Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Манькова, О. Ю. Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр / О. Ю. Манькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5324/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды детской игровой деятельности.

Ключевые слова: дошкольники; экономика; воспитание; образовательные события; дидактические игры.

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью экономического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Проблема обусловлена современными экономическими условиями жизни общества, так как в мире постоянно происходят экономические процессы.

Новейшие механизмы хозяйствования требуют от людей определенного уровня экономической культуры, а незнание основ экономики может создавать ряд общественных и хозяйственных проблем.

Экономическое образование и воспитание детей дошкольного возраста как актуальная проблема настоящего времени включает в себя комплекс психологических, педагогических, социальных аспектов, которые являются объектом внимания ученых разных областей (П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, Т. В. Дробышева, А. А. Королев, В. Д. Попов, И. А. Сасова, В. П. Фофанов, Б. П. Шемякин и др.).

Многими учеными педагогами (О. В. Дыбина, Н. Г. Кузнецова, О. Е. Люнгрин, Т,В. Мезенцева, Н. П. Паленова, Е. А. Сидякина, Д. Г. Умнова и др.) доказано, что в процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у дошкольников вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного обслуживающего труда, складываются первичные представления о труде взрослых, осуществляется первичная профессиональная ориентация [2], [3], [4], [5].

О сущности профессиональной ориентации на разных этапах развития личности ребенка отражено в исследовании Е. М. Беспаленко [1].

В ходе образовательных событий у дошкольников воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, к творчеству, развивается экономическое мышление, конвергентное мышление, а в процессе дидактических игр приобретаются навыки владения экономическими терминами, основами ведения домашнего хозяйства на примере сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игры, сюжетно-ролевые и математические игры знакомят дошкольников со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена, качество товара, качество услуг — и этическими: честность, благотворительность, практичность, экономность.

Изучение научной литературы по проблеме исследования позволило сформулировать цель исследования — теоретически обосновать и создать оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — экономическое воспитания детей в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования — педагогические условия экономического воспитания детей в ДОО.

Гипотеза исследования — экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если в воспитательно-образовательном процессе будет реализована программа экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, образовательная деятельность и прогнозируемый результат.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие старшие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 121» г. Воронежа. Всего участвовало 36 человек (17 мальчиков, 19девочек). Возраст детей 5–6 лет.

Методы исследования: дидактические задачи экономического содержания; сюжетно-ролевые игры «Ферма», «Магазин», «Банк», «Блогер», «Театр» и др.; математические задачи, сканворды и кроссворды.

Условия проведения исследования: создание воспитывающей среды, направленной на формирование экономических знаний; использование зоны экономического воспитания в предметно-пространственной развивающей среде.

Результаты исследования и их обсуждение

Программа экономического воспитания старших дошкольников состоит из пяти разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд. Профессии» «Деньги и цена», «Домашняя экономика. Бюджет семьи», «Реклама и торговля», «Потребности и возможности». К каждому разделу подбираются образовательные задачи. Весь познавательный материал систематизирован в соответствии с основными принципами обучения детей дошкольного возраста. Приобретенные знания оценивались количеством собранных карточек во время игры или решения задания. Каждая карточка соответствовала баллам. Если задание выполнено без ошибок — 3 балла, с одной ошибкой — 2 балла, с двумя ошибками — 1 балл, задание не выполнено — 0 баллов. Подсчет баллов для выявления уровня сформированности экономических компетенций у дошкольников по каждому разделу находилось среднее арифметическое значение — распространённая мера, представляющая собой сумму всех зафиксированных значений, делённую на их количество. Сравнивались показатели февраля 2019 и декабря 2019 года.

Таблица 1

Сравнительный анализ сформированности экономических компетенций устарших дошкольников

Содержание программы

Февраль 2019

Декабрь 2019

1

«Труд. Профессии»

3,91

4,23

2

«Деньги и цена»

4,12

4,47

3

«Домашняя экономика. Бюджет семьи»

3,61

4,03

4

«Реклама и торговля»

4,25

4,56

5

«Потребности и возможности»

3,32

3,67

Сравнивая результаты, однозначно знания и умения в области экономических знаний стали лучше. Однако, на практике, во время проведения очередных занятий по экономическому воспитанию, могло оказаться так, что дети, прежде хорошо решающие проблемные экономические задачи, вдруг не могли применить знания в игре. Поэтому, погрешности в данных могут быть более широкого значения. Итак, наименьший результат по пункту 5 «Потребности и возможности». Дети воспитаны больше как потребители, не всегда учитывают возможности. Улучшить результат удалось, но не всегда это удается в реальной жизни.

Наилучший результат по пункту 4 «Реклама и торговля». Дети прекрасно владеют формами создания рекламы, хотя иногда, во время сюжетно-ролевых игр, это выглядит как хвастовство. Непосредственность и бесхитростность часто в игровой рекламе делают воображаемый продукт привлекательным.

Пункт 3 «Домашняя экономика. Бюджет семьи» также имеет невысокий результат сформированности экономических компетенций. Методом наблюдения выявлено, что мальчики более «расточительны», а девочки «откладывают деньги» на покупку автомобиля или на «отдых у моря» в красивой шляпке.

Для наглядности сведем показатели в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительный анализ сформированности экономических компетенций у старших дошкольников

Таким образом, в экономического воспитания дошкольники начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие, что подтверждает проведенное исследование.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
  2. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Паленова Н. П., Кузнецова Н. Г., Интеллектуальные бизнес — игры // Обруч. — 2005. — № 4. — С.47
  3. Люнгрин, О. Е. Экономическое воспитание дошкольников / О. Е. Люнгрин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 349–351. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39933/ (дата обращения: 27.05.2020).
  4. Мезенцева, Т. В. Экономика для детей. Инфа — М, 2000, — 112 с.
  5. Умнов, Д. Г. Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста / Д. Г. Умнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 70–71. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62103/ (дата обращения: 27.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): экономическое воспитание детей, экономическое воспитание, Домашняя экономика, дошкольник, дошкольный возраст, игра, балл, сравнительный анализ, старший дошкольный возраст, экономическое содержание.

Похожие статьи

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного...

В статье дается обоснование одному из способов экономического воспитанияигре, и состояние данного способа в современное время. Ключевые слова: экономика, культура, игра. Keywords:economy,culture, game.

Игра как средство экономического воспитания детей старшего...

Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками

Для использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Формирование основ экономического воспитания...

экономическое воспитание, ребенок, старший дошкольный возраст, экономическое содержание, игра, экономическое воспитание дошкольников, семейная экономика, различный вид детской деятельности...

Формирование экономических представлений у детей старшего...

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность

Игра как средство экономического воспитания детей старшего...

В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание дошкольников справедливо считать существенной составляющей целостного развития личности в современном обществе.

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок...

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития памяти, внимания

Анализ детских игр, вопросов свидетельствуют об интересе детей к проблемам, связанным с

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность...

Система работы по формированию экономических знаний...

В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экономических

Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение...

Формирование экономических представлений у детей...

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

экономическое воспитание, ребенок, старший дошкольный возраст, экономическое содержание, игра, экономическое воспитание дошкольников, семейная...

Похожие статьи

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного...

В статье дается обоснование одному из способов экономического воспитанияигре, и состояние данного способа в современное время. Ключевые слова: экономика, культура, игра. Keywords:economy,culture, game.

Игра как средство экономического воспитания детей старшего...

Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками

Для использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Формирование основ экономического воспитания...

экономическое воспитание, ребенок, старший дошкольный возраст, экономическое содержание, игра, экономическое воспитание дошкольников, семейная экономика, различный вид детской деятельности...

Формирование экономических представлений у детей старшего...

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность

Игра как средство экономического воспитания детей старшего...

В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание дошкольников справедливо считать существенной составляющей целостного развития личности в современном обществе.

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок...

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития памяти, внимания

Анализ детских игр, вопросов свидетельствуют об интересе детей к проблемам, связанным с

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность...

Система работы по формированию экономических знаний...

В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экономических

Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение...

Формирование экономических представлений у детей...

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

экономическое воспитание, ребенок, старший дошкольный возраст, экономическое содержание, игра, экономическое воспитание дошкольников, семейная...

Задать вопрос