Актуальность темы статьи обусловлена ростом популярности и востребованности авиатуров, что связано со значительным снижением стоимости авиаперевозок после выхода на российский и международные рынки авиакомпаний лоукостеров, а также увеличения объема чартерных авиаперевозок и роста конкуренции на рынке авиационных услуг в целом. Автором разработано предложение по формированию партнёрских программ турпредприятий с авиакомпанией, для создания и реализации туристских продуктов по направлению Италия.
Ключевые слова : авиакомпания, турпредприятия, авиаперевозки, жесткий блок, мягкий блок, авиатур
Авиаперелеты являются неотъемлемыми образующими компонентами все большего количества туров, что связано с расширением географии международного туризма. Хотя с учетом площади нашей страны, зачастую для организации туров по России, также не обойтись только автобусными или железнодорожными перевозками. Только авиация способна в кротчайшие сроки доставить туристов в любой уголок мира, даже если для этого необходимо преодолеть леса, горы и океаны [1].
Актуальность выбранной темы обусловлена ростом популярности и востребованности авиатуров, что связано со значительным снижением стоимости авиаперевозок после выхода на российский и международные рынки авиакомпаний лоукостеров (экономичные авиакомпании с минимальными ценами на билеты, где любые дополнительные услуги, например питание и провоз багажа, предоставляются за дополнительную плату), а так же увеличением объема чартерных авиаперевозок и ростом конкуренции на рынке авиационных услуг в целом.
Целью данной работы является разработка предложения по формированию партнёрских программ турпредприятий с авиакомпанией для создания и реализации туристских продуктов по направлению Италия.
Вопросы деятельности туристских компаний и авиаперевозок в большей степени рассматриваются отдельно друг от друга, как в учебно-научной литературе, так и в законодательных актах Российской Федерации, хотя они тесно связаны друг с другом. От характера взаимоотношений между авиационными предприятиями и туристскими компаниями зависит не только доступность авиатуров для потребителей услуг, но и развитие международного туризма в целом, и направленность турпотоков в частности. Развитие новых направлений в туризме, таких как сельский туризм, экотуризм, этнотуризм также будет зависеть от доступности авиаперевозок [2]
Каждая туроператорская компания в зависимости от своей внутренней политики, объемов продаж и финансовых возможностей выбирает различные схемы работы с авиакомпаниями.
В международной практике работы крупных туристских холдингов имеется тенденция формирования собственного авиапарка при достижении больших объемов продаж, так как это дает туроператорам некоторую свободу в формировании полетных планов и развитии нужных им направлений, а так же гарантирует наличие необходимого им количества бортов для перевозки туристов.
Наличие собственной авиакомпании коммерчески оправдано только в том случае, если оператор имеет большую потребность в перевозке, способен выполнять круглогодичные программы или равномерно сочетать летние и зимние. К тому же это не избавляет оператора от необходимости взаимодействия с другими перевозчиками на немассовых направлениях или на тех, куда летают только регулярные рейсы.
На российском рынке представляют свой продукт такие крупные игроки с собственными авиакомпаниями, как: Пегас Туристик с авикомпанией Nord Wind. Ряд других крупных операторов работают с авиакомпаниями на условиях стратегического партнерства: Анекс Тур с авиакомпанией Azur Air, Tez Tour с авиакомпанией I Fly, Mouzenidis с авиакомпанией Ellinair, Coral Travel с авиакомпанией Royal Flight.
Так же отдельно имеет смысл выделить одного из крупнейших российских туроператоров — Библиоглобус. Данный туроператор не имеет собственную авиакомпанию, но тесно сотрудничает с авиакомпанией Россия, входящей в группу компаний Аэрофлот. Именно этот пример можно рассматривать как один и самых эффективных и взаимовыгодных в отношении партнерства авиакомпании и туроператора.
Большинство других достаточно крупных туроператорских компаний предпочитают иметь несколько партнеров по авиаперевозкам для расширения ассортимента или выбирают по каждому отдельному направлению тех, чьи предложения будут наиболее выгодными с точки зрения цен [3].
Так, например, туроператор Амиго-С по Чехии берет «жесткие блоки» мест на рейсах авиакомпаний Czech Airlines и Smart Wings, а также приобретает из свободной продажи билеты на рейсы авиакомпаний Победа, Уральские авиалинии и другие.
Направления Франция, Германия, ОАЭ, Хорватия, Черногория, Таиланд, Болгария и некоторые другие полностью представлены с перелетом регулярными рейсами на билетах из свободной продажи (без блоков).
Туры в Испанию предлагаются различными авиаперелетами в зависимости от курортов, в частности оператор тесно сотрудничает с авиакомпанией Сибирь (S7) и круглогодично берет «жесткие блоки» мест на остров Тенерифе, а в летний сезон в регионы Коста Бланка и Мурсия.
Для организации туров в Италию оператор пользуется услугами многих авиакомпаний как российских, так и зарубежных. Рейсы в Римини осуществляются круглогодично, но договора подписываются посезонно, в летнем сезоне 2019 года полетная программа строится на базе рейсов авиакомпании Уральские авиалинии с выкупом блоков мест. Туры в другие города и регионы осуществляются на базе регулярных рейсов с билетами из свободной продажи, это туры на Сицилию, Лигурию, о.Искью, Побережье Одиссея, Амальфи, Веницианское побережье, туры в города — Рим, Пиза, Флоренция, Венеция и многие другие. Помимо этого, туроператор выкупает блоки мест в Рим на регулярных рейсах, не цепочкой, а отдельными датам на праздники — на Новый год, 23 февраля, 8 марта, майские праздники и многие другие. Основными партнерами в данных программах на протяжении последних двух лет являются авиакомпании Уральские авиалинии и итальянский национальный авиаперевозчик — Alitalia.
При исследовании поведения и партнерских программ, реализуемых конкурентами, можно сделать вывод, что собственный авиапарк может значительно снизить себестоимость турпродуктов компании, а также дать большую свободу в планировании полетных программ. У туроператора не будет необходимости подписывать договор на цепочку полетов продолжительностью от 90 дней, как этого зачастую требуют авиакомпании, он сможет планировать полетную программу ровно на тот период времени, в течение которого максимально уверен в высоком спросе. В тоже время содержание собственного авиапарка накладывает на туроператора больше ответственности и влечет большие риски. В частности, туроператор не может сокращать полетную программу, только перекинуть самолеты на другое направление, ведь когда самолет на земле он не просто не приносит прибыли, но и получает убытки.
Туроператор Амиго-С довольно крупная туроператорская компания, но все же на их объемах рано говорить о создании собственного авиапарка. Это связано, во-первых, с тем, что многие направления деятельности еще не достигли объема продаж необходимого для еженедельной загрузки целых самолетов. Но даже по таким направлениям как Чехия и Испания, где объемы продаж соответствуют необходимым для загрузки собственных бортов, фрахтование самолетов и тем более создание собственного авиапарка видится не целесообразным, так как покупка блоков мест на разных рейсах у разных авиакомпаний дает туроператору конкурентное преимущество по части расширение ассортимента продуктов. Потребителю предоставляется выбор авиакомпаний и времени вылета, каждый может приобрести то, что подходит именно ему.
В то же время, нельзя не учитывать важность снижения себестоимости продукции для туроператорской компании, ведь это прямым образом влияет на конечную стоимость турпродукта и дает одно из сильнейших конкурентных преимуществ.
В качестве одного из перспективных вариантов партнерской программы между туроператором и авиакомпанией можно рассмотреть оформление договора на «мягкие блоки» мест по направлениям, которые в настоящее время рассчитаны на базе перелетов регулярными рейсами с билетами из свободной продажи.
Договор на «мягкий блок» кресел в самолете может включать разные условия и ограничения. Один из самых популярных типов договоров на «мягкие блоки» — когда за туроператором фиксируется определенное количество кресел на рейсах, курсирующих в определенный период времени (2–4 месяца).
Второй возможный вариант договора на «мягкий блок» предусматривает обязательство туроператора на реализацию определенного количества мест за определенное количество времени. Например, продать не менее 80 мест за период в 3 месяца по определенному маршруту. При таких условиях авиакомпания дает туроператору блочный тариф, при этом, если туроператор не полностью выполнит обязательства, скажем, продаст только 70 мест, все проданные места будут пересчитаны по стандарт ному тарифу, который будет выше, например на 20 %.
При таком договоре у туроператора есть два принципа, по которым он может производить расчет стоимости турпродукта — закладывать в туры стандартный не блочный тариф и получать дополнительную прибыль по итогу сезона, если выполнит обязательства по количеству проданных мест. Либо если условия договора лояльны и обязательства по объему мест кажутся реально выполнимыми — сразу закладывать в стоимость турпродукта блочный тариф, что повлечет снижение стоимости турпродукта и сделает его более привлекательным на фоне конкурентов, и соответственно повлечет увеличение объема продаж.
На примере направления Италии можно рассмотреть вариант партнерской программы с авиакомпанией. В частности, Амиго-С активно ведет продажу туров из Москвы в Рим на круглогодичной основе, в стоимость туров по данному направлению включены авиабилеты на регулярные рейсы из свободной продажи. По маршруту Москва — Рим — Москва летает несколько авиакомпаний, к ним относятся прямые рейсы авиакомпаний: Аэрофлот, Уральские авиалинии, Победа, Сибирь, Alitalia.
Каждая авиакомпания имеет свои преимущества, но по опыту последних полутора лет работы с блочными группами, авиакомпания Уральские авиалинии предлагает самые выгодные условия сотрудничества, к тому же туроператор уже работает с данной авиакомпанией по договору на цепочку «жестких блоках» мест по маршруту Москва-Римини, и брал у них блоки на группы в праздничные даты, что сможет быть преимуществом при переговорах о составлении новой партнерской программы.
С целью минимизации цен по договору на «мягкий блок», можно договориться с авиакомпанией, чтобы билеты по блочному тарифу включали в себя бесплатную норму багажа весом 15 кг. Такая практика на рынке туристских услуг уже имеется, например, на рейсах авиакомпании Nord Wind.
Исходя из этих данных можно предложить партнерскую программу сотрудничества туроператора Амиго-С с авиакомпанией Уральские авиалинии на следующих условиях:
− обязательства по реализации билетов составят 70 мест в период с июля по октябрь;
− стоимость авиабилета по маршруту туда-обратно на 1 человека с багажом в 15 кг и всеми сборами составит 190 евро при выполнении обязательств по объему реализации
− стоимость всех проданных авиабилетов при невыполнении обязательств будет пересчитана по тарифу 220 евро;
− данные цены актуальны при бронировании не менее чем за 10 дней до вылета;
− цены даны на билет по маршруту туда-обратно и не зависят от продолжительности пребывания туристов в Италии;
− цены актуальны для вылетов и возвратов в любой день недели прямыми рейсами авиакомпании Уральские авиалинии (вылеты как туда так и обратно по данному направлению авиакомпания осуществляет 4 раза в неделю — по понедельникам, средам, субботам и воскресеньям);
− предоплата за 10 билетов вносится до начала бронирований в размере 1900 евро, и считается оплатой за последние 10 билетов;
− оплата каждого забронированного авиабилета производится не позднее чем за 7 дней до вылета из расчета по тарифу 190 евро за билет туда-обратно;
− помимо предоплаты туроператор вносит депозит в размере 2100 евро, который будет ему полностью возвращен при выполнении обязательств по объему реализации или возвращен частично при невыполнении обязательств по объему реализации, после пересчета стоимости проданных билетов;
− бронирование билетов происходит с внесением данных пассажиров на базе стандартной процедуры, выписка билетов происходит после внесения туроператором оплаты, но не позднее, чем за 3 дня до вылета.
Литература:
- Потенциал и современные направления роста отечественной экономики: монография: в 2 ч. Часть 2 / под общ. ред. Л. Г. Руденко. — М.: изд. «МУ им. С. Ю. Витте», 2020. — 294 с.
- Руденко, Л. Г. Этно-отели — новый тренд в развитии этнографического туризма / Л. Г. Руденко // Вестник РМАТ. — 2018. — № 4. — С. 136–143.
- Руденко Л. Г. Экономика организаций: учебное пособие /Л. Г. Руденко, О. Г. Арасланова, В. М. Караулов, И. П. Исаева, под общ. ред. Л. Г. Руденко. — Московский университет им. С. Ю. Витте. Каф. экон. гор. хоз-ва и сферы обслуж. [Электронное издание]. — М.: изд. «МУ им. С. Ю. Витте», 2014. — 282 с. — 4,28 Mb.