Формирование и реализация института гражданства Российской Федерации
Курин Дмитрий Николаевич, студент
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Гражданство является одним из важнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.
Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что до настоящего времени проблема гражданства сохраняет свое значение как в современном международном праве, так и в национальном праве.
Понятие гражданства тесно связано с государством и правом. Государства долгое время жестко регламентировали процедуру приобретения гражданства, но ситуация сегодня меняется и вопрос о приобретении гражданства постоянно совершенствуется.
Ключевые слова: институт гражданства, гражданство РФ, права и обязанности граждан.
Citizenship is one of the most important factors determining the relationship of a person with the state, the basis of the legal status of an individual, as well as the main prerequisite for the state's obligation to protect individual rights and freedoms. The law establishes the generally recognized principles of citizenship, which is important for building a system of domestic legislation and for interstate relations on citizenship issues. The relevance of this issue lies in the fact that until now the problem of citizenship retains its significance both in modern international law and in national law. The concept of citizenship is closely related to the state and law. States have long strictly regulated the procedure for acquiring citizenship, but the situation is changing today and the issue of acquiring citizenship is constantly being improved.
Keywords: Institute of citizenship, citizenship of the Russian Federation, rights and obligations of citizens.
В любом современном демократическом государстве гражданство является одним из главных институтов правового положения личности.
На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и за рубежом происходят миграционные и иммиграционные процессы, вследствие чего возникают проблемы определения взаимоотношений человека и государства.
Осознание гражданства как правовой связи личности и страны в целом раскрывает смысл этого института.
Однако и в этом определении есть свои изъяны: правовая связь допустима между гражданином и государством его принадлежности, но между жителем другой страны и государством, которое предоставило ему политическое убежище, также существует связь.
Так что даже легальное определение нуждается в кое-каком уточнении и дополнении. Когда мы говорим о гражданстве как о стабильной связи лица и государства, то имеем в виду, что оно существует всегда.
Кроме того, устойчивость гражданства как правоотношения выявляется как в пространстве, так и во времени.
В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь между человеком и государством не исчезает даже в случае временного покидания гражданина государства своей принадлежности. Пребывание российского гражданина за рубежом не пресекает его гражданства. То есть, рассматриваемая устойчивая связь не может ограничиваться территориально.
Что касается устойчивости гражданства во времени, то она проявляется в его непрерывности и бессрочности.
То есть, данная связь между государством и гражданином не может быть подвергнута внешнему воздействию каких — либо обстоятельств, а также не может пропадать, а потом вновь возникать и, как правило, сохраняется на протяжении всей жизни гражданина.
Если же государство является унитарным, то в нем будет иметься единое гражданство, если федеративное — лицо будет расцениваться не только гражданином федерации, но и ее субъекта.
Следовательно, на такого гражданина будет распространяться как федеральные законы, так и законы данного субъекта федерации.
В советский период ряд ученых понимали под гражданством принадлежность человека к определенному государству.
Приведем мнения некоторых правоведов, которые в свое время исследовали особенности гражданства.
Н. В. Витрук под гражданством понимал некое оформление состава населения страны [5].
В. С. Шевцов о гражданстве говорил, как о правовой связи лица и государства, которая служит предпосылкой для установления правового статуса гражданина [10].
М. В. Баглаем, под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица со своим государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей [4].
А. А. Югов под гражданством понимает сложную и тонко дифференцированную правовую связь этих субъектов, которой характерны особые свойства [11].
Г. И. Тункин утверждал, что «гражданство — это политико-правовая связь человека с государством, которая характеризуется устойчивостью, обладанием правами и обязанностями в отношении государства, а также правами и обязанностями государства в отношении человека» [9].
А. Б. Серошин придерживается схожей позиции и полагает, что под гражданством понимается стабильная правовая взаимосвязь человека и страны, которая проявляется в комплексе их взаимных прав и базируется на признании ключевых прав и свобод человека [8].
При этом указанные права и свободы, по мнению автора подхода, должны быть формально закреплены в нормативно-правовых актах о гражданстве, которые, непосредственно признают эту связь и имеют цель — урегулирование вопросов в соответствующей области.
Т. Е. Парамзин, подвергнув критике многие определения понятия гражданства, выдвинул собственное, довольно специфическое мнение относительно данного явления.
Т. Е. Парамзин считает, что гражданство — это ядро правового статуса человека, которое выражается в исполнении лицом обязательств в отношении определенного государства [7].
К таким обязательствам относится подчинение действующему в государстве законодательству, уплата налогов и сборов, служба в Вооруженных силах и т. д.
Что касается предоставления прав и свобод гражданам, то они имеют второстепенную роль, так как именно исполнение обязательств гражданами РФ обеспечивает нормальное функционирование государства при взаимодействии, как с отдельным индивидом, так и с обществом в целом.
И. В. Лаптева гражданство считает необходимой составляющей правового статуса гражданина, от которого зависит нормальное существование человека в государстве, так как именно данная связь со своей страной способствует воплощению в жизнь естественных прав человека, без которых жизнь человека в обществе стала бы попросту невыносимой [6].
Также и государство без гражданства, по мнению Лаптевой, существовать, как таковое не может, ведь оно создано именно для организации общества, а без стабильной правовой связи с человеком эти два элемента станут обособленными и не зависящими друг от друга.
Легальное же определение рассматриваемого явления содержится в ФЗ № 62 «Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» [3].
Осознание гражданства как правовой связи личности и страны в целом раскрывает смысл этого института.
Однако и в этом определении есть свои изъяны: правовая связь допустима между гражданином и государством его принадлежности, но между жителем другой страны и государством, которое предоставило ему политическое убежище, также существует связь.
Так что даже легальное определение нуждается в кое-каком уточнении и дополнении.
Когда мы говорим о гражданстве как о стабильной связи лица и государства, то имеем в виду, что оно существует всегда.
Кроме того, устойчивость гражданства как правоотношения выявляется как в пространстве, так и во времени.
В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь между человеком и государством не исчезает даже в случае временного покидания гражданина государства своей принадлежности.
Пребывание российского гражданина за рубежом не пресекает его гражданства.
То есть, рассматриваемая устойчивая связь не может ограничиваться территориально. Что касается устойчивости гражданства во времени, то она проявляется в его непрерывности и бессрочности.
То есть, данная связь между государством и гражданином не может быть подвергнута внешнему воздействию каких — либо обстоятельств, а также не может пропадать, а потом вновь возникать и, как правило, сохраняется на протяжении всей жизни гражданина.
Если же государство является унитарным, то в нем будет иметься единое гражданство, если федеративное — лицо будет расцениваться не только гражданином федерации, но и ее субъекта.
Следовательно, на такого гражданина будет распространяться как федеральные законы, так и законы данного субъекта федерации.
Таким образом, значение института гражданства в обществе целиком и полностью определено взаимоотношениями, как отдельного индивида, так и населения в целом, с органами государственной власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)
- Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации от 31. 05. 2002 № 62-ФЗ (ред. от 24. 04. 2020)
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. — М., 2007. — С. 314
- Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе: учебник. — М., 1979. — С. 38
- Лаптева И. В. Проблемы отечественного гражданства / И.В Лаптева // Государство и право. — 2013. — С. 56–57
- Парамзин Т. Е. Проблемы определения понятия гражданства / Т. Е. Парамзин // Государство и право. — 2016. — № 9. — С. 45–46
- Серошин А. Б. Конституционное право современной России: учебник. — М., 2012. — С. 190.
- Тункин Г. И. Закон о гражданстве Советского союза / Г. И. Тункин // Советское государство и право. — 1979. — № 7. — С. 22.
- Шевцов В. С. Гражданство в Советском союзном государстве: учебник. — М., 1969. — С. 19
- Югов А. А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене / А. А. Югов // Адвокатская практика. — 2009. — № 1. — С. 41.