Библиографическое описание:

Канаева Н. А. К проблеме формирования профессионального самосознания личности // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 77-80.

Формирование профессионального самосознания личности будущих специалистов в процессе их учебно-профессиональной деятель­ности является одной из актуальных проблем психологии. В нашей стране проблема профессионального самосознания, психолого-педагогических условий его формирования наиболее остро встала именно сегодня в связи с изменившимися социальными и экономическими условиями, новациями в области образования, и особенно профессионального, а также с потреб­ностью изменения отношений субъекта труда к своей профессиональной деятельности[5]. 

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. В профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Профессиональный путь у каждого человека свой, и он может отличаться от пути других людей[3,с.115].

При рассмотрении проблемы развития профессионального самосознания можно опираться на достаточно богатый материал по становлению самосознания личности вообще. Термин «самосознание» во многом близок к таким терминам, как «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также «самоотношение», «идентичность».

Остановимся подробно на использовании понятий «Я-концепция», «самосознание», «Я-образ» в зарубежной и отечественной психологии.

Например, Р.Бернс, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой». При этом описательная составляющая «Я-концепции» часто называется «образом Я», а составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - «самооценкой» или «принятием себя». В целом Р.Бернс выделяет:

  1. когнитивную составляющую «Я-концепции»;

  2. оценочную составляющую;

  3. поведенческую составляющую[4,с.133].

Представитель гуманистической психологии К.Роджерс считает, что Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я в прошлом, настоящем и будущем[7, с.29].

Итак, Самость, или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый[6, с.540].

Х.Ремшмидт при рассмотрении соотношения Я-концепции и идентичности различает Я и самость. Под Я он подразумевает «организованную систему взглядов, установок личности и обуславливающих её неповторимость, тождественность самой себе и неизменность». Под самостью понимает «совокупность индивидуальных восприятий и воспоминаний». Идентичность здесь определяется как осознание личностью тождественности самой себе, а также осознание «непрерывности» во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что и другие признают это. Таким образом, Х.Ремшмидт подчёркивает различие между идентичностью и Я-концепцией. Я-концепция с его точки зрения является теорией самого себя, она зависит от изменений социального окружения и общественных отношений, это личностное образование более изменчиво, чем идентичность[7, с.29].

В.В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности».

В.В. Столин определяет идентичность как самосознание личности, которое имеет многогранную структуру.

Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В.В. Столин пишет о том, что «самосознание трёхголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого».

Рассматривая понятие «самоотношение», С.Р.Пантелеев во многом опирается на представление о самосознании В.В. Столина о «конфликтном личностном смысле»[4, с.134].

Интересны рассуждения Э.Эриксона, который рассматривает «Я-концепцию» через призму эго-идентичности и определяет её не просто как сумму принятых ролей, но и как определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также как знание о том, как реагируют на него окружающие[7, с.29].

И.С.Кон рассматривает идентичность (самость) как один из аспектов проблемы Я, который находится во взаимосвязи с двумя другими аспектами Я – эго (субъективность) и образ Я. Эго как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе.

Проблема самосознания впервые была поставлена Л.С. Выготским, который рассматривал самосознание, как генетически более высокую форму сознания, как этап развития сознания, подготовленный развитием речи, произвольных движений и ростом самостоятельности. А.Н.Леонтьев, затрагивая рассматриваемую проблему, пишет о том, что в осознании себя как личности надо различать знание о себе и осознание себя. А.Г.Спиркин понимает самосознание как осознание и оценку человеком своих действий, их результатов, мыслей, чувств, интересов, целостную оценку самого себя и своего места в жизни[7, с.31].

Перейдём к проблеме собственно профессионального самосознания. Отметим, что профессиональное самосознание имеет одну очень важную характеристику – это самосознание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающего себя в качестве полноценного члена данного общества.

Иными словами, профессиональной самосознание – это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность – главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности[4, с.136].

Представленные подходы понимания феномена профессионального самосознания акцентируют внимание на осознании личностью собственно­го внутреннего потенциала и возможности его развития. В то же время не­достаточно познанными остаются временная динамика личностного разви­тия, проблемы активизации будущего субъекта в профессиональной дея­тельности, возможностей его профессионального самосовершенствования и профессионального роста. 

Многообразие точек зрения относительно сущности самого феномена профессионального самосознания повлекло за собой разноплановость пред­ставлений о его структурных компонентах. Одно из первых исследований структуры профессионального самосознания принадлежит Е.А. Климову. По его мнению, профессиональное самосознание включает: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности, знания, мнения о степени своего соответствия профессиональному эталону, о сво­ем месте в системе профессиональных «ролей», общественных положений; знания человека о степени его признания в профессиональной группе; зна­ния о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представления о себе и своей работе в будущем (Е.А.Климов, 1970)[5].

Ключевым моментом в изучении генезиса самосознания является вопрос о факторах, влияющих на развитие самосознания человека. В.С.Мухина выделяет несколько таких факторов. Во-первых, это отношения, складывающиеся между родителями и ребёнком с первых дней его жизни. Еще очень важным фактором, оказывающим влияние на развитие самосознания, В.С.Мухина считает место, где протекает жизнь человека. Непосредственно связан с этим фактором и следующий – стиль и содержание культуры, к которой принадлежит человек[7, с.36].

Следует отметить, что процесс формирования личности включает в себя развитие представлений о собственном Я как об особой, разнящейся с другими индивидуальности. В свою очередь чувство собственного Я во многом зависит не только от самовосприятия личности, но и восприятий окружающих её людей, а также от степени совпадения самооценки и внешних оценок индивида.

Поиски собственного Я делаются особенно напряжёнными в период юности. Именно тогда происходят бурные процессы изменения психологии, физиологии, полового созревания, меняется процесс познания, возникают новые потребности интеллектуального и общественного характера, когда человек ищет своё призвание[2, с.409].

В основе профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Профессиональное развитие человека в трудовом процессе возможно лишь в том случае, если меняется самовосприятие и осознание им самого себя, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности[1, с.4].

Развитое самосознание – одно из условий формирования индивидуального стиля, одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в частности, в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии, это также важный критерий подготовленности специалиста.

Специально обращаясь к проблеме профессионального самосознания, Е.А.Климов выделил следующие основные технические регуляторы труда:

1. образ объекта труда – чувственный образ; репрезентативный конкретный образ; репрезентативный отвлечённый образ;

2. образ субъекта труда – актуальный «Я-образ»; обобщённый «Я-образ»;

3. образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений – осознание своих потребностей; осознание своих эмоций и эмоциональных отношений; осознание своего характера; осознание своей личностной направленности и мировоззрения в ходе взаимодействия с другими людьми в трудовом процессе.

Как отмечает Е.А.Климов, все названные выше регуляторы подводятся под категорию «субъектный образ».

Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) – необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает своё место среди людей, «за кого себя принимает», что думает о том, как он выглядит «в глазах» окружающих.

Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире[4, с.138].

Подводя итог всему вышесказанному, заключаем, что в современной психологии под самосознанием понимают совокупность психических процессов и их интеграцию, посредством которых человек осознаёт себя.


Литература:

  1. Голерова О. На кризисном перекрёстке// Школьный психолог, 2007. - №2. – С. 4-8.

  2. Канаева Н.А. Профессионально-личностное становление студента техникума// Вузовская наука – региону: Материалы восьмой всероссийской научно-технической конференции. Вологда: ВоГТУ, 2010. – Т.2. – 491с.

  3. Психология. – Выпуск 2 «Психология развития профессионала». – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. – 160с.

  4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.

  5. Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интрнет-конференция, 2011.

  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. – 607с.

  7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионального самосознания, формирования профессионального самосознания, самосознания личности, профессионального самосознания личности, Формирование профессионального самосознания, феномена профессионального самосознания, самосознания человека, проблема профессионального самосознания, развитие самосознания, развития профессионального самосознания, самосознания личности будущих, самосознание личности, профессионального самосознания студентов, самосознание человека, становлению самосознания личности, структуры профессионального самосознания, профессионального самосознания учащихся, проблеме профессионального самосознания, профессиональное самосознание, развитие самосознания человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle