Cancel culture и институт репутации в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 1723 раза

Библиографическое описание:

Киселева, А. Э. Cancel culture и институт репутации в России / А. Э. Киселева, А. В. Муромская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 585-588. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75805/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье описывается теоретические и практические факторы зарождение института репутации в России, темпы его развития и влияния на российские бренды и медийные личности. Также рассматривается возникновение культуры отмены как следствие зарождения института репутации, ее положительные и отрицательные аспекты. Основными инструментами, использованными в данной работе, являются анализ научной документации и социологический опрос.

Ключевые слова: влияние, бренды, культура отмены, институт репутации, стадия развития, социологический опрос, статистика.

За последние годы в современной России ярко прослеживается положительная и быстрая динамика развития института репутации. Ранее общество не придавало данному явлению никакого значения, но сейчас институт репутации с каждым днем подвергается более тщательному анализу и вниманию со стороны общественности.

Институт репутации существует с момента появления человека. В процессе взаимодействия людей за счет вербальных и невербальных средств коммуникации они формируют некий образ друг друга. У каждого из нас, как и любого бренда по умолчанию есть репутация, которая работает за или против него. На сегодняшний день институтом репутации признаются нормы и правила, помогающие выстроить приемлемую репутацию и формальные или неформальные законы, которые эту репутацию могут восстановить, если кто-то сказал или сделал то, что вызвало негативную реакцию общественности.

Репутация имеет кумулятивный и инерционный эффект, что означает постоянное удержание высоких позиции компаний в своих отраслях, при этом имея не только конкурентные преимущества, но и наибольшую устойчивость к возможным кризисам. К числу таких российских компаний относятся: Лента, Газпром, Сбербанк, ЛУКОЙЛ, М.Видео, Северсталь, Tele2 Россия и Яндекс.

Исходя из исследования, проведенного TheRepTrakCompany (Reputation Institute) в России, следует, что на сегодняшний день Российские публичные компании в среднем стали более чем в 3 раза чаще использовать слова, связанные с репутацией, по сравнению с 2000 годом. Доля нематериальных аспектов в корпоративных миссиях и стратегических целях составляет сейчас 33 % и 17 %, соответственно. В 2015 году репутационный риск был выделен в отдельный фактор риска в 30 % случаев. Еще 18 % компаний упоминают репутационные риски среди «других факторов». Большинство компаний не придает существенного значения репутационным рискам и не раскрывает соответствующую информацию в своих годовых отчетах. Компании, что раскрывают информацию, не дают достаточно четкого и подробного описания репутационного риска, его особенностей и описания того, что нужно предпринимать для его минимизации, для многих российских компаний упоминание репутационных рисков является формальностью, а не отражением реальной работы по их управлению [1].

Текущая ситуация в сфере работы с корпоративной репутацией в чем-то уникальна: она тормозит развитие российских компаний, но она же создает новые существенные возможности для этого развития.

Как следствие развития института репутации сегодня в Российской Федерации стремительно набирает популярность cancel culture или культура отмены. Культура отмены — это феномен общественного осуждения за «правонарушения» социального характера, обычно ненаказуемые по закону, но неприемлемые для соответствующего общества. Чаще всего это просто некорректные высказывания — оскорбительные, ненавистнические и тому подобные. «Наказание» за это может принимать самые разные формы — от старого доброго бойкота до массового возмущения в социальных сетях [2]. Вместе с тем, cancel culture оказывает колоссальное влияние на репутацию брендов. При этом, поводом для отказа или принятия может стать любая табуированная тема: экология, политика, дети, животное и т. д.

Культура отмены, несомненно, является положительной динамикой социального развития общества. Она является рычагом давления над известными личностями, группами, брендами, которые превосходит большую часть людей по социальному статусу и уровню влияния, позволяя привлечь их к ответственности за социальные, политические и другие правонарушения с помощью публичного осуждения.

Но данное явление несет в себе и много минусов, таких как:

  1. Часто наказание несоразмерно совершенному «преступлению»;
  2. Отмена всех заслуг, репутации и имиджа, что означает конец профессиональной деятельности;
  3. У «отмены» нет срока давности;
  4. Культура отмены работает избирательно;
  5. Общество может ошибиться, массово поверить в клевету;
  6. Нет регламента и правил.

Ярким примером бренда, который стал жертвой культуры отмены, является компания«Lays», которая вместе с «Пятерочкой» выпустила дорогой рекламный ролик с участием футболиста Игоря Акинфеева. Общественность же буквально вынудила бренд удалить данный ролик, на производство которого было затрачено большое число как трудовых, так и финансовых ресурсов, обрушив огромный шквал негатива на бренд, потому что в видео засветился скандальный блогер Владимир Горяинов, известный публичными гомофобными высказываниями, а также провокационным поведением по отношению к известным медийным личностям. И на первый взгляд тенденция положительна. Люди имеют право управлять брендами и медийными личностями, отстаивая свои права интересы, но и так же они могут несправедливо уничтожить бренд, личность, обесценить любой продукт деятельности.

В рамках выбранной темы было проведено социологическое исследование, в котором учитывалось мнение людей разных возрастных групп по поводу развития культуры отмены и института репутации на территории российского государства. С помощью гугл-формы был создан онлайн-опрос на тему «Cancelculture и институт репутации в России».

В данном опросе приняли участие 132 человека разных возрастов (рисунок 1), среди которых 96 (72, 7 %) представителей женского пола и 36 (27,3 %) представителей мужского пола.

Процентное соотношение возрастных категорий.

Рис. 1. Процентное соотношение возрастных категорий.

В ходе исследования респондентам были заданы следующие вопросы:

На вопрос «По Вашему мнению, институт репутации — это…?» наибольшее количество респондентов дали верный ответ. Оставшееся число опрошенных ответили неверно или затруднились ответить. Процентное соотношение результатов представлено на рисунке 2. По результату опроса по данному вопросу можно сделать микровывод о том, что 72 % респондентов знают, что такое институт репутации. Что на современном этапе является положительной динамикой, так как это судит о развитом самосознании общества, которое, несомненно, будет вести к его развитию.

Определение института репутации

Рис. 2. Определение института репутации

В ходе опроса также выяснилось, что большинство респондентов (57,3 %) считают влияние института репутации на российские компании положительным фактором, который позволяет создавать новые существенные возможности для развития, значительно меньшее число респондентов (4,6 %) признают институт репутации тормозящим фактором, 22,9 % считаю, что оба варианта верны, 3,8 %посчитали, что нет ни одного верного варианта, а 11,9 % воздержались от ответа. Процентное соотношение ответов представлено на рисунке 3. Результаты опроса поданному вопросу, говорят о том, что лишь 22,9 % серьезно относятся к влиянию института репутации на российские компании, учитывая как его возможности, так и риски.

Влияние института репутации на российские компании

Рис. 3. Влияние института репутации на российские компании

На вопрос «По вашему мнению, культура отмены — это …» 53,4 % опрошенных дали правильный ответ, 30,5 % ответили неверно, 16 % воздержались от ответа. Мы можем сделать микровывод о том, что небольшая часть респондентов знает, что такое культура отмены. Это говорит о том, что рассматриваемое явление в России пока не стало популярным и действенным механизмом влияния.

Понятие культуры отмены

Рис. 4. Понятие культуры отмены

Для того чтобы определить отношение респондентов к такому явлению как культура отмены, был задан следующий вопрос «Является ли культура отмены положительной динамикой?». Из результатов опроса видно, что наибольшее количество интервьюируемых (45,4 %) считают культуру отмены положительной динамикой, как для личностей, так и для брендов, 20,8 % опрошенных относят культуру отмены к довольно несправедливым инструментам регулирования. Остальная часть респондентов не дали определенного ответа на данный вопрос или затруднились ответить. Полученные результаты говорят о том, что мнения по поводу значимости культуры отмены на данном этапе сильно различаются, что еще раз подтверждает тот факт, что это явление еще не укрепилось в современном российском обществе.

Культура отмены как положительная динамика

Рис. 5. Культура отмены как положительная динамика

Таким образом, институт культуры и культура отмены довольно неоднозначны. Несомненно, они положительно влияют на самосознание людей и брендов, их социальное поведение и ответственность за любые высказывания и поступки, воспитывают толерантность, но в тоже время эти процессы бывают несправедливы и жестоки. Поэтому их нужно модернизировать и совершенствовать. В России культура отмены и институт репутации находятся на стадии развития, а это, значит, что в наших силах направить это развитие в нужное и полезное русло.

Литература:

  1. Reputation Institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emco-eqs.webflow.io/#Slide-13
  2. РИА Новости «Культура отмены»: Самоуничтожение либерализма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20200720/1574561961.html
Основные термины (генерируются автоматически): культура отмены, институт репутации, Россия, положительная динамика, бренд, влияние института репутации, компания, результат опроса, ваше мнение, социологический опрос.


Ключевые слова

статистика, влияние, социологический опрос, бренды, культура отмены, институт репутации, стадия развития

Похожие статьи

Социальные сети и их влияние на бизнес

В статье автор пытается определить роли социальных сетей в бизнесе. В статье анализируется изменение в маркетинговых подходах, взаимодействии с клиентами, формировании репутации компаний и поддержке конкурентоспособности через использование социальны...

Роль PR-технологий и политической рекламы в политической сфере РФ

В рамках статьи рассматривается актуальный вопрос о роли PR- технологий и рекламы в политической сфере РФ. Проанализированы различные аспекты влияния политического пиара и политической рекламы на социальные группы и общество в целом. Автором изучены ...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Вирусный маркетинг как инструмент продвижения товаров и услуг

Данная статья посвящена изучению вирусного маркетинга как одного из способов продвижения бренда в условиях жесткой конкуренции. В статье изучается основное понятие вирусного маркетинга, а также его виды методы и отличия от традиционной рекламы. Также...

Влияние образа знаменитых спортсменок-феминисток на поведение целевой аудитории спортивных брендов

В данной статье проанализированы исследования о влиянии образа знаменитости на имидж бренда, проанализированы исследования, в которых были сформулированы особенности образа знаменитостей, имеющие значение для потребителей, а также особенности образа ...

Опыт экономического поведения Starbucks для российских компаний

Данная статья содержит анализ бизнеса мирового лидера кофеен Starbucks. В статье рассматриваются элементы маркетинговой политики, которые послужили причиной для мировой экспансии компании. Особой частью статьи является анализ ценностной модели Starbu...

Истоки традиционной политической культуры России и роль православия в ее становлении

Статья посвящена изучения истоков традиционной политической культуры России. В работе охвачен период становления культуры в период принятия христианства и последующие десятилетия, а также отмечены традиции языческих времен Руси, повлиявшие на становл...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Характеристика потребителей и их поведения как элемент имиджа и деловой репутации в сфере ресторанного бизнеса

В статье автор анализирует потребителей, их поведение, и основные факторы, на которые опирается потребитель при выборе кухни, блюда или заведения. Необходимо учитывать особенности и характеристики аудитории, которые являются важными и ключевыми. Такж...

Виртуальный спорт и его влияние на общество и спортсменов

Цель исследования — оценка полного спектра возможностей и рисков, предоставляемых новаторской идеей киберспорта. Для достижения цели исследования были сформулированы соответствующие задачи. Первая задача — исследование и анализ научной литературы по ...

Похожие статьи

Социальные сети и их влияние на бизнес

В статье автор пытается определить роли социальных сетей в бизнесе. В статье анализируется изменение в маркетинговых подходах, взаимодействии с клиентами, формировании репутации компаний и поддержке конкурентоспособности через использование социальны...

Роль PR-технологий и политической рекламы в политической сфере РФ

В рамках статьи рассматривается актуальный вопрос о роли PR- технологий и рекламы в политической сфере РФ. Проанализированы различные аспекты влияния политического пиара и политической рекламы на социальные группы и общество в целом. Автором изучены ...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Вирусный маркетинг как инструмент продвижения товаров и услуг

Данная статья посвящена изучению вирусного маркетинга как одного из способов продвижения бренда в условиях жесткой конкуренции. В статье изучается основное понятие вирусного маркетинга, а также его виды методы и отличия от традиционной рекламы. Также...

Влияние образа знаменитых спортсменок-феминисток на поведение целевой аудитории спортивных брендов

В данной статье проанализированы исследования о влиянии образа знаменитости на имидж бренда, проанализированы исследования, в которых были сформулированы особенности образа знаменитостей, имеющие значение для потребителей, а также особенности образа ...

Опыт экономического поведения Starbucks для российских компаний

Данная статья содержит анализ бизнеса мирового лидера кофеен Starbucks. В статье рассматриваются элементы маркетинговой политики, которые послужили причиной для мировой экспансии компании. Особой частью статьи является анализ ценностной модели Starbu...

Истоки традиционной политической культуры России и роль православия в ее становлении

Статья посвящена изучения истоков традиционной политической культуры России. В работе охвачен период становления культуры в период принятия христианства и последующие десятилетия, а также отмечены традиции языческих времен Руси, повлиявшие на становл...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Характеристика потребителей и их поведения как элемент имиджа и деловой репутации в сфере ресторанного бизнеса

В статье автор анализирует потребителей, их поведение, и основные факторы, на которые опирается потребитель при выборе кухни, блюда или заведения. Необходимо учитывать особенности и характеристики аудитории, которые являются важными и ключевыми. Такж...

Виртуальный спорт и его влияние на общество и спортсменов

Цель исследования — оценка полного спектра возможностей и рисков, предоставляемых новаторской идеей киберспорта. Для достижения цели исследования были сформулированы соответствующие задачи. Первая задача — исследование и анализ научной литературы по ...

Задать вопрос