Мировой опыт налогового администрирования налогоплательщиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Гайрабеков, И. А. Мировой опыт налогового администрирования налогоплательщиков / И. А. Гайрабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75956/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье автор пытается обобщить современный передовой мировой опыт по осуществлению налогового администрирования с акцентом на имеющиеся из ведущих стран мира.

Ключевые слова: администрирование, государство, налоги.

Налоговое администрирование выступает в качестве инструмента, благодаря применению которого оказывается прямое воздействие на процесс аккумулирования финансовых ресурсов государства, которые обеспечивают результативную и планомерную реализацию финансовой политики.

Перечень стран с передовым опытом развития системы налогового администрирования [5]

Рис. 1. Перечень стран с передовым опытом развития системы налогового администрирования [5]

В иностранных государствах имеются разные подходы к организации системы налогового администрирования (см. рис. 1). В этой связи стоит отметить, что заслуживает внимание имеющийся практический опыт налогового администрирования Соединенных Штатов Америки (США), как одной из самых прогрессивных систем стран западного мира. Это можно подтвердить одним из наиболее высоких уровней для мира соблюдения законов в США — 83 % всех налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет уплачиваются добровольно. Подобный результат был получен через развитие системы налогового администрирования на протяжении последних 15 лет.

Интересна практика налогового администрирования в США, связанная с передачей определенных функций налогового органа в частный сектор, допустим по вопросам сбора налогов через коммерческий банк и использования контроллинга благодаря привлечению независимых аудиторов.

Одновременно с этим на конкурсной основе имеется возможность по получению работы в налоговых органах для коммерческих компаний.

Функционирование системы налогового администрирования в Соединенных Штатах Америки на современном этапе является весьма эффективным.

Сегодня в медийном пространстве ведется активная PR-деятельность по поводу непринятия любой формы ухода от расчета и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. Прежде всего, при осуществлении различных форм налогового администрирования и контроллинга в сфере уплаты налогов пристальное внимание нужно уделять процессу рождения института гражданской сознательности со стороны налогоплательщиков через формирование факторов, при которых те будут осознавать, что неуплата налога негативно влияет на социально-экономическое положение страны.

Достаточно позитивным является опыт использования телефона доверия, благодаря использованию которого имеется возможность для обращения со стороны любого налогоплательщика, подозревающего или владеющего достоверной информацией о фактах нарушения действующих норм налогового права. При этом подобные информаторы получают премии от размера обнаруженной недоимки в размере до 10 %, но не свыше $100 тыс.

В Швеции система налогового администрирования функционирует под лозунгом «Единая декларация — единый счет — единый платеж — единый адрес (платежа)», что предполагает следующее. Для любого налогоплательщика заводится личный счет в местном налоговом органе, одновременно применяемый в качестве расчетного счета. При этом уплата налогов происходит с использованием единого платежного поручения.

Потом полученные общие налоговые суммы налоговики сами распределяют на соответствующие счета налогоплательщика [2, c. 388–394].

В качестве одной из причин, из-за которых плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет терпимо относятся к процедурным моментам налогового администрирования, выступает простота общения с местными налоговиками. На территории Швеции нет очередей, длительного ожидания и бюрократизма, а ее население, вместе с американцами, — это наиболее добросовестные налогоплательщики. Опросы общественного мнения говорят о том, что многие налогоплательщики согласны платить еще больше налогов при возникновении в том потребности из-за их высокого уровня доверия к государству и его налоговикам.

В ФРГ налоговая полиция «Штойфа», являющаяся одним из структурных подразделений Минфина, является органом, отвечающим за решение функциональной задачи по налоговому администрированию. А также в Германии имеется институт налогового консалтинга, лицензируемый Минфином.

В данной стране профессия налогового консультанта является очень важной и ответственной, т. к. нормы германского налогового права носят весьма запутанный характер. В ФРГ, в отличие, скажем, от РФ, нет Налогового кодекса, кодификация действующих норм налогового законодательства ограничивается «Положением о сборе налогов и пошлин». Плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет могут проконсультироваться также с помощью привлечения представителей адвокатского и аудиторского сообщества, специализирующегося на налоговой проблематике. Все иные специалисты, самовольно оказывающие налоговые консультации, могут быть привлечены к ответственности в форме наложения штрафов. Подобный порядок установлен «Законом о налоговых консультациях».

При несогласии со стороны налогоплательщика с решением налоговиков он имеет право на обращение в специализированный финансовый суд. Подобное обращение возможно исключительно в ситуации невозможности решения конкретной конфликтной ситуации во внесудебном порядке.

Серьезное внимание нужно уделять рассмотрению активно используемой в ФРГ системы балльной оценки деятельности немецких налоговых инспекторов, ведущих налоговый контроль и налоговые проверки. Балльные нормативы выступают в качестве инструмента по ведению особого или служебного надзора, прежде всего, с точки зрения руководителя соответствующего отдела.

Сущность использования балльных оценок заключается в зачислении конкретного числа баллов в размере 1–8 единиц в пользу определенного налогового инспектора согласно категориям подвергшихся проверке объектов. По итогам отчетного года любому инспектору требуется набирать не меньше 34 баллов. Это — базис для руководителя при подведении результатов о его служебном соответствии.

В завершение всего балльные нормативы выступают в качестве базиса для создания основы планов налоговых проверок на будущий отчетный период относительно наилучшего распределения должностной нагрузки между отдельно взятыми налоговыми инспекторами.

Исследуя практику Канады, большое число экспертов утверждает, что там сформирована близкая к идеальной система налогового администрирования. В данной стране налоговое администрирование обеспечено непосредственно структурой налога. Подобная структура обозначает стимул для его соблюдения, а административный расход носит обоснованный характер и обуславливается уровнем налогового поступления.

Основная характерная черта действующей в Канаде системы налогового администрирования заключается в том, что канадское государство может требовать уплаты налогов абсолютно с любых получаемых доходов, в т. ч. от продажи незаконной продукции.

Из-за этого в процессе проведения расследования определяется величина дохода, получаемого при ее осуществлении. Работающий специализированный Налоговый суд должен проводить независимый пересмотр решений Канадского агентства доходов. Апелляции со стороны плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет принимаются представительствами Налогового суда, которые имеются в более, чем 80 населенных пунктах страны [3, c. 8].

На современном этапе канадские налоговики продолжают работать в направлении практического внедрения новых подходов и методологии в системе налогового администрирования для обеспечения предельно высокого уровня результативности. Уже вносятся поправки в действующую систему в направлении использования IT-продуктов.

Со стороны налогового администрирования носит интересный характер имеющийся IT-опыт Австралии при выстраивании отношений с налогоплательщиками:

– персонал налогового органа тесно взаимодействует со следующими организациями — с Советом и с Ассоциацией налогоплательщиков;

– практически внедрен такой IT-продукт, как «биометрия» и «блокчейн», удобный в использовании в ходе уплата налога с применением мобильного приложения, — это новейшее технологическое решение касательно распределенных баз данных, и налоговики используют биометрические параметры распознавания речи и голоса вместо e-подписи. Помимо этого подобная технология дает возможность защищать документ от внесения в них различных корректировок, делая систему персонализируемой, плательщик налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет может проконтролировать направление своей уплаты.

Еще позитивным является состав персонала австралийских налоговых органов, где пятая часть приходится на IT-специалисты.

В ситуации ведущихся дискуссий во многих странах бывшего СССР о направлениях проведения налоговых реформ зачастую в качестве аргумента здесь выступает Грузия.

Начиная с 2011 г. ее правительство ведет серьезную деятельность, связанную с улучшением инвестиционного климата, благодаря e-инструментов местные налоговики оказывают высококачественные услуги, на что частный сектор реагирует позитивно. Помимо этого на территории Грузии активно совершенствуется система, в пределах которой учет подакцизной продукции осуществляется e-способом, а не благодаря использованию специальных акцизных марок (в виде наклеек).

Среди перечня новых инструментов необходимо выделить механизм «предварительного решения», т. к. благодаря его использованию плательщикам налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет дается возможность заранее узнать о действиях налоговиков из-за проведения конкретной операции. При действии налогоплательщика на основании предварительного решения налоговики не накладывают на него штрафы [4, c. 9].

В некоторых иностранных государствах формы ведения налогового администрирования носят достаточно эффективный характер при осуществлении контроллинга, во взаимоотношениях между налоговиками и налогоплательщиками, а также в части автоматизации оказываемых услуг. В некоторых странах совершенствование системы налогового администрирования и контроля происходит благодаря внесению корректировок во взаимоотношения между госорганами контроля и налогоплательщиками [1, c. 15–19].

Литература:

  1. Болеева, Н. Ю. Тенденции налогового администрирования в практике зарубежных стран и возможность их адаптации в России / Н. Ю. Болеева, Т. С. Павлова, Е. А. Бадеева // Вестник Пензенского государственного университета. — № 1(29). — 2020. — С. 15–19.
  2. Сташ, З. Н. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства / З. Н. Сташ // Научные труды КубГТУ. — 2018. — № 6. — С. 388–394.
  3. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник [и др.]; под редакцией Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 450 с.
  4. Эриашвили, Н. Д. Налоговое право: учебник для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Юриспруденция», «Экономика» и «Менеджмент» / [Н. Д. Эриашвили и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 511 с.
  5. Официальный сайт Международной организации по налогам и инвестициям (англ. International Tax and Investment Organisation, ITIO) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. itio.org/
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, плательщик налогов, налоговик, платеж, США, уплата налогов, налоговый орган, современный этап, ФРГ, частный сектор.


Задать вопрос