у детей в детсадовском возрасте.

Давайте вспомним, все мы в детстве играли в сюжетную игру «монополию» или, другими словами, «магазин»? Примерно тогда, когда ребенок начинает интересоваться такой простой игрой, он впервые касается таких сложных проблем, связанных с экономикой. На это данном этапе ребенка занимают самые простейшие экономические вопросы, такие как: «Какой товар будет продаваться?» Размышления об актуальности и спросе предметов, находящихся в группе; «какова цена товара?» Здесь уже математические размышления; «кого заинтересует этот товар?» Размышления интересах потребителя.

Рассуждения о купле-продаже ориентирует детей на математические размышления, а также экономические. Если опытный педагог вовремя включается в игру, направляет детей мыслить более глобально, игра обретет не только развлекательный смысл, а превратится в дидактическую игру.

Актуальность вопроса об экономическом воспитании растет в ногу со временем. Современные условия развития общества подводит к большей необходимости включать детей в процесс понимания экономической жизни. [1,19] Проблема включения экономического образования в систему современного общего образования учитывается как одно из основных базовых направлений воспитания и обучения детей в ДОУ. Экономическое образование детей дошкольного возраста —является частью общей системы воспитания, это организованный педагогический процесс, направленный на формирование уважения чужого труда, бережного отношения к окружающему миру ценностей и еще одна из граней воспитательного процесса. Цель воспитания детей с экономическим мышлением, в первую очередь, развивающая. Очень важно вызвать интерес у детей к экономике и математическому размышлению. Не менее важна нравственная цель воспитания, являющая собой необходимость осознания детьми, насколько огромен окружающий их предметный мир, состоящий из духовных и материальных ценностей, являющимися неотъемлемыми частями общечеловеческой культуры и в процессе познания сформировать соответствующее поведение (на доступном уровне осознать, что в каждую вещь, предмет вложен труд многих людей).

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится основой для последующей работы по их воспитанию [2,99].

Наша тема об экономическом образовании и воспитании детей дошкольного возраста была затронута достаточно давно, в работах, конечно же, Я. А. Коменского в «Материнской школе», в которой автор говорит о получении необходимых знаний детей в возрасте от рождения до шести лет. В его работе решаются такие проблемы, как понимание вещей, приучение детей к деятельной жизни и постоянным занятиям [3,104]. Макаренко А. С. «Семейное хозяйство», и «Педагогическая поэма», пишет в своей книге о воспитании «будущего гражданина хозяина», а так же о том, что в семье очень важно говорить с детьми о профессиях родителей и их значимости в обществе. В работах М. Монтессори, которая в первую очередь говорит о самостоятельности как об основной составляющей развития детей. На современном этапе развития проблема рассматривается в трудах Л. М. Клариной, которая предлагает развивать логическое мышление и познавательно- исследовательские умения, Е. А. Курак, А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцевой, которые разбирают роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью и экономическими отношениями.

Началу развития воспитания в дошкольном возрасте помогают обыденные жизненные ситуации, в которых ребята знакомятся с различными экономическими понятиями. Проблема практикования экономического воспитания и образования дошкольников весьма неоднозначна, и в связи с этим возникает противоречие, между необходимостью повышения уровня развития экономической образованности детей и недостаточно совершенной системы занятий для дошкольников по развитию основных экономических представлениях [4,38].

Старший дошкольный возраст является значимым периодом для развития памяти, внимания, речи, формирования творческих представлений, а также экономической социализации детей. Педагогический интерес к проблеме позволяет заострить внимание на играх и вопросах детей, связанных с проявление интереса к экономике. Основной причиной детского интереса к экономическим проблемам становится инфильтрация экономики в жизни семьи, где ребенок сталкивается с экономическими проблемами, которые чаще всего выставляются напоказ взрослыми, а иногда даже становятся главными проблемами в семье.

Более старшие дети активнее проявляют интерес к экономическим задачам: самостоятельный поход в магазин, понимание семейного бюджета, оборудовании квартиры, составлении меню и тому подобное. С ребенком, осознающим экономические понятия (такие как например, экономия, накопление средств, обмен) можно легко договориться о покупках или об отказе от необдуманных покупок. Как молодая мама, я вижу в экономическом воспитании огромный потенциальный заряд не только в отношениях ребенка с окружающим его миром, но и в развитии экономических способностей ребёнка. Специально продуманная система педагогической работы, ориентированная на формирование экономического сознания дошкольников, поможет детям вступить в современный мир без стрессовых ситуаций, научит стойко реагировать на возникающий проблемы и осознанно подходить к бытовым экономическим вопросам. Экономическое образование и воспитание способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям, и становлению начал ценностных ориентаций.

Элементарные знания по экономике ребенок получает на бытовом уровне — в общении со сверстниками обсуждая свои или чужие покупки, когда слышит разговор родителей о планировании бюджета, абсорбируя в себе информацию, поступающую из телевизора [5,8].

Экономическое воспитание детей необходимо развивать комплексно — педагоги и воспитатели в детском саду, а родители дома, но не стоит перегружать ребенка теорией, не связанной с реальной жизнью, которая приводит детей к непонимаю и потере интереса. Важно ощущать, что чувствует ребенок. Дошкольный возраст — это чувственный период, в котором ребенок познает все через эмоциональный фон. В своей статье хочу перечислить методы экономического воспитания детей в ДОУ, которые помогут воспитателям и педагогам заинтересовать детей и приобщить экономическому началу:

  1. Разбор и решение проблемной ситуации. Благодаря решению проблемных ситуаций ребёнок учится мыслить математически, последовательно делать выводы, а также проявлять инициативу, высказывать свою точку зрения и принимать чужую позицию, данный метод помогает раскрыть и реализовать творческий потенциал ребенка.
  2. Прививание интереса к чтению художественной литературы. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как-бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.
  3. Важными составляющими экономического воспитания являются ручная работа т. к. производительные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.
  4. Формированию творческих способностей способствует математическое развитие детей, которое направленно на освоение предметно специфического (математического содержания.).
  5. Сюжетно-ролевые игры «Кем я стану?», «Семейный расчет», «Маленькие и большие покупки» «Обмен». Такие игры носят дидактических характер. В этих играх конкретизируются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые умения и навыки, экономические знания. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Родителям важно, как можно чаще давать ребенку делать самостоятельные покупки, так приобретается жизненный экономический опыт.

Применяя эти методы и способы в познавательной и практической деятельности, педагог стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству.

Таким образом, экономика учит детей мыслить, производить расчеты (на уровне игры), планировать свои действия, ставить цели. Экономическое воспитание поможет родителям договариваться с детьми и распределять семейный бюджет вместе с детьми, что поможет взрослеющему ребенку лучше ориентироваться в будущем, во взрослой жизни.

Литература:

  1. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. — М., 2018
  2. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1993.
  3. Коменский Я. О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012.
  4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. — М., 1993
  5. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov_02.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экономическое воспитание, дошкольный возраст, воспитание детей, игра, проблема, экономическое образование, детский сад, семейный бюджет, экономическое мышление.


Задать вопрос