Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.11.2020

Статья просмотрена: 4708 раз

Библиографическое описание:

Сидоров, Е. С. Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации / Е. С. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 337-338. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75672/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы реализации Президентом РФ права вето как формы участия в законодательном процессе. Затрагиваются проблемы использования Президентом РФ возможности отклонения федерального закона. Излагаются способы устранения правовой неопределенности в осуществлении Президентом РФ права отлагательного вето.

Президент РФ занимает важное место в системе органов государственной власти РФ, выступает как гарант Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Для реализации указанной цели Президент РФ может использовать конституционный механизм отклонения федерального закона.

В доктрине конституционного права ученые неоднократно затрагивали проблему реализации вето Президента РФ. Профессор Ю. А. Тихомиров определяет возможность реализации права вето Президентом РФ как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного анализа правового материала и текста закона. [1, с. 1] Право вето Президента РФ является конституционным средством проверки закона, принятого Парламентом РФ, а также является одной из форм участия главы государства в законодательном процессе РФ. А. А. Котенков считает, что наделение Президента РФ возможностью возвращать принятые законы без рассмотрения, если он полагает, что при их принятии были нарушены процедурные правила, базируется на том, что Президент РФ, будучи гарантом Конституции РФ не должен мириться с тем, что парламентарии нарушают установленные правила принятия закона. [2, с. 1] Однако, в практической деятельности Президента РФ существуют определенные конституционные проблемы реализации данного права Президента РФ. Важно отметить, что право вето Президента возможно только в правовом демократическом государстве при наличии системы сдержек и противовесов. Юридическое оформление права отклонения Президентом РФ федеральных законов закреплено в ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Глава государства может воспользоваться правом отклонить закон в течение 14 дней, с момента поступления для подписания и обнародования Президентом РФ. [3, с. 2] Однако, в законодательстве РФ не предусмотрена форма правового документа, которым Президент РФ может отклонить федеральный закон. Правовая неопределенность использования Президентом РФ права отклонить закон может возникнуть при реализации такого конституционного полномочия, поскольку юридически не указаны мотивы и основания отклонения федерального закона главой государства. Следует отметить, что конституционные нормы не содержат перечня обстоятельств, при наличии которых Президент может применять право вето. [4, c. 2]

Следует отметить, конституционный срок использования права отлагательного вето Президента РФ составляет 14 дней с момента поступления федерального закона. Однако, в Конституции РФ не дается разъяснений относительно возможности продления срока отклонения федерального закона в случае отрешения Президента от должности, в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ. Нерешенным остается вопрос об использовании права отклонения федерального закона Председателем Правительства РФ, который будет временно исполнять обязанности Президента РФ, в случае невозможности главы государства, осуществлять полномочия, предусмотренные основным законом РФ. Как следует из юридического анализа ст. 107 Конституции РФ, указанные пробелы создают правовую неопределенность реализации в законодательном процессе РФ права вето Президента РФ. Также, одной из новелл Конституция РФ предусматривает возможность Президента РФ обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности федерального закона. Данный конституционный механизм носит превентивный характер, и используется в целях недопущения принятия федерального закона, противоречащего основному закону страны. На время рассмотрения запроса, поступившего от Президента РФ, срок для подписания федерального закона будет приостановлен.

По конституционному вопросу использования возможности отклонения федерального закона Президентом РФ, правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 26 апреля 1996 г, что отклонение федерального закона Президентом РФ означает принятое Президентом РФ решение об отказе в подписании закона с указанием мотивов отказа. [5, c. 3] Президент РФ может также вернуть федеральный закон в соответствующую Палату Федерального Собрания РФ, указав конкретные нарушения в законе. Таким образом, при изложении своей позиции в процессе реализации право отклонить федеральный закон, Президент РФ должен изложить не только мотивы своего отказа, но и указать выявленные нарушения.

Отклонение Президентом РФ федерального закона оформляется, как правило, в форме специального письма. В практической деятельности в таких письмах Президент РФ излагает предложения относительно совершенствования поступивших к нему законов. В науке остается открытым вопрос о содержании юридического документа, в котором Президент РФ реализует свое право отклонения федерального закона. По моему мнению, следует внести в законодательство РФ изменения, указав что Президент РФ при реализации права отклонить федеральный закон оформляет свое решение в форме заключения. В заключении должны быть раскрыты мотивы решения Президента РФ, а также указаны недостатки в законе, позиция Президента РФ по рассматриваемому закону.

Следует отметить, что в России Президент РФ имеет право отлагательного вето, то есть в случае отклонения главой государства федерального закона, если при повторном рассмотрении закон будет принят квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, Президент обязан в течении 7 дней подписать федеральный закон. Такое законодательное положение предусматривает наличие баланса разделения властей в системе государственной власти в РФ.

Хотелось бы отметить, в законодательство РФ необходимо внести изменения относительно возможности использования право отклонения федерального закона Председателем Правительства в случае неспособности Президента РФ исполнять свои конституционные полномочия. Следует законодательно урегулировать вопрос о конституционном сроке использования права вето Президентом РФ, а именно, возможности его продления на период выдвижения обвинения против Президента РФ в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ.

Таким образом, использование права Президентом РФ отклонения федерального закона служит главным образом недопустимости принятия федерального закона, в котором содержатся определенные недостатки или нарушения, а также выступает конституционным способом системы сдержек и противовесов в правовом государстве.

Литература:

  1. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000. С. 128.
  2. Котенков А. А. На чем основано право Президента РФ возвращать принятый федеральный закон без рассмотрения // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 78.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  4. Ширяев Ю. Е. Вето Президента России в федеральном законодательном процессе // Вестник СПб МВД России. 2006. № 2. С. 236.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 1996 г. № 10 П// по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ. Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.
Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, РФ, Конституция РФ, вето Президента РФ, гарант Конституции РФ, законодательный процесс РФ, конституционный срок использования, Конституционный Суд РФ, момент поступления, отлагательное вето.


Похожие статьи

Гарантии деятельности кандидата в избирательной кампании

В данной статье рассмотрены нарушения гарантий деятельности кандидата в избирательной кампании, которые могут повлечь отказ в регистрации кандидата, по причине отсутствия единых принципов привлечения к конституционно-правовой ответственности. Предлаг...

Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе

В статье анализируется роль участия Президента Российской Федерации в осуществлении законодательного процесса. Исследуются основные формы участия Президента в законодательном процессе. Автором высказана позиция относительно обладания Президентом прав...

Некоторые аспекты заочного производства в гражданском процессе

В статье рассматривается один из институтов гражданского процессуального права — институт заочного производства. Анализируются некоторые проблемы, имеющиеся в доктрине гражданского процессуального права, касающиеся действия принципа состязательности ...

Нормативно-правовое регулирование организации бюджетного процесса органов местного самоуправления

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ) в Российской Федерации. Акцентируется внимание на правовых основах, регулирующих планирование и исполнение местных бюджето...

Особенности реализации государственными служащими авторских прав при обеспечении деятельности Президента РФ

В качестве служебных произведений рассматриваются используемые в деятельности Президента РФ отдельные результаты интеллектуальной деятельности государственных служащих, обеспечивающих реализацию им своих конституционных полномочий. Под самостоятельны...

Перспективы совершенствования системы разделения властей путем принятия поправок в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации

В статье рассматриваются различные точки зрения на проблему необходимости и возможности пересмотра Конституции РФ с целью устранения внутренних противоречий и правовых пробелов в конституционных нормах, приводятся проанализированные предложения конст...

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов. Рассматривается понятие коррупции и антикоррупционной экспертизы, определяется сущность последней. Автор особое внимание уделяет органам прок...

Правовой статус судьи в РФ

В статье рассматривается такая категория, как правовой статус судьи. Анализируются гарантии и ограничения, связанные с деятельностью по отправлению правосудия. Проведенный анализ позволил разработать некоторые рекомендации по внесению изменений в дей...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Государственное регулирование в трудовых отношениях: вчера и сегодня

В данной статье рассматривается зарождение государственного регулирования в трудовых отношениях в России. Дается историческое описание первых законов Российской империи в данной области. Показывается преемственность современного трудового законодател...

Похожие статьи

Гарантии деятельности кандидата в избирательной кампании

В данной статье рассмотрены нарушения гарантий деятельности кандидата в избирательной кампании, которые могут повлечь отказ в регистрации кандидата, по причине отсутствия единых принципов привлечения к конституционно-правовой ответственности. Предлаг...

Особенности правового регулирования участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе

В статье анализируется роль участия Президента Российской Федерации в осуществлении законодательного процесса. Исследуются основные формы участия Президента в законодательном процессе. Автором высказана позиция относительно обладания Президентом прав...

Некоторые аспекты заочного производства в гражданском процессе

В статье рассматривается один из институтов гражданского процессуального права — институт заочного производства. Анализируются некоторые проблемы, имеющиеся в доктрине гражданского процессуального права, касающиеся действия принципа состязательности ...

Нормативно-правовое регулирование организации бюджетного процесса органов местного самоуправления

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ) в Российской Федерации. Акцентируется внимание на правовых основах, регулирующих планирование и исполнение местных бюджето...

Особенности реализации государственными служащими авторских прав при обеспечении деятельности Президента РФ

В качестве служебных произведений рассматриваются используемые в деятельности Президента РФ отдельные результаты интеллектуальной деятельности государственных служащих, обеспечивающих реализацию им своих конституционных полномочий. Под самостоятельны...

Перспективы совершенствования системы разделения властей путем принятия поправок в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации

В статье рассматриваются различные точки зрения на проблему необходимости и возможности пересмотра Конституции РФ с целью устранения внутренних противоречий и правовых пробелов в конституционных нормах, приводятся проанализированные предложения конст...

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов. Рассматривается понятие коррупции и антикоррупционной экспертизы, определяется сущность последней. Автор особое внимание уделяет органам прок...

Правовой статус судьи в РФ

В статье рассматривается такая категория, как правовой статус судьи. Анализируются гарантии и ограничения, связанные с деятельностью по отправлению правосудия. Проведенный анализ позволил разработать некоторые рекомендации по внесению изменений в дей...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Государственное регулирование в трудовых отношениях: вчера и сегодня

В данной статье рассматривается зарождение государственного регулирования в трудовых отношениях в России. Дается историческое описание первых законов Российской империи в данной области. Показывается преемственность современного трудового законодател...

Задать вопрос