Во всех сферах общественной жизни лицо признается субъектом соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые в своей совокупности определяют ее социальное положение в производстве и распределении общественных благ, в управлении государственными и общественными делами и в системе общественных отношений в целом. Одновременно лицо обладает соответствующим правовым статусом, важной предпосылкой для установления которого является гражданство. Поэтому институт гражданства является определяющим в решении проблемы соотношения автономии лица как субъекта естественных прав человека с коллективными интересами. Применение такого подхода позволяет более полно определить сущность, содержание института гражданства и его конститутивные (наиболее характерные) признаки.
Ключевые слова: гражданство, концепции гражданства, беженцы, права человека, социальная справедливость.
In all spheres of public life the person is the subject of the relevant rights, freedoms and duties, which together define its social position in the production and distribution of public goods, in managing state and public Affairs and public relations in General. At the same time, a person has an appropriate legal status, an important prerequisite for establishing which is citizenship. Therefore, the institution of citizenship is crucial in solving the problem of the relationship between the autonomy of a person as a subject of natural human rights and collective interests. The application of this approach allows us to more fully determine the essence, content of the institution of citizenship and its constitutive (most characteristic) features.
Keywords: citizenship, concepts of citizenship, refugees, human rights, social justice.
Несмотря на непрекращающуюся борьбу бесправных и маргинализированных людей во всем мире и различные инициативы, предпринимаемые национальными государствами и международными организациями, социальная справедливость остается недостижимой целью для многих различных групп и групп населения.
Под «социальной справедливостью» мы подразумеваем справедливое распределение основных ресурсов и уважение человеческого достоинства и разнообразия, при котором не подрываются жизненные интересы и борьба ни одной из малых групп, а формы политического взаимодействия позволяют всем группам выражать свою озабоченность переменами. В свете этого определения мы стали свидетелями растущей несправедливости в последние несколько десятилетий, поскольку доступ к ресурсам становится все более несправедливым, а новые группы людей становятся мишенями расизма и усиливают бдительность из-за своей идентичности. Эти тенденции заставляют нас задуматься о том, каким образом понятия гражданства и прав человека (две философские традиции, коренящиеся в принципах равенства) использовались национальными и международными учреждениями и организациями либо для поощрения социальной справедливости, либо для ее отрицания.
Также важно исследовать, как использование определенных концепций гражданства приводит к уважению или пренебрежению правами человека и, наоборот, как принципы прав человека формируют представления о гражданстве. Таким образом, во всеобщее употребление для обозначения подданства входят термины «гражданство» и «гражданин». «Как известно, — писал В. М. Гессен, — до настоящего времени в истории государственного права понятию гражданства по общему правилу дается весьма специальное или узкое значение. Гражданином называется тот, кто является субъектом определенной категории публичных прав, а именно, прав политических» [3, 117].
Принципы гражданства имеют чрезвычайно важное значение для законодательного закрепления института гражданства и практики дальнейшего применения соответствующих законодательных предписаний.
Среди признаков гражданства, характеризующих наличие двусторонней связи между лицом и государством, выделяют: правовой характер этой связи; его неограниченность в пространстве и времени; максимальный характер взаимных прав и обязанностей.
Правовой характер гражданства означает, что участники этих правоотношений (лицо и государство связаны юридическими правами и обязанностями, которые имеют взаимный характер. Таким образом, институт гражданства предполагает существование дуализма в правильном понимании его содержания, ведь в своих взаимоотношениях государство и гражданин должны как взаимные права, так и взаимные обязанности.
Исключительно важно, по нашему мнению, что гражданство является своеобразным проявлением суверенитета государства, поскольку именно государство наделено полномочиями самостоятельно решать вопрос о предоставлении лицу гражданства и принимать решение о его прекращении. Следовательно, суверенитет государства распространяется также и на гражданина, который вследствие таких взаимоотношений получает возможность пользоваться всеми правами и свободами и одновременно находится под защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами.
Права человека отличаются от гражданских прав. Понятие гражданства имеет три взаимосвязанных аспекта: политическое участие, права и обязанности и членство в политическом сообществе. Современная концепция гражданства связывает права и политическое участие с национальным государством. Приобретение, утрата и осуществление гражданства Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации (ст.6) и Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» [2]. Но, кроме того, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции нельзя не учитывать нормы международного права.
Статья 6 Конституции Российской Федерации гласит:
- Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
- Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
- Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его [1].
Традиция прав человека, институционализированная Всеобщей Декларацией прав человека Организации Объединенных Наций в 1948 году, отделяет права от членства в ограниченном сообществе, делая права универсальными. Таким образом, трансграничные перемещения людей, таких как трудовые мигранты, беженцы и лица, ищущие убежища, подпадают под действие международного режима прав человека. В этой связи права человека могут быть представлены как концептуально отличные от гражданства.
Принципы прав человека также отражают приверженность понятиям «неотъемлемых прав человека». Подчеркивая универсальность в качестве своего основного принципа, права человека также раскрывают обязательства в отношении гражданских, политических и социальных прав.
В то время как идеалы глобальных (или международных, транснациональных или постнациональных) граждан остаются несколько удаленными от повседневных условий жизни, для некоторых групп людей повестка дня в области прав человека расширила набор прав, ранее зарезервированных за гражданами. Например, за последние пять десятилетий произошло расширение прав неграждан, проживающих на территориях национальных государств. Резиденты-неграждане могут пользоваться целым рядом гражданских прав, таких как свобода слова, свобода ассоциации и собраний, доступ к образованию и здравоохранению, а в некоторых случаях-право голоса. Законным иммигрантам-резидентам могут быть гарантированы полные гражданские права либо конституционно, либо законодательно. Однако во многих странах мира возросшая международная миграция поставила вопрос о гражданских правах и обязанностях постоянно проживающих иностранцев, иммигрантов и беженцев.
До сих пор мы обсуждали взаимосвязь между правами человека и гражданством, понимаемыми как совокупность прав. Принципы гражданства также влекут за собой членство и обязательства перед сообществами, такими как «местные», «этнические», «племенные», «рыночные», «государственные», «национальные», «транснациональные». Идея о том, что гражданство подразумевает обязательства перед теми или иными сообществами часто присваивалась различными консервативными правительствами, агентствами и международными организациями для правительственных и других целей. Такого рода присвоение гражданства все более укрепляло политическую почву в условиях развитого либерализма и делало гражданство и права человека преимущественно правительственными.
В то время как мы стали свидетелями расширения как гражданства, так и прав человека. Та же самая философская основа, которая позволила расширить права человека, несмотря на классовые, этнические, половые различия и т. д., иногда была ослеплена конкретными социальными напряжениями и противоречиями, которые увековечивают существенную социальную несправедливость. В частности, абстрактное представление о людях как об изолированных индивидуумах отвлекает внимание от структурных способов, которыми неравный доступ к основным ресурсам встроен в глобальную рыночную экономику. Следовательно, по-прежнему сохраняются определенные сомнения в концепции «международного гражданина», распространяющей права на всех. Следует также отметить, что одной из наиболее любопытных особенностей современного мышления о правах человека является то, как эта идея, по-видимому, установила консенсус между традиционными политическими взглядами.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 03.06.2002. № 22, Ст. 2031.
- Гессен В. М. Подданство, его установления и прекращение. — СПб., 1909. — 458 с.