Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей в торговом обслуживании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Коцарь, Е. И. Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей в торговом обслуживании / Е. И. Коцарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75355/ (дата обращения: 16.11.2024).



Главной целью торговой деятельности является обслуживание потребностей всего населения. Торговая деятельность имеет важную роль в развитии социально-направленной экономики страны. Граждане-потребители являются конечными потребителями приобретенных товаров по договору розничной купли-продажи, где договор выступает основной правовой формой торгового обслуживания всего населения и является важным средством максимального удовлетворения потребностей граждан в качественных и безопасных для жизни, здоровья и имущества товаров, формирования и развития цивилизованного рынка потребительских товаров, повышения уровня жизни, благосостояния всего населения. В реалиях сегодняшней экономики, потребители оказываются в неравном положении по отношению к их контрагентам (продавцу, изготовителю, импортеру). Именно поэтому потребители в сфере торгового обслуживания нуждаются в наибольшей защите своих прав со стороны государства. А само торговое обслуживание должно иметь «потребительскую направленность» и следовать развитию качества обслуживания, безопасности товаров и т. п.

Под торговлей (торговой деятельностью), понимается разновидность предпринимательской деятельности, которая связана с приобретением и продажей товаров. Так, именно при покупке товаров завершается процесс признания производственного товара как общественной потребительской стоимости и подтверждается целесообразность его изготовления, доставки, продажи.

Стоит отметить, что торговля — вид деятельности, который связан не только с куплей-продажей товаров, но и оказанием услуг определенным покупателям. Однако говорить об услугах торгового обслуживания в РФ можно лишь условно в виде разграничения данной торговой деятельности с понятием «работа».

Если обращаться к «ГОСТ Р 51304–2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования» [1], то можно увидеть, что услуги розничной торговли включают в себя: реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров и др. Таким образом, очевидно, что реализация товаров — это вовсе не услуга, а существо торгового обслуживания.

Потребности, реализуемые в сфере торгового обслуживания, воплощаются в: качестве и количестве товаров, обеспечивающих сохранение и дальнейшее развитие достигнутого уровня потребления; условиях приобретения товаров, потребления услуг, обеспечивающих экономию времени, комфортность покупки; стремлении к самовыживанию через приобретение или заказ определенных товаров, отвечающих культурному уровню, вкусу и взглядам потребителя, его привычкам и наклонностям; социальном общении, получении и передаче необходимой и достоверной информации.

Под качеством торгового обслуживания, понимается совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей, включающая в себя удовлетворение покупательского спроса, требований и запросов покупателя, обеспечение необходимого уровня условий торгового обслуживания покупателей, высокая культура обслуживания.

Основной задачей любого торгового предприятия является обеспечение высокого уровня торгового обслуживания, кроме того, это является одним из основных средств стимулирования продаж, путем удовлетворения требований потребителя-покупателя.

Главной договорной конструкцией в торговом обслуживании является договор розничной купли-продажи, который является двусторонним, консенсуальным и возмездным. Его существенными условиями являются: предмет (наименование и количество товара); цена товара; срок оплаты товара (при покупке в кредит). На стороне продавца всегда выступает коммерческая организация или гражданин-предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, а на стороне покупателя — любой субъект гражданского права. Данный договор является публичным. В связи с чем, к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК РФ [2].

Под розничной торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяется Закон РФ «О защите прав потребителей» [3] и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды договора розничной купли-продажи:

  1. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок. Такой договор заключается с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. В случае если покупатель не явится за товаром в оговоренный срок или не совершит иных необходимых для принятия товара действий, то продавец имеет полное право полагать, что покупатель отказался от исполнения договора (п. 1 ст. 393 ГК РФ).
  2. Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продажи. Статьей 497 ГК РФ, закреплена конструкция договора розничной купли-продажи по образцам. Специфика данного договора в том, что он заключается в результате ознакомления покупателя с экземпляром товара, который выставлен в демонстрационном (торговом) зале, либо по описанию товара, содержащемуся в каталоге художественных изображений или информации о товаре, буклете, по фотографиям и другим информационным материалам или посредством средств связи, а также по рекламным объявлениям о продаже товаров. Указанные сведения о товаре должны содержать полную, достоверную и доступную информацию, которая характеризует предлагаемый товар. Ознакомление с товаром способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления с товаром или его образцом, в п. 2 ст. 497 ГК РФ именуется как дистанционный способ продажи товара. Ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет, что договор может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, которое может содержаться в каталогах, проспектах, буклетах, представлено на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора способами.

Главной особенностью, позволяющей отграничить дистанционную продажу и по образцам от других способов продажи товаров, является то, что потребитель не имеет возможности изучить, осмотреть непосредственно ту вещь, которую он намерен купить. Он выбирает товар на основании визуальных образов и текстового описания товаров, услуг с помощью самых различных коммуникативных средств, таких как телевидение, видеотекст, Интернет, каталоги, рекламные объявления, или любой другой способ коммуникации [4].

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до передачи или в течение недели после его доставки, причем без объяснения причин такого отказа. Он также вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара в том случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара. Реализация покупателем права на отказ от исполнения договора возможна при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных последним в связи с совершением действий по выполнению договора. При возврате товара продавец обязан вернуть покупателю, не позднее чем через десять дней после предъявления соответствующего требования, стоимость товара за вычетом расходов, связанных с доставкой возвращенного товара от потребителя.

Единственное исключение сделано для товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, если он может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Однако такой запрет закрепленный в п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», входит в противоречие с п. 4 ст. 497 ГК РФ, где установлено, что покупатель до передачи товара вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора.

В этой связи нам представляется, что ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» ущемляет права потребителей и требует соответствующей законодательной корректировки.

Одной из правовых проблем является отсутствие законодательно закрепленного порядка, формы, а также условий заключения договора купли-продажи дистанционным способом. На практике такой договор либо не заключается вовсе, либо содержит условия, ущемляющие права потребителей. При приобретении товаров через Интернет потребитель остается практически вне защиты со стороны законодательства РФ.

Считаем необходимым урегулировать в Гражданском кодексе РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей», Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» указанный вопрос, путем закрепления порядка, формы, а также условий заключения договора купли-продажи дистанционным способом, закрепив следующие гарантии потребителей перед заключением такого договора: обязательное предоставление информации об особенностях электронного договора; установление минимального перечня сведений, который должен содержать в себе электронный договор, а также форму предоставления этих сведений.

Необходимо установить ответственность посредников продавцов за предоставление недостоверных или неполных сведений на сайтах магазинов.

Также требуется установление обязательного перечня сведений о юридическом лице, которые размещаются на сайте, а также информации о посреднике, регулирующем работу самого сайта.

Имеется необходимость в создании обязательного реестра интернет-магазинов, в котором будут содержаться актуальные сведения о продавце, доступные всем потребителям.

Правила продажи товаров дистанционным способом устанавливают для продавца обязанность по передаче товара покупателю в порядке и сроки, устанавливаемые договором. В том случае, если срок доставки товара не определен и отсутствует возможность определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Но это размытое понятие разумный срок может растянуться на несколько месяцев. В связи с чем, считаем необходимым определить временные границы для выполнения заказа дистанционным способом. В случае, если данный срок не устанавливается договором, оптимальный срок можно установить в 30 дней с момента заказа.

  1. Продажа товаров с использованием автоматов. Продавцом в данном виде договора розничной купли-продажи выступает владелец автомата, которому последний может принадлежать как на праве собственности, так принадлежать на праве аренды. Таким владельцем может быть лишь коммерческая организация или гражданин-предприниматель [5]. На владельцев соответствующих автоматов, согласно ст. 498 ГК РФ, возложена обязанность довести до сведения покупателей информацию о продавце товаров, его фирменном наименовании, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые должен совершить покупатель, чтобы получить товар. Такая информация доводится до покупателя путем помещения соответствующих сведений на автомате либо иным способом.

Проблема с использованием вендинговых аппаратов заключается в том, что зачастую они устанавливаются в общественных местах, где люди как правило, не имеют возможности долго задерживаться (метро, вокзалы, фудкорты на различных мероприятиях, парки) и в случае если аппарат не выдал товар, потребитель часто ничего не предпринимает, так как восстановить нарушенное право крайне затратное по временным рамкам занятие. Так, в случае невыдачи товара из автомата, потребителю необходимо связаться с его владельцем по реквизитам, указанным на самом автомате, а в худшем случае необходимо непосредственно обратиться по указанному адресу. Кроме того, для подтверждения своей правоты, потребителю необходимо будет сослаться, например, на свидетельские показания, то есть привести свидетеля. Таким образом, допустим за невыдачу шоколадного батончика, потребителю придется потратить свое время, дополнительные расходы, что по мнению большинства людей того не стоит. В этой связи полагаем, что помимо продавца товаров, обязанность возвратить оплаченный товар или уплаченную сумму следует также возложить на лицо, предоставившее продавцу в аренду место под установку автомата, поскольку арендодатель или его уполномоченные представители находятся всегда в непосредственной близости места продажи.

Представляется, что торговле посредством торговых автоматов должна быть уделена отдельная статья не только в ГК РФ, но и в Законе «О защите прав потребителей», а кроме того необходимо принятие специального нормативно-правового акта, регулирующего этот специфический вид торговой деятельности, что позволит упорядочить правовое регулирование и обеспечить стабильность ведения предпринимательской деятельности с использованием нестационарных торговых объектов.

  1. Продажа товара с условием о его доставке покупателю (ст. 499 ГК РФ). По общему правилу, предусмотренному ст. 316 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар непосредственно после его оплаты в торговом заведении. Однако стороны своим соглашением могут возложить на продавца обязанность по доставке оплаченного товара.
  2. Договор найма-продажи (ст. 501 ГК РФ). Особенностью договора найма-продажи является то, что у продавца сохраняется право собственности на товар, который он передает покупателю. Последний до момента приобретения товара себе в собственность имеет право только пользоваться товаром. Такой вид договора является смешанным, и кроме норм о розничной купле-продажи (например, при обнаружении недостатков в товаре), на него распространяйся нормы о договоре аренды (например, право на получение плодов) [6].

Кроме вышеназванных проблем, существуют иные общие для торгового обслуживания проблемы: наличие на рынке низкого качества товаров, небезопасность товаров, низкое качество обслуживания в магазинных формах торговли (некомпетентные продавцы), обман потребителей, предоставление неполной или недостоверной информации о товарах, продавцах, изготовителях и о правах потребителей.

Решение данных проблем помимо усиления контроля и надзора за деятельностью предприятий в сфере торгового обслуживания, просвещения потребителей и повышения гарантий соблюдения прав потребителей, видится также в оказании содействия малому бизнесу и предпринимательству, которые конкурируют с крупными сетевыми компаниями и порой такой конкуренции не выдерживают. Хочется отметить, что качество товаров на рынках, в маленьких магазинах зачастую лучше, чем в сетевых магазинах, который в основном работает на объемах и обороте товаров. Должна быть поддержка от властей — муниципальные контракты, льготы по налогу на имущество, сниженная ставка по кредитам, госпрограммы и т. п. Особенно это важно сегодня, когда из-за пандемии коронавируса многие предприятия экономически пострадали, а некоторые вынуждены были закрыться вовсе. Предприятиям в сфере торгового обслуживания пришлось перестаиваться на новый лад, так, многие продуктовые магазины перешли на онлайн-площадки, а другие подстраиваются под работу в новых условиях, в том числе учитывая рекомендаций Роспотребнадзора, что также не лучшим образом влияет на объёмы продаж и экономическое состояние предприятий. Это еще раз подчеркивает важность и необходимость государственной поддержки, так как от благосостояния продавца (изготовителя) напрямую зависит уровень и качество торгового обслуживания, важные для потребителя.

Литература:

  1. ГОСТ Р 51304–2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Услуги торговли. Общие требования»: Приказ Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://client.consultant.ru/site/list/?id=1009892060
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://online11.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=358825&dst=100001,0#05513303517700643
  3. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 24.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс». — URL:https://online11.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=351249&dst=100001,0#05121455270614281
  4. Пластинина Н. В. Дистанционные покупки. Защита прав потребителей. // СПС «КонсультантПлюс» — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=16115#06633747180022895
  5. Лебедева А. А. Торговля через вендинговые автоматы в современной России. // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=108948#0568771227543424
  6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) к ч. 2 / Под ред. С. А. Степанова. 5-е изд. М.: Проспект. 2018. // ИПС «Гарант». — URL: https://base.garant.ru/5851072/
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, торговое обслуживание, потребитель, товар, розничная купля-продажа, продажа товаров, торговая деятельность, дистанционный способ, продавец, предпринимательская деятельность.


Задать вопрос