В настоящие время в судебной практике возникает большое количество споров относительно охраны частей произведений, как охраноспособных элементов произведения. Законодательное регулирование данных правоотношений закреплено в четвертой части Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ (далее — ГК РФ) и Постановлении Пленума Верховного суда № 10 от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 10). Настоящее Постановление заменило собой ранее действующее Постановление Пленума Верховного суда и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 5/29), некоторые из положений последнего стали переходными и нашли своё место в Постановлении № 10.
Реформирование гражданского законодательства свидетельствует о необходимости внесения изменений в механизмы регулирования общественных отношений по охране частей произведений. Постановление № 10 позволит наглядно продемонстрировать не только существенные улучшения, произошедшие в правоприменительной практике, но и осветить вопросы, которые остались не рассмотренными.
Для начала рассмотрим перечень элементов произведения, предусмотренные в старой и в новой редакциях постановлений. В п. 29 Постановление № 5/29 авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения. В Постановлении № 10 в п. 81 к частям произведения могут быть отнесены: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т. п.).
Таким образом, перечень частей произведения, установленный в новом Постановлении № 10, содержит те же элементы, что и ранее действующее Постановление, к которым, в частности относятся отрывки произведения. Под последними в свою очередь, понимаются абзацы, главы и другие элементы. Этим Постановление № 10 конкретизирует понятие «части произведения», так как в Постановление № 5/29 г. это подразумевалось, но не уточнялось, тем самым, вводило в заблуждение что относится к части произведения. Однако, в новом Постановлении делается акцент на всех основных охраноспособных элементах произведения, что способствует, на наш взгляд, более эффективной защите прав авторов (иных правообладателей), в связи с чем исключается проблема, относительно охраноспособности конкретных частей произведения.
Ранее в п. 29 Постановления № 5/29 указывалось, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ. Указанная норма дублируется в п. 81 Постановления № 10, но при этом в указанное положение вносятся определенные уточнения, а именно условия, при соблюдении которых часть произведения будет охраноспособной. Важным критерием является, что при отделении произведения и самого охраноспособного элемента, он должен сохранять свою узнаваемость, чтобы выражалось другое важное условие — это самостоятельность действий автора по его созданию. Этот критерий становится доказательством того, что персонаж, название или другие части произведения созданы творческим трудом самого автора и обладают охраноспособностью.
А. В. Рахмилович отмечает, что «условием возникновения авторского права на название произведения является не просто обнародование произведения, но значительно большее — приобретение этим произведением широкой известности под своим названием» [1].
Помимо этого, в указанных Постановлениях содержатся положение о таком элементе произведения, как персонаж. Анализ судебной практики по спорам в сфере авторского права показал, что из всех охраноспособных элементов произведения, чаще всего нарушаются права на персонажи. Поскольку в предыдущем Постановлении Пленума № 5/29 признаки персонажа не были указаны, соответственно, правообладатель имел возожность требовать компенсацию за всех, в т. ч. второстепенных персонажей. Данная ошибка была учтена, и в Постановлении № 10 в п. 82, даются более точные ориентиры, что следует понимать под персонажем. Кроме того, п. 82 конкретизирует и указывает на то, что персонаж является самостоятельным объектом, если создан творческой деятельностью самого автора. Но не все персонажи могут быть самостоятельными охраноспособными элементами конкретного произведения. Например, не нужно забывать, что произведение народного творчества (фольклор) не имеющие конкретного автора, не является объектом авторского права, поэтому и его персонажи, не охраняются гражданским законодательством.
Важно, что в Постановлении № 10 имеется уточнение, кому принадлежит исключительное право на персонаж и какими способами он может его использовать, что понимается под воспроизведением персонажа, как можно защитить авторское право на этот персонаж.
Исходя из сравнительного анализа данных Постановлений очевидным становится вывод о том, что десятилетний период действия Постановления № 5/29 показал какие проблемные вопросы остались в нем не разрешенными, но ставшие актуальными, в связи с увеличенным числом споров по поводу незаконного использования персонажей произведений.
Положения об охране авторским правом элементов произведения стали в Постановлении № 10 более содержательными и уточнёнными. Новый документ содержит указания для истцов по поводу защиты авторского права на персонаж, указывается обстоятельства на которые он должен ссылаться при доказывании нарушения своего исключительного права.
Таким образом, введение нового Постановления определяет условия охраны востребованных элементов произведения, таких как персонаж и название.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (в ред. 31.07.2020) // // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Пленума Верховного суда и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (документ утратил силу).
- Рахмилович А. В. Название произведения как объект авторского права // Журнал российского права. 2002. № 11.