Актуальные проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков и пути их решения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 07.02.2022

Статья просмотрена: 1571 раз

Библиографическое описание:

Тучков, Я. В. Актуальные проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков и пути их решения / Я. В. Тучков. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 21-27. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/424/16965/ (дата обращения: 26.04.2024).



Все наркотики — это пустая трата времени. Они разрушают вашу память, самоуважение, все, что связано с самолюбием

Курт Кобейн

В рамках различных конференций, встреч, совещаний, темой которых заявляется незаконный оборот наркотиков, их участники, как правил, делятся на два противоборствующих лагеря. Одни уверены, что проблема заключается в недостаточно активной работе правоохранительных органов, другие считают антинаркотическое законодательство слабо эффективным. И в том, и в другом случае есть своя доля правды.

Если углубиться к корням этого вопроса, то в истории правовой антинаркотической политики можно заметить несколько основных моделей социального контроля за наркоситуацией: репрессивная, либеральная и рестриктивная.

Целью репрессивной стратегии антинаркотической политики является формирование активной гражданской позиции неприятия наркотиков и наркобизнеса для максимально полного искоренения этого негативного социального явления, успешно бороться с наркотизмом и наркопреступностью может только сильное государство с помощью исключительно карательных мер и совершенствования их правового оформления [1. c. 154].

В соответствии с либеральной стратегией контроля, наркопроцессы могут быть уменьшены при реализации политики, направленной на элиминацию социальных причин, лежащих в основе этих явлений. Неравенство доходов и власти, дискриминация, отсутствие возможностей у некоторых социальных групп обеспечить свое благосостояние увеличивают вероятность вовлечения в преступное поведение. Либерально ориентированные ученые выступают за общественные реформы, за гуманизацию системы правосудия, за соблюдение прав человека, за совершенствование социальной профилактики (занятость, образование, переобучение и другие меры). Система уголовного наказания, должна выполнять функцию реабилитации осуждённых. Таким образом, основной императив либерального подхода состоит в развитии превентивного социального контроля [1. c. 154]. Запретительно-ограничительная система контроля за оборотом наркотиков, предусматривает принудительное или альтернативное лечение больных наркоманией, строгие меры административного и уголовного преследования в отношении наркоправонарушителей. Суть концепта «ограничение» состоит в том, что открытый, но конечный набор разнонаправленных социальных ограничений определяет: характер функционального и дисфункционального состояния институтов социализации, их социальную эффективность; специфику социальных связей и вовлеченность индивида в группы негативных девиантов или конформистов, направленность социализации и формирования индивидуальной Я — концепции. Варьируя конечным числом ограничений различной направленности на выделенных уровнях контроля, можно усиливать или ослаблять эффект социального сдерживания (противодействия) негативной подростково-молодежной девиации, создавать социальные условия и предпосылки для перевода активности молодежи из деструктивного в конструктивное русло. Такой опыт в той или иной мере накоплен и реализован в антинаркотической политике Японии, где при абсолютном «нет наркотикам» применяются «мягкие» административные меры и ограничения в отношении молодых наркопотребителей. В Японии десятилетиями фиксируются самые низкие показатели по злоупотреблению наркотиками [1. c. 154]. После изучения данных моделей я провел небольшую конференцию со своими друзьями, родственниками и знакомыми (опрос 20 человек). В ходе которой я попытался понять какую из этих 3 стратегий люди считают более подходящую для нашей страны с учетом наших традиций, обычаев, образа жизни. В результате чего 15 человек (75 %) проголосовало за репрессивную модель поведения, в это число вошли люди старше 20 лет. 4 человека (20 %) проголосовали за запретительно-ограничительная, мотивируя это тем, что раз в Японии получилось сократить число наркозависимых, то почему у нас не получится, и всего лишь один человек(5 %) посчитал либеральную концепцию самой оптимальной и подходящей для нашей страны. После проведения опроса и изучения наркотической ситуации в стране и мире, я бы хотел выделить проблемы, требующие первостепенного решения, по противодействию незаконного оборота наркотиков.

Наркотизация в образовательных организациях. Актуальность исследования связана с необходимостью разработки методики организации проведения в образовательной среде эффективных (в том числе новых) профилактических мероприятий антинаркотической направленности для обучающихся в образовательных организациях с целью снижения спроса на наркотические средства и психотропные вещества, а также повышением уровня правовой грамотности в части юридической ответственности, наступающей за участие в незаконном потреблении и обороте наркотиков. Если говорить о решении данной проблемы на практике, то следует обратить внимание на Волгоградскую академию МВД России, в которое ежегодно проводятся спортивно — массовые мероприятия, правовые информирования, кинолектории, всероссийские уроки безопасности, разрабатываются и распространяются листовки, памятки, брошюры по противодействию незаконного оборота наркотиков.

Также одной из актуальных проблем на сегодняшний день является отсутствие методики подготовки материалов по нежелательному пребыванию (проживанию) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создающего реальную угрозу безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения в связи с участием в незаконном обороте наркотиков. Практическая значимость заключается в совершенствовании механизмов подготовки материалов для принятия решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создающего реальную угрозу безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения в связи с участием в незаконном обороте наркотиков.

Еще одной проблемой является отсутствие актуальной методики количественного определения синтетических опиоидов фентанилованного ряда, в частности, карфентанила, в составе изымаемых наркотических смесей. Так, в 2017 году погиб парень в свой день рождения, принявший данное вещество толщиной в мизинец [2. c. 1]. Актуальность исследования обусловлена повышенной медико-социальной опасностью синтетических опиоидов фентанилового ряда, в частности карфентанила, потребление даже крайне незначительного количества которых вызывает отравления и передозировки с летальным исходом. Внедрение методики представляет значительный интерес для анализа и практического использования в оперативной и следственной деятельности. Результаты исследований будут способствовать установлению каналов контрабандного поступления синтетических опиоидов фентанилового ряда на территорию РФ, выявлению и изобличению лиц, причастных к их поставкам и распространению, послужат совершенствованию документированию деятельности участников организованных групп, в том числе сформированных по этническому принципу, окажут положительное влияние на раскрываемость соответствующих наркопреступлений.

Помимо этого, отсутствует актуальная методика количественного определения в составе изымаемых наркотических смесей, содержащих метадон, всех компонентов, входящих в их состав (другие наркотики и вещества, в том числе ядовитые, нейтральные наполнители (сахар, мука, крахмал, пр.). В течение последних нескольких лет на территории России зафиксировано увеличение количества смертельных отравлений, вызванных немедицинским потреблением метадона, так в 2020 году на территории Тюмени погибли 6 человек, а отравилось больше 20 человек [3. c. 1]. Результаты работы по противодействию незаконному обороту метадона свидетельствует о кустарном способе его производства в условиях подпольных лабораторий. При этом для изготовления наркотика используются ядовитые вещества, что также может быть причиной смертельных отравлений. Внедрение методики представляет значительный интерес для анализов и практического использования в оперативной и следственной деятельности. Результаты будут способствовать установлению мест незаконного производства метадона, выявлению и изобличению лиц, занимающихся его кустарным изготовлением и распространением, послужат совершенствованию документированию деятельности участников организованных групп, в том числе сформированных по этническому принципу, окажут положительное влияние на раскрываемость соответствующих наркопреступлений.

Ко всему этому сейчас очень актуальная и серьезная проблема заключается в использовании лицами, которые сбывают наркотики, детей, не достигших возраста уголовной ответственности. Так в марте 2021 года, трое 14-летних школьников в Омске отравились психоактивными веществами. Дети делились ими с другими ребятами и употребляли их прямо на уроках. Все закончилось отравлением подростков. Как показывает статистика, в России каждый день судят шестерых подростков, что говорит о том, что дети стали активными участниками накробизнеса. Очень часто в наши дни школьники идут в распространители или наркокурьеры за легкими деньгами [4. c. 1]. В связи с этим было бы целесообразно дополнить ч. 3 ст. 228.1 УК РФ пунктом «в» путем использования лица, заведомо не достигшего возраста уголовной ответственности» [5. c. 3].

Еще одна проблема, которую мы не можем не затронуть, — это использование лекарственных препаратов, свободно продающихся в аптеках, в качестве наркотических средств. За последние 5 лет в России возросло число наркоманов, подсевших на медикаменты с мощным обезболивающим или седативным эффектом, которые вызывают сильную зависимость. Многие из таких препаратов находятся в открытом доступе и отпускаются без рецепта. Для предотвращения данного преступления необходимо создать новую систему контроля и учета таких лекарственных препаратов. Создать определенную схему продажи таких товаров, например, установить контакт медицинского учреждения с аптекой. Если врач выписывает больному препарат по рецепту, он отправляет в аптеку запрос о том, что действительно выписал данному гражданину этот медикамент. В аптеке сотрудники удостоверяются личности больного и справках, которые были выданы ему в больнице или поликлинике. И только после данной процедуры гражданин имеет право забрать необходимое лекарство.

Ко всему сказанному следует добавить еще одну проблему, которая стала весьма актуальной в последние несколько лет. Она связана с возрастом уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками. За последние 2 года незаконные действия с наркотиками все чаще совершаются лицами в очень раннем возрасте, а именно до 14 лет. В связи с этим считаю целесообразным изменить возраст уголовной ответственности с 16 лет на 14, плюс к этому помещать таких лиц в специальные специализированные учреждения для их дальнейшего обучения и развития.

В итоге хотелось бы выделить основные нововведения, которые необходимо вводить уже в ближайшие сроки:

1) введение новых квалифицирующих признаков в антинаркотические статьи УК РФ;

2) увеличение санкций за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков;

3) В целях установления повышенной ответственности за деяние, имеющее более высокую степень общественной опасности, предлагается дополнить часть третью статьи 20.20 КоАП России наказанием в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Таким образом, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов остается важной проблемой национальной безопасности. А справиться с ними возможно только благодаря совместными усилиями правоохранительных органов и общественных организаций, которые направлены на пресечение наркомании и наркобизнеса. Более того, для борьбы с данным видом преступления необходимо объединение не только внутри страны, но и за ее пределами, необходимо мировое сотрудничество стран друг с другом.

Литература:

  1. Комлев Ю. Ю. Теория рестриктивного социального контроля: монография / Комлев Ю. Ю. — Казань: КЮИ МВД России, 2009. — С. 154.
  2. «Они просто засыпают и все». Почему «белый китаец» снова убивает россиян [Электронный ресурс] Официальный сайт Медиазона. URL: https://zona.media/article/2017/08/18/C22H28N2O (дата обращения 20.01.2022).
  3. «Передозировка может наступить от небольшой дозы»: от опасного наркотика погибли шестеро тюменцев [Электронный ресурс] Официальный сайт 72RU. URL: https://72.ru/text/incidents/2020/05/20/69268525/ (дата обращения 21.01.2022).
  4. Делятся наркотиками прямо на уроках. Как дети становятся драгдилерами? [Электронный ресурс] Официальный сайт Аргументы и факты omsk.aif.ru. URL: https://omsk.aif.ru/incidents/delyatsya_narkotikami_pryamo_na_urokah_kak_detey_vtyagivayut_v_narkotorgovlyu (дата обращения 21.01.2022).
  5. Афамготов Э. М. Борьба с незаконным оборотом наркотиков // Научная статья. — С. 3.