Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Самохина, Т. А. Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников / Т. А. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 442-445. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75801/ (дата обращения: 27.02.2021).



Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Ключевые слова: нравственное воспитание, внеклассная работа, нравственное развитие, школьник, духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание.

Организация внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников является актуальной проблемой, т. к. в современном мире возрастают требования к нравственности человека, его ответственности за свои поступки и деятельность. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012 г.) отмечается, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одним из основных направлений в работе образовательных учреждений. Детство — особый этап нравственного развития человека, когда формируется эмоционально-нравственная сфера, этические знания и чувства» [8].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать: «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся при получении НОО, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [13]. При получении этой ступени образования, в соответствии с ФГОС НОО осуществляется: «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [13].

В настоящее время ученые выявили сущность нравственного воспитания, определили и обосновали критерии нравственного развития, принципы, содержание, формы, методы и средства нравственного развития. Указанные проблемы рассматриваются в работах В. Г. Александровского, Е. П. Белозерцева, В. А. Беляевой, З. В. Видяковой, Е. А. Ворониной, Л. П. Гладких, А. П. Колпаковой, С. Г. Макеевой, Е. З. Плотниковой, В. И. Слободчикова, Л. Ф. Шеховцовой, Л. У. Ждановой, Е. В. Будаева и других ученых. Также они раскрыли особенности процесса организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников, описали факторы, разработали методики и технологии.

Несмотря на то, что в рассматриваемой области есть определённые достижения, проблема организации внеклассной работы по нравственному воспитанию современных младших школьников недостаточно исследована. При реализации ФГОС НОО в современных условиях мы можем сказать, что нравственное воспитание младших школьников и его организация во внеклассной работе сегодня затруднено, т. к. данная проблема недостаточно разработана с точки зрения современных реалий, современной культурной и социально-педагогической действительности. Поэтому учителя начальных класов нуждаются в научно обоснованных рекомендациях.

В ходе теоретического анализа работ было выявлено противоречие между требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС НОО о необходимости создания условий для духовно-нравственного развития детей, формирования первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России и отсутствием научно-обоснованной модели системы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников в современных условиях.

Перечислим задачи организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников:

− Овладение понятиями моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

− Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Нравственное развитие младших школьников — это усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения) и нравственных чувств.

Критерии нравственного развития младших школьников следующие:

Н. И. Болдырев рекомендовал «…использовать три критерия: интеллектуальный критерий («наличие морально-политических знаний»), практически-результативный критерий («соответствие поведения учащихся этим знаниям») и мотивационный критерий (определяет ведущие мотивы поведения учащихся)» [3].

И. Ф. Харламов считает, «что при сопоставлении поведения учащихся с принципами, нормами и правилами морали «важнейшими критериями моральной воспитанности» являются знание и глубина осмысления норм и правил морали; «степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек поведения»; «в характере наличие гуманистических черт, уважительное и доброжелательное отношение к другим, уровень развитости чувства собственного значимости, чести, стыда, совести» [15].

А. Я. Данилюк и А. А. Логинова в программе духовно-нравственного воспитания предлагают оценивать динамику процесса воспитания по критериям, «… к которым относятся:

− «положительная динамика», означающая «увеличение положительных значений выделенных показателей воспитания обучающихся» в течение учебного года;

− «инертность положительной динамики», рассматривается как «отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания обучающихся» за учебный год;

«устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» на протяжении учебного года»

В. Линьков утверждает, «..что в качестве критериев нравственного развития можно рассматривать сформированность отдельных структурных компонентов нравственного сознания, их взаимосвязанность друг с другом и соотнесенность с компонентами нравственного поведения»» [4].

Факторы нравственного развития младших школьников следующие: нравственное сознание личности развивается под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, которые тесно связаны между собой. Общепризнанным в психологии является отнесение физиологических и психических к внутренним факторам, а природных и социальных — к внешним.

К внутренним факторам относятся физиологические и психологические изменения младших школьников.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» процесс воспитания понимается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [8].

Понятие нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Поэтому выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, «…что ее системообразующий признак — нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания — развитие нравственных чувств личности» [11].

Трошин П. Л. утверждает, что «нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс, результатом которого является нравственная воспитанность. Она становится видна по взаимоотношениям и деятельности каждой личности, и проявляется в уважении к ценностям и идеалам общества» [12]

H. И. Бoлдыpeв oтмeчaeт, чтo «… ocoбeннocть нpaвcтвeннoгo вocпитaния — это невозможность oбocoбить его cпeциaльный вocпитaтeльный пpoцecc. Моральный облик формируется во взаимодействии со сверстниками, другими детьми, а также со взрослыми. Нpaвcтвeннoe вocпитaниe — это целенаправленный пpoцecc, который пpeдпoлaгaет определенную систему. Это coдepжaние, фopмы, мeтoды, средства и пpиeмы пeдaгoгичecкиx дeйcтвий. Оcoбeннocть пpoцecca — длительность и непрерывность, отсрочка результатов» [3].

Нравственное воспитание младшего школьника происходит как в учебном процессе, так и во внеурочное время. А. А. Калюжный утверждает, «что нравственность ребенка формируется на уроках. А именно в постоянном общении с учителем и сверстниками. Так у ребенка обогащается его жизненный опыт. В этом возрасте переживания радости и огорчения связаны с учебой» [6].

Парменов А.А. считает, что «…содержанием нравственного воспитания через отношения выступают такие качества личности как:

− отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

− отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

− отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;

− отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;

− отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность» [9].

По мнению Рожкова М. И. и Бейбородовой Л.В «…т. к. наблюдения школьников бывают неполными, требуется соответственная работа, которая будет связана с обогащением полученных нравственных. Для этого учителю необходимо применять разные формы работы: практические (экскурсии, походы, конкурсы и т.д); словесные (рассказ, этические беседы); наглядные (музеи, выставки, тематические стенды и др.)» [10].

В процессе нравственного воспитания педагог использует разнообразные средства и методы. Kaждый мeтoд и средство направлены на дocтижeние oпpeдeлeннoй цeли нa пyти воспитания нpaвcтвeнныx пpeдcтaвлeний, фopмиpoвaния и yкpeплeния нpaвcтвeнныx чyвcтв и пoвeдeния дeтeй в цeлoм. В педагогической литературе описывается множество методов нравственного воспитания. Они не одинаково эффективны в нравственном воспитании младших школьников.

Литература:

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.
  2. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — с. 15–18., 192 с.
  3. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст]: вопр. теории / Н. И. Болдырев.–М.: Педагогика, 1979, с. 192; Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 1981, с. 204.
  4. Данилюк, А. Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М.: Просвещение, 2012, с. 30.
  5. Жданова Л. У., Будаева Е. В., Филиппова В. В. Нравственное воспитание младших школьников как актуальная педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 471–473.
  6. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. — М., 1998. — 24с.
  7. Линьков, В. В. Развитие представлений о норме в философии и коррекционной педагогике [Текст] / В. В. Линьков // Наука и школа. — 2014. — № 3. — С. 14–23.
  8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru, с.11.
  9. Парменов А. А. Некоторый аспекты нравственного воспитания школьников. // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. — Ч.2. — М.: ИПК и ПРО, 2000. — С. 54–62.
  10. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, 2001. — 67с.
  11. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1980, 192.
  12. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи [Текст] / П. Л. Трошин // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 884–887.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
  14. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2000, 520 с.
  15. Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]: пособие для классных руководителей / И. Ф. Харламов. — М.: Просвещение, 1983., 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, внеклассная работа, нравственное развитие, духовно-нравственное развитие, школьник, духовно-нравственное воспитание, нравственное поведение, нравственное сознание, общественное достояние, положительная динамика.


Задать вопрос