Обязательное медицинское страхование в РФ в условиях пандемии коронавируса COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, А. П. Обязательное медицинское страхование в РФ в условиях пандемии коронавируса COVID-19 / А. П. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75551/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье рассматривается общая характеристика договора ОМС, изменения, введенные в правовое регулирование обязательного медицинского страхования в современных условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Ключевые слова: страхование, медицинское страхование, обязательное медицинское страхование, COVID-19, коронавирусная инфекция.

The article discusses the general characteristics of the compulsory medical insurance agreement, the changes introduced into the legal regulation of compulsory health insurance in the current distribution of coronavirus infection COVID-19.

Key words: insurance, medical insurance, compulsory medical insurance, COVID-19, coronavirus infection.

Здоровье граждан — важная социальна и экономическая категория для государства, отражающая уровень общественного развития и достижение государством своей социальной функции. Высокая смертность и заболеваемость население влекут за собой также экономические потери государства. Для обеспечения стабильности развития государства необходимо поддерживать высокий уровень жизни населения и грамотно выстраивать политику в системе здравоохранения.

В связи с распространением в мире, в то числе и в нашей стане, новой коронавирусной инфекции, нельзя обойти вниманием такой вид личного страхования как обязательное медицинское страхование и обзор изменений, которые претерпела система обязательного страхования в РФ.

Вспышка коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, признана 30 января 2020 Всемирной организацией здравоохранения чрезвычайным положением в области общественного здравоохранения, имеющее мировое значение [8].

Современные государства недооценили серьезность заболевания и ее быстрое распространение, а их системы здравоохранения, как оказалось, не готовы обеспечить большое количество заболевших должным лечением.

В это связи в данной статье мы дадим общую характеристику договора ОМС в системе договоров личного страхования, а также рассмотрим изменения, введенные в правовое регулирование обязательного медицинского страхования в современных условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

К основным нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования, относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ, Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1].

Под договором личного страхования понимается соглашение посредствам которого, одна сторона (страховщик) берет на себя обязательство за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить разово или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая) [2].

Согласно ст. 3 «ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, который представляет собой механизм создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Объектом медицинского страхования являются имущественные интересы, связанные с оплатой организации и оказанием медицинской и лекарственной помощи и иных услуг вследствие расстройства здоровья физического лица или состояния физического лица, требующих организации и оказания таких услуг, а также проведения профилактических мероприятий, снижающих степень опасных для жизни и здоровья физического лица угроз и (или) устраняющих их (медицинское страхование) [3].

Отличительными чертами ОМС являются:

− выплата страхового обеспечения осуществляется не в денежном выражении, а в виде услуги,

− при предоставлении медицинских услуг разделения между получателями таких услуг не производят,

− возмещения материального ущерба в медицинском праве не происходит, и денежная помощь гражданам не оказывается, а оплачиваются оказанные им медицинскими организациями услуги.

Источниками финансирования ОМС являются средства федерального и территориальных бюджетов, страховые взносы организаций за работников, страховые взносы ИП.

Таким образом, договор обязательного медицинского страхования является одним из видов личного страхования, обязанность страхования при ОМС вытекает из закона, осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан, работодателей и интересов государства и реализует социальную функцию государства.

Что касается нововведений, а лучше сказать ограничений, введенных в связи с распространением коронавирусной инфекции, то стоит подробнее остановиться на Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией». Данным правовым актом введены некоторые особенности получения медицинских услуг. В частности 1) приостановлены диспансеризации и профилактические медосмотры граждан, в том числе и несовершеннолетних, 2) для получения плановой медпомощи в стационаре и для назначения отдельных лабораторных исследований требуется направление врача или регионального органа здравоохранения, 3) медицинская помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, а также находящимся на заместительной почечной терапии (диализ) оказывается в полном объеме, 4) приостановлены плановые проверки страховых медорганизаций, плановые медико-экономические экспертизы и экспертизы качества медпомощи, за исключением медико-экономических экспертиз медпомощи при онкозаболеваниях, остром нарушении мозгового кровообращения, остром коронарном синдроме, а также медико-экономические экспертизы по обращениям застрахованных лиц, 5) оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной форме при острых респираторных вирусных заболеваниях осуществляется с учетом потребностей застрахованных лиц, 6) оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, осуществляется по подушевому нормативу финансирования медицинской организации на прикрепившихся лиц с учетом приостановления профилактических мероприятий, 7) в территориальной программе обязательного медицинского страхования устанавливается объем медицинской помощи при проведении лабораторных исследований, направленный на подтверждение заболевания COVID-19, а также нормативы финансовых затрат на одно исследование, 8) продлены сроки действия временных свидетельств, подтверждающих оформление полиса ОМС, 9) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе увеличить сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме [6].

Постановление вступает в силу со дня опубликования и действует по 31 декабря 2020 г.

Данный подзаконный акт показывает нам, что для граждан ограничены прохождение диспансеризации, профилактических медосмотров, а также плановой госпитализации, государство направило все силы на борьбу с коронавирусной инфекцией. Несомненно, во избежание страшных последствий указанной инфекции, введенные ограничения в реализации гражданами своих конституционных прав по получению бесплатной медицинской помощи оправданы.

Для обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами Минздрав вынес Приказ № 198н, в соответствии с которым появилась возможность дистанционной выписки пациентам лекарственных средств, доставки их на дом [7]. Эта мера соответствует требованиям современного общества, своевременна и способствует большей цифровизации населения.

Для выполнения социальной функции государство обеспечивает граждан бесплатной медицинской помощью, реализуя ее через систему обязательного медицинского страхования. В современных условиях распространения коронавирусной инфекции наше правительство приняло меры по частичному ограничению граждан в реализации своих прав по получению бесплатной медицинской помощи, преследуя цель минимизации жертв вируса COVID-19 и направив все силы на борьбу с пандемией. Данные ограничения оправданы и носят временный характер.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) / / Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 438.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — ст. 410.
  3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 06.12.2010. — N 49. — ст. 6422.
  4. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. — 19.07.1999. — № 29. — Ст. 3686.
  5. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 28.11.2011. — № 48. — Ст. 6724.
  6. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 432 “Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией” // Собрание законодательства РФ. — 13.04.2020. — № 15 (часть IV). — Ст. 2286.
  7. Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (ред. от 29.04.2020) «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.03.2020.
  8. Пандемия COVID-19 [Электронный ресурс] Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пандемия_COVID-19 (дата обращения: 24.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): обязательное медицинское страхование, бесплатная медицинская помощь, инфекция, личное страхование, медицинская помощь, медицинское страхование, современное условие распространения, базовая программа, обязательное социальное страхование, Российская Федерация.


Задать вопрос