Перспективы развития законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Бочарова, И. В. Перспективы развития законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств / И. В. Бочарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76080/ (дата обращения: 01.03.2021).



Одной из основных международных проблем XXI века является незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (НОН) и связанное с этим незаконное потребление этих наркотиков и веществ. Сложившиеся ситуация заставляет искать и применять адекватные и эффективные меры по борьбе с незаконным оборотом НОН.

Ключевые слова: наркотические средства, наркопреступность, незаконный оборот наркотиков (НОН), антинаркотическая политика, российское законодательство о наркотиках.

One of the main international problems of the twenty-first century is the illicit traffic in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors and the associated illicit consumption of these drugs and substances. In the last decade, the situation with illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors in Russia has worsened. This makes it necessary to seek and apply adequate and effective measures to combat their illicit trafficking.

Keywords: narcotic drugs, drug crime, drug trafficking, anti-drug policy, Russian drug legislation.

Проблема незаконного оборота, распространения и употребления наркотических веществ существует давно в Российской Федерации. Несмотря на нарастающую борьбу с этим явлением, ситуация остается нерешенной, поскольку по-прежнему появляются новые наркотические средства и способы их распространения. Вопрос о степени опасности распространения, хранения, транспортировки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов поднимается очень давно.

Исследователи антинаркотической политики выделяют три этапа в эволюции российского законодательства о наркотиках [3]:

  1. Этап контроля (1915–1990). Этот этап начинается с указа Николая II о борьбе с опиокурением, принятого в 1915 году. Дальнейшие законодательные акты были приняты советскими властями. Первый из них — Указы 1918 и 1924 годов — содержал положения о национализации аптек, торгующих наркотическими средствами, и об ответственности за распространение наркотических средств. В период с 1952 по 1962 год статьи об ответственности за употребление и распространение наркотиков были внесены в уголовные кодексы союзных республик.

Фактической основой советской наркополитики стал Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией», вступивший в силу в 1974 году. Документ имел силу закона для регионов, был обязательным.

Таким образом, к началу девяностых годов в России сформировалась комплексная система наркоконтроля, в которой, помимо уголовной ответственности, добровольных и принудительных мер медицинского характера, предусматривалась еще и административная ответственность.

  1. Этап либерализма и попыток декриминализации законодательства о наркотиках (1990–1998). Начало либерального поворота в наркополитике ознаменовалось Заключением № 8 (2–10) Комитета конституционного надзора СССР «О законодательстве о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией», согласно которому «употребление наркотиков само по себе не должно рассматриваться как административное правонарушение или преступление». В декабре была отменена административная ответственность, санкция которой предусматривала штраф или административный арест на срок до 15 суток за употребление наркотиков без назначения врача. Одновременно была отменена уголовная ответственность за повторное потребление наркотиков в течение года после административного наказания.

В 1993 году медицинские и трудовые диспансеры были упразднены, и альтернативы им не было создано.

  1. Этап начала возвращения к контролю над незаконным употреблением наркотиков (1998 г. — настоящее время). Начало этого этапа ознаменовалось принятием Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», который вновь вернул запрет на употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. Как справедливо отметили Н. А. Фролова и Г. А. Зазулин, «после этого изменения в законодательстве общество постепенно начало возвращаться к утраченному пониманию необходимости практического контроля над самым незначительным, с точки зрения борьбы с незаконным оборотом наркотиков, и самый главный, с точки зрения эффективной профилактики наркомании, этап незаконного оборота наркотиков — их употребление без назначения врача» [3].

Принятый Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [2] официально признал на государственном уровне, что наркомания и связанные с ней преступления стали угрожающими для общества и граждан.

Анализ законодательства, принятого в этот период, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, российский законодатель стал больше ориентироваться на международные договоры Российской Федерации. Это проявляется в широкомасштабной имплементации международного права: заимствования терминологии; прямое отражение в национальном законодательстве адаптированной версии международных норм; разработка иных юридических («охранных») материалов на основе рекомендаций международного сообщества и т. д.

Во-вторых, законодатель уделил пристальное внимание национальным особенностям незаконного оборота наркотиков, что позволило более четко выразить взгляды на средства уголовно-правового воздействия, которые включают как репрессивные, так и позитивные.

Это касалось, в частности: предмета преступления; количества наркотических средств или психотропных веществ; места и способа продажи наркотических средств или психотропных веществ; специализации на контрабанде наркотиков, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.

Современная уголовная политика в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков ориентирована на создание конкретного прикладного, а значит, эффективного механизма сдерживания дальнейшего роста незаконного оборота наркотиков и связанной с ним преступности.

На сегодняшний день незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (НОН) представляет угрозу для фундаментального устоя общества и государства, наносит вред здоровью и жизни граждан, ухудшает криминогенную ситуацию, что обуславливает необходимость активной борьбы с ним.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
  2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/
  3. Фролова Н. А., Зазулин Г. В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт/ Н. А. Фролова, Г. В. Зазулин. — М.: Орбита, 2003. — 271с.
Основные термины (генерируются автоматически): незаконный оборот наркотиков, вещество, средство, незаконный оборот, административная ответственность, антинаркотическая политика, назначение врача, Российская Федерация, российское законодательство, уголовная ответственность.


Ключевые слова

наркопреступность, наркотические средства, антинаркотическая политика, незаконный оборот наркотиков (НОН), российское законодательство о наркотиках
Задать вопрос