Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Карпова, Е. В. Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии / Е. В. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 514-516. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75642/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современные предприятия работают в достаточно сложной среде, постоянно сталкиваясь с различными рисками и изменениями, поэтому с каждым годом возрастают требования к адаптируемости компаний. Согласно различным аналитическим исследованиям, топ-менеджеры большинства международных компаний больше всего опасаются, что их компании не успевают адаптироваться к изменениям. Во многих случаях основной проблемой в обеспечении адаптируемости компании является выравнивание и контроль необходимых изменений в рамках всей организации. По мере изменения целей меняется и стратегия, что, в свою очередь, требует изменения бизнес-процессов и приоритетов проектов, а также организационной структуры.

Все это косвенно влияет на знания и авторитет внутри компании, а это, в свою очередь, может привести к изменениям в информационных потоках, что, в свою очередь, потребует изменений в существующих информационных системах. В качестве решения вышеуказанной проблемы необходимо проанализировать все элементы предприятия в целом, с таким набором элементов, называемых архитектурой предприятия. Enterprise Architecture Management (Управление архитектурой предприятия), создает основу для синхронизации всех вышеперечисленных объектов внутри организации, и одновременно начинает цикл их непрерывного изменения с целью оптимизации бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-процессы, архитектура предприятия, менеджмент.

Modern enterprises work in a fairly complex environment, constantly facing different risks and changes, so every year the requirements for the adaptability of companies increase. According to various analytical studies, top managers of most international companies are most afraid that their companies do not have time to adapt to changes. In many cases, the main challenge in ensuring a company's adaptability is aligning and controlling the necessary changes across the organization. As goals change, so does the strategy, which in turn requires changes in business processes and project priorities, as well as in the organizational structure.

All this indirectly affects the knowledge and authority within the company, and this, in turn, may lead to changes in information flows, which, in turn, will require changes in existing information systems. As a solution to the above problem, it is necessary to analyze all elements of the enterprise as a whole, with such a set of elements, called the architecture of the enterprise. Enterprise Architecture Management (Enterprise Architecture Management), creates the basis for synchronization of all the above objects within the organization, and at the same time begins the cycle of their continuous change in order to optimize the business.

Keywords: business processes, enterprise architecture, management.

Архитектура предприятия — это практика анализа, проектирования, планирования и внедрения анализа предприятия для успешного выполнения по бизнес-стратегиям. Она помогает предприятиям структурировать ИТ-проекты и политики для достижения желаемых бизнес-результатов и оставаться в курсе отраслевых тенденций и сбоев, используя архитектурные принципы и практики, процесс, также известный как планирование архитектуры предприятия (EAP).

Идея архитектурного подхода была выдвинута Дж. Захманом в 1987 году. Рамки архитектуры предприятия появились в ответ на рост бизнес-технологий, особенно в 1980-х годах, когда компьютерные системы только закрепились на рабочем месте. Компании вскоре поняли, что им понадобится план и долгосрочная стратегия для поддержки быстрого роста технологий, и это остается верным и по сей день.

Современные стратегии управления архитектурой предприятия теперь распространяют эту философию на весь бизнес, а не только на ИТ, чтобы обеспечить соответствие бизнеса стратегиям цифрового преобразования и технологического роста. Это особенно полезно для крупного бизнеса, проходящего через цифровую трансформацию, потому что фокус идет на объединении унаследованных процессов и приложений для формирования более гладкой среды.

Архитектура предприятия руководствуется бизнес-требованиями организации — он помогает определить, как информация, бизнес и технологии идут вместе [3, c.215]. Это стало приоритетом для компаний, которые пытаются идти в ногу с новыми технологиями.

Организации, нацеленные на цифровые преобразования, должны обладать точной, надежной, безопасной и своевременной информацией. Такая информация может быть предоставлена только в результате грамотного использования современных информационных технологий. Только системный подход к получению, обработке и предоставлению информации позволит справиться с этой задачей. Лоскутная автоматизация отдельных частей предприятия без учета их взаимоотношений и учета предприятия в целом приносит ему вред, а не выгоду, и, как правило, значительно замедляет его развитие, а также может привести к более опасным последствиям. Поэтому очень важно рассматривать предприятие в целом в понятии «архитектура предприятия» [2, c.80].

При этом приходится констатировать, что в настоящее время в России распространение архитектурного подхода идет крайне медленно и еще не достигло уровня, необходимого для цифровой трансформации предприятий и цифровой экономики.

Существует множество подходов к построению архитектурных моделей предприятия. Обычно их называют фреймвоками (framework). На русский язык это слово часто переводят как логическая структура, рамочная модель или каркас. Однако точного перевода этого понятия не существует. Фреймвок — это набор методов, средств, моделей, рекомендаций, направленных, в данном случае, на развитие архитектуры предприятия.

В области архитектуры предприятия наиболее известны следующие фреймвоки:

FEAF — Federal Enterprise Architecture FrameworkDo

DAF — Departent of Defence Architecture Framework

TOGAF — The Open Group Architecture Framework

Для предприятия, занимающегося одним видом деятельности, разрабатывается одна архитектура предприятия и в ее контексте — единственная архитектура бизнес-процессов. Архитектура бизнес-процессов намного сложнее, когда речь идет о многопрофильном предприятии. Для такого предприятия разрабатывается корпоративная архитектура и архитектура для каждого продуктового направления бизнеса, выделенного в процессе диверсификации. Такое продуктовое направление бизнеса можно определить как «предприятие в миниатюре», выполняющее самостоятельные рыночные задачи с помощью собственных продуктов в рамках четко определенных целей — бизнес-стратегии (бизнес-стратегии).

Управление архитектурой предприятия — это практика, охватывающая фундаментальные аспекты управления бизнесом [1, c.135]. Оно включает в себя руководство фирмой, полное знание организационной структуры, уверенное направление, а также обеспечение эффективных IT-процессов для продвижения стратегии предприятия.

Тем не менее, в случае если управление архитектурой предприятия будет осуществляться только в одной области, целью является гармонизация архитектурных требований предприятия в понятный набор политик, процессов, процедур и стандартов, все из которых для обеспечения соответствия видения и стандартов организации с фактическими требованиями к бизнесу.

Оно не является академической дисциплиной, оторванной от нынешней реальности, и не основано на домыслах о том, что есть, а что нет. Управление архитектурой предприятия является неотъемлемой частью внедрения и поддержания бизнес-стратегий.

В заключение можно сделать следующие выводы: архитектура предприятия — это дисциплина управленческого инжиниринга, которая дает комплексное представление о предприятии, включая стратегическое планирование, организационное планирование, управление взаимодействием, совершенствование бизнес-процессов, управление информацией и знаниями, операционную деятельность.

Литература:

  1. Джестон Д., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. — СПб.: Символ-Плюс, 2018. –512 с.
  2. Калянов Г. Н. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://avtprom.ru/arkhitektura-predpriyatiya-i-instrumenty (дата обращения 20.11.2020)
  3. Менеджмент процессов / под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Роземанна, М. Кучелера. — М.: Эксмо, 2017. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): архитектура предприятия, предприятие, управление архитектурой, DAF, EAP, FEAF, TOGAF, архитектурный подход, организационная структура, продуктовое направление бизнеса.


Похожие статьи

Повышение производительности труда за счет управления бизнес-процессами

Изменение характера современных распределительных и цифровых рабочих мест приводит к изменению методов работы организации. В то время как руководители постоянно ищут способы экономии, особенно в трудные экономически времена. Они должны обеспечить мак...

Оценка рисков в ИТ-проектах на ранних этапах

Существует множество исследований, советов и практических рекомендаций, как управлять рисками в ИТ-проектах (информационные технологии). Менеджеру проекта кажется, что он знает, что нужно делать для управления рисками, но не всегда это приводит к усп...

Процессный подход в антикризисном управлении предприятием

На современных предприятиях основным подходом к управлению организацией является функциональный подход, при котором управление компанией происходит через функции, функциональных руководителей и подсистемы. Однако в современных условиях рыночной эконо...

Управление доходами и система планирования в организациях здравоохранения

Индустрия здравоохранения работает в сложной среде, на которую влияют различные факторы, находящиеся во внутренней и внешней среде. По этой причине высшему руководству необходимо развивать уникальные навыки, необходимые для прогнозирования потенциаль...

Технологии в системе управления персоналом

Технологии управления персоналом в различных организациях постоянно совершенствуются, что задает новые рабочие концепции. В последнее время, с пандемией и сдерживания мы видели рост использования технологий в различных областях работы, и отдел управл...

Функция мотивации в системе управления персоналом: кризис теории и реальности

В современной системе управления из всех имеющихся в компании ресурсов, человеческие ресурсы порой играют самую значительную роль в работе всей организации и определяют ее жизненный цикл. Необходимо мотивировать уникальных сотрудников к работе, дават...

Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях

Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...

Современные методы идентификации персонала при отборе в организации в условиях цифровой трансформации

Любое дело, занятие, предприятие или, иначе говоря, бизнес подразумевает постоянное совершенствование различных процессов с целью увеличения эффективности работы. Разумеется, важно и нужно учитывать все, но, при этом, команда и командоформирование яв...

Финансовое планирование, оценка и управление рисками и доходностью в финансовом менеджменте

Основным звеном организации является планирование, с помощью которого можно выяснить, что данное предприятие является доходным или де расходным. Оно позволяет выбрать самый рациональный и эффективный способ достижения целей, с учетом выявления и упра...

Применение CRM-систем в строительных организациях

Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) — это широко внедренная модель для управления взаимодействиями компании с клиентами и перспективами продаж. Он включает в себя использование технологий для организации, автоматизации и синхронизации бизн...

Похожие статьи

Повышение производительности труда за счет управления бизнес-процессами

Изменение характера современных распределительных и цифровых рабочих мест приводит к изменению методов работы организации. В то время как руководители постоянно ищут способы экономии, особенно в трудные экономически времена. Они должны обеспечить мак...

Оценка рисков в ИТ-проектах на ранних этапах

Существует множество исследований, советов и практических рекомендаций, как управлять рисками в ИТ-проектах (информационные технологии). Менеджеру проекта кажется, что он знает, что нужно делать для управления рисками, но не всегда это приводит к усп...

Процессный подход в антикризисном управлении предприятием

На современных предприятиях основным подходом к управлению организацией является функциональный подход, при котором управление компанией происходит через функции, функциональных руководителей и подсистемы. Однако в современных условиях рыночной эконо...

Управление доходами и система планирования в организациях здравоохранения

Индустрия здравоохранения работает в сложной среде, на которую влияют различные факторы, находящиеся во внутренней и внешней среде. По этой причине высшему руководству необходимо развивать уникальные навыки, необходимые для прогнозирования потенциаль...

Технологии в системе управления персоналом

Технологии управления персоналом в различных организациях постоянно совершенствуются, что задает новые рабочие концепции. В последнее время, с пандемией и сдерживания мы видели рост использования технологий в различных областях работы, и отдел управл...

Функция мотивации в системе управления персоналом: кризис теории и реальности

В современной системе управления из всех имеющихся в компании ресурсов, человеческие ресурсы порой играют самую значительную роль в работе всей организации и определяют ее жизненный цикл. Необходимо мотивировать уникальных сотрудников к работе, дават...

Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях

Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...

Современные методы идентификации персонала при отборе в организации в условиях цифровой трансформации

Любое дело, занятие, предприятие или, иначе говоря, бизнес подразумевает постоянное совершенствование различных процессов с целью увеличения эффективности работы. Разумеется, важно и нужно учитывать все, но, при этом, команда и командоформирование яв...

Финансовое планирование, оценка и управление рисками и доходностью в финансовом менеджменте

Основным звеном организации является планирование, с помощью которого можно выяснить, что данное предприятие является доходным или де расходным. Оно позволяет выбрать самый рациональный и эффективный способ достижения целей, с учетом выявления и упра...

Применение CRM-систем в строительных организациях

Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) — это широко внедренная модель для управления взаимодействиями компании с клиентами и перспективами продаж. Он включает в себя использование технологий для организации, автоматизации и синхронизации бизн...

Задать вопрос