В статье описаны некоторые психологические барьеры и проблемы, которые часто возникают при взаимодействии учителя начальных классов с родителями первоклассника.
Ключевые слова: психологические барьеры и проблемы между учителем начальных классов и родителями первоклассника.
The article describes some psychological barriers and problems that often arise in the interaction of primary school teachers with first-grader's parents.
Keywords: psychological barriers and problems between a primary school teacher and first-grader's parents.
В настоящее время важную роль в адаптации первоклассника к школьной жизни играет сотрудничество между учителем начальных классов и родителями. Оно влияет на психическое и психологическое его состояние, эмоциональный фон общения с классом, а также на поведение и успешность овладения учебной деятельностью первоклассником.
Однако при сотрудничестве с родителями первоклассника у учителя начальных классов могут возникнуть психологические барьеры. Под ними мы понимаем психологическое препятствие адекватной передачи информации об учебной деятельности первоклассника; и психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, не позволяющей ему совершать определенные действия, — внутреннее препятствие психологического характера: сопротивление, страх, неуверенность и т. д. Психологические барьеры часто мешают установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок. В социальном поведении психологические барьеры представлены коммуникативными барьерами (барьерами общения), а также смысловыми барьерами, к которым относится взаимное непонимание между людьми, возникающее во время общения, как следствие того, что участники коммуникации придают разные значения одним и тем же событиям. [1]
К психологическим барьерам между учителем начальных классов и родителями первоклассника относятся: загруженность учителя начальных классов и родителей первоклассника. В связи сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире у учителя появляется дополнительная нагрузка, т. е. организация дистанционного онлайн-обучения, написание и разработка образовательных программ, связанных с данным видом обучения, поскольку раньше это в школе не практиковалось. Родители первоклассника тоже заняты на своей работе и времени для общения с учителем своего ребёнка практически не остаётся.
Психологическое (эмоциональное) состояние учителя начальных классов и родителей первоклассника также оказывает непосредственно воздействует на их общение. Если родители будут негативно настроены при взаимодействии с учителем, то конструктивного диалога не получится. Чаще всего инициаторами конфликтов бывают именно родители, которые не считаются, например, с мнением молодого педагога, воспринимая его как неопытного специалиста, часто критикуют, обучают, ругают и не желают слушать и слышать.
Иногда учитель начальных классов может использовать давно сложившиеся схемы и приёмы взаимодействия с родителями первоклассника, которые не соответствуют запросам современного общества. Это тоже может оказаться психологическим барьером при общении данных субъектов образовательного процесса. Современные родители предпочитают получать информацию об успехах учебной деятельности своего ребёнка, не отходя от телефона. Поэтому учителю часто приходиться создавать группу в «WhatsApp».
К другим психологическим барьерам взаимодействия можно отнести и негативный опыт общения родителей с учителем. Если в семье появляется следующий ребёнок, но были проблемы с учителем первенца или, например, детская психологическая травма одного из родителей из-за его школьного педагога, то возможно негативный опыт родителей отразится на общении и с новым учителем. При этом педагогу придётся сильно постараться, чтобы изменить мнение родителей первоклассника, «переманить» на свою сторону и сделать своими союзниками, а это бывает порой невозможно, если учитель начальных классов не владеет навыками грамотного педагогического общения и педагогической смекалкой.
Некоторые учителя начальных классов используют профессиональную терминологию при взаимодействии с родителями первоклассника, тем самым совершая ошибку. Сами того не подозревая, они ставят под угрозу дальнейшее взаимодействие. Чаще всего родители не понимают, что пытается до них донести педагог. Так накаливается недопонимание, и теряется всякая надежда на дальнейшее сотрудничество.
Кроме психологических барьеров между учителем начальных классов и родителями первоклассников могут возникать и психологические проблемы. Под психологическими проблемами взаимодействия учителя с родителями мы понимаем проблемы, которые связаны с психологическим развитием обучающегося. С этими проблемами нередко родители первоклассника обращаются к своему учителю начальных классов. К таким проблемам относятся: неустойчивое эмоциональное состояние первоклассника; психологическая депривация младшего школьника; задержка психологического развития первоклассника; тревожность и агрессивность первоклассника; его девиантное поведение; педагогическая запущенность ученика; первоклассники с ОВЗ; отсутствие навыков конструктивного общения первоклассника; неблагополучные семьи младших школьников; языковой барьер, связанный с процессами миграции семьи первоклассника и т. д. [2]
Для предотвращения психологических барьеров с родителями первоклассника дадим несколько советов учителю начальных классов.
Во-первых, учителю следует ознакомиться с семейной историей каждого первоклассника, узнать больше о его родителях через личные встречи. Не бояться брать паузу на раздумья, призывать в помощь третью сторону (психолог, логопед, методист). В малом можно пойти на уступки, уметь договариваться.
Во-вторых, при общении с неблагополучной семьёй учитель должен «чувствовать» грань между помощью и самопожертвованием, и её не переступать.
В-третьих, при взаимодействии с семьёй мигрантов первоклассника нужно лучше изучить их культуру, традиции, нравы и обычаи и относиться с уважением, показывать желание познакомиться ближе.
В-четвёртых, научиться рефлексивно слушать. Это значит необходимо дословное повторение (это ли хотел сказать); перефразирование, т. е. правильно я понял; уточнение (как часто это происходит, что именно беспокоит и т. д.); резюмирование. Уметь внести предположение; дать достойный выход из ситуации, совет, ненавязчивую рекомендацию; задать границы общения: через неделю встретимся по результатам (записать вместе с родителями — это организует, мотивирует к честному выполнению своих обязательств).
В-пятых, учителю начальных классов нужно выяснить как лучше донести информацию родителям первоклассников, в какой форме они лучше её воспримут, например, на слух или визуально.
В-шестых, при общении с родителями первоклассника учителю следует избегать профессионального сленга, объяснять, уточнять непонятные слова; следить за собой, дослушивать; дать возможность высказаться; подумать, а вам будет приятно услышать этот вопрос.
В-седьмых, учитель должен помнить, что его главной задачей при взаимодействии с семьёй первоклассника является её сохранение, а также помощь. [3]
Таким образом, учителю начальных классов при взаимодействии с родителями первоклассников следует быть предусмотрительным, заранее изучить возникающие психологические барьеры и проблемы общения и предотвратить их возникновение. Общение учителя и родителей тесно связано с успешностью обучения первоклассника, поэтому очень важно, чтобы взаимодействие было эффективным и благополучным.
Литература:
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин».: Харвест; Минск; 1998.
- Ozmen F. The Communication Barriers between Teachers and Parents in Primary Schools / F. Ozmen, C. Akuzum, M. Zincirli, G. Selcuk // Eurasian Journal of Educational Research. — 2016. — Vol. 66. — P. 27–46. Электронный ресурс] — URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1149130 (дата обращения: 20.08.2020).
- Кудливская Ю. А. Барьеры в общении с родителями Электронный ресурс] — URL: https://kudlivskaya-nfdou12.edumsko.ru/articles/post/1408019 (дата обращения: 23.11.2020).